Живопись с помощью пальцев
Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка,
так как успокаивает и расслабляет. Краски растекаются и переливаются, как
эмоции. Такая живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние
ребенка: гнев, обиду, боль, радость. Это позволит отследить внутреннее состояние
ребенка. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более
полно включиться в процесс творчества,
мобилизует внутренние резервы организма.
Перед началом работы необходимо надеть на ребенка фартук,
дать легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой.
Начните вместе с ребенком, покажите ему, как это
делать. Расспросите, что он нарисовал.
Работа с глиной
Работа с глиной оставляет приятные ощущения, помогает
расслабиться. Этот вид работы удовлетворяет интерес ребенка к частям тела.
Глина обладает свойствами, способствующими заживлению ран.
Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают
выражению чувств, избавляют от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщают
к социальной активности необщительных детей.
При работе с глиной можно выполнить следующие задания:
— закройте глаза и почувствуйте кусок глины,
подружитесь с ним. Какой он: холодный, теплый, влажный, сухой;
— сожмите,
разгладьте глину пальцами,
тыльной стороной руки;
— проткните
глину;
— пошлепайте по ней, пощупайте место от шлепка;
— оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусок.
Игры с песком
Игры с песком имеют положительное значение для
развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
— при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное
состояние;
— развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической
чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка,
формирует произвольное внимание памяти;
- с развитием
тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится
прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их. При игре с песком можно
выполнять такие упражнения:
— поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя
зигзагообразные и круговые движения;
— выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
— пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя
на них следы;
— создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней
разные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров
с предметами окружающего мира;
— пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими
руками;
— можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять;
— поиграть пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре
пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук,
совершая мелкие движения вверх-вниз.
Для игры с песком в помещении необходимы:
— водонепроницаемый деревянный ящик;
— чистый просеянный песок (лучше его прокалить);
— вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;
— баночки с водой для смывания песка.
Дыхательная гимнастика
Средняя
группа
«Большой и маленький». Подняться на носки, вытянуть
руки вверх. Со звуком у-х-х присесть, обхватить голени и подтянуть голову к
коленям.
«Паровоз». Двигаясь по комнате, имитировать движения
колес паровоза и произносить чух-чух, меняя громкость и скорость.
«Гуси летят». Медленно ходить, имитируя полет. На вдохе
поднять руки, на выдохе — опустить (8—10 раз), со звуком г-у-у.
«Дровосек». Руки сложить топориком и поднять вверх, затем
резко наклонить туловище и прорезать пространство между ног (5 — 8 раз),
произнести б-а-х.
«Часы». Со звуком «тик» наклониться в левую сторону,
со звуком так — в правую (4 — 5 раз).
Старшая группа
«Погреемся». Руки развести в стороны, затем быстрым
движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнеся у-х-х! (8—10 раз).
«Мельница». Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими
со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6 — 7 раз).
«Сердитый ежик». Присесть ниже, обхватить голени, опустить
голову, произнести звук ф-р-р (3 — 5 раз).
«Лягушонок». Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением
вперед. На выдохе произнести к-в-а-а-к.
«Заблудился в лесу». Сделать вдох, на выдохе
прокричать ау-у.
«Великан и карлик». Поднять руки вверх и потянуться,
сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого пола, глубоко выдохнув.
Подготовительная
к школе группа
«Часы». Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так
(10 —12 раз).
«Ловим комара». Направлять звук з-з-з в разные стороны
и хлопать руками в местах, где он может находиться (4—5 раз).
«Косарь». Имитировать движения косаря, занося то
влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-у-х (5—8 раз).
«Трубач». Воображаемую трубу поднести к губам и, нажимая
на клавиши, произносить звуки ту-ту-ту (15—20 с).
«Будильник». Сесть на пол, скрестив ноги. Обхватить голову
руками и делать ритмичные движения из стороны в сторону со словами
тик-так. Через 3—4 раза вытягивать
голову вперед, имитируя движения кукушки, и произносить ку-ку.
«Насос». Резко наклониться 2 — 3 раза в одну сторону,
скользя по ноге руками и произнося звук с-с-с (по б — 8 раз в каждую сторону).
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЛЮБИМЫЙ НОСИК»
Цель: научить детей дыханию через нос, профилактике
заболеваний верхних дыхательных путей.
А сейчас без промедления Мы разучим упражнения, Их,
друзья, не забывайте И почаще повторяйте. 1.
Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, обратно — выдох (5
раз).
Вдох — погладь свой нос
От крыльев к переносице.
Выдох — и обратно
Пальцы наши просятся.
2. Сделать вдох левой ноздрей; правая — закрыта, выдох
правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).
Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.
Попеременно ноздри при этом закрывай.
Сиди красиво, ровно, спинка — прямо.
И насморк скоро убежит, ты так и знай!
3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м,
одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза).
Дай носу подышать,
На выдохе мычи.
Звук [м] мечтательно пропеть старайся,
По крыльям носа пальцами стучи
И радостно при этом улыбайся.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ
ДЕТЕЙ
«Часики». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки
опустить. Размахивая вперед и назад прямыми руками, произносить тик-так
(6 — 7 раз).
«Дудочка». Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как
будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленно вдох с произнесением
звука п-ф-ф-ф (4 раза).
«Петушок». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки
опустить. Поднять руки в стороны и вздохнуть, затем похлопать по бедрам со
словами ку-ка-ре-ку — выдох (4 раза).
«Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременные движения
руками и приговаривая чух-чух-чух (15 —
20 с).
«Веселый мячик». Встать прямо, ноги расставить. Поднять
руки с мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком у-х-х-х
— выдохнуть, затем догнать мяч (4— 5 раз).
«Гуси». Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать
руки в стороны, на выдох — опускать вниз с произнесением длительного звука
г-у-у-у (1 мин).
«Каша кипит». Сесть на стул. Одну руку положить на живот,
другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь — вдохнуть, опустить
грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот — выдохнуть. При вдохе громко
произносить ф-ф-ф (4 раза).
Упражнения можно включить в комплекс утренней гимнастики,
разминки после сна, во время прогулки (не менее 2 раз в день).
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (проводятся во всех
группах)
Артикуляционная гимнастика
«Трактор». Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость
и длительность (укрепляем мышцы языка).
«Стрельба». Стрелять из воображаемого пистолета: высунув
язык, энергично произнести к-г-к-г (укрепляем мышцы полости глотки).
«Фейерверк». В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и
рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б
(укрепляем мышцы губ).
Несколько раз зевнуть и потянуться (упражнение стимулирует
гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые
состояния).
«Гудок парохода». Набрать воздух через нос, задержать
на 1 — 2 с и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой.
«Упрямый ослик». Выбираются «ослики» и «погонщики».
Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают осликов, а те начинают
кричать й-а-й-а (укрепляем связки гортани).
«Плакса». Имитируем плач, произнося ы-ы-ы(звук [ы] снимает
усталость головного мозга).
КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА
«Лошадка». Цокать язычком, как лошадки, то громче, то
тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем (20—30 с).
«Ворона». Произнести протяжно ка-а-а-ар (5 — 6 раз),
поворачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала
каркать беззвучно и с закрытым ртом (6— 7 раз).
«Змеиный язычок». Длинный змеиный язычок пытается
высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз).
«Зевота». Расслабиться, опустить голову, широко
раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать (5 —
6 раз).
«Веселые плакальщики». Имитировать плач, громкие
всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30 — 40 с).
«Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее
избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха,
хи-хи-хи.
|