«То, что упущено в детстве, никогда не возместить
в годы юности и тем более в зрелом возрасте».
В.А.Сухомлинский
Дошкольное детство - очень короткий
период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу
жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это
вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться
гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании
фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок
проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении
последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие
органов и становление функциональных систем организма, закладываются
основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и
окружающим.
Именно поэтому с
раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье,
воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и
самосохранении.
Педагогам дошкольных учреждений
необходимо работать в этом направление только совместно с семьёй, так
как важный субъект начального звена системы является – семья. Она
создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового
образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех
этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои
особые функции, не могут заменить друг друга и должны
взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача
педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому
образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить
вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми
санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в
домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в
оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями,
проводимыми в детском саду.
Привычка к
здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная
привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся
средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях
решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве,
заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы
работы. Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на
ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять
непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить
ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать
свое здоровье.
Педагогам и
родителям надо не забывать том, чтобы не задавить ребенка потоком
пока еще неосознанной информации, а дать ему возможность поразмышлять,
подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни — это не просто
сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных
ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и
дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности
и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в
реальной жизни.
Формирования культурно-гигиенических
навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых
актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она
изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли
она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому
развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Гигиеническая
культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать,
писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты,
здоровья. Необходимо приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму:
своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё
полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что
соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но
и здоровья окружающих.
В детском саду воспитатели должны
приучать воспитанников заботиться о своем здоровье и здоровье
окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой
пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные
знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей
не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры - занятия,
изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры,
закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники,
беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных
форм. Обучение организовывают не только на занятиях, но и во всех
режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на
принятие решения по этой проблеме. Несомненно, главными союзниками в
этой работе должны быть родители. С первых дней знакомства с ними,
воспитатели должны показать и рассказать всё, что ждёт их детей в
детском саду, обратить особое внимание на вопросы, связанные со
здоровьем детей. Выслушать их просьбы относительно питания, сна, одежды
ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводить только
строго с согласия родителей.
Главное, в первую
очередь направить работу и доказать, что без их участия мы не сможем
добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером
для своих детей.
Семья и детский сад – два
воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым
содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт. В этих
целях необходимо широко использовать различные формы сотрудничества:
беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные
праздники, анкетирование. Проводить дни открытых дверей с демонстрацией
методов и приемов работы с детьми, показывать разные виды
физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста. Приглашать
родителей к участию в жизни детского сада.
Красочные наглядные стенды в
приемных должны знакомить родителей с жизнью детского сада, с
Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В
уголках для родителей необходимо поместить информацию практической
направленности, приводить интересные факты, давать рекомендации
воспитателей и специалистов. В результате такой работы, использовании
различных форм и методов общения с родителями, должна повыситься
педагогическая грамотность родителей; повыситься культура
межличностного взаимодействия детей в детском саду. Таким образом,
работа в тесном взаимодействии с родителями принесёт отрадные
результаты.
Условия жизни, нравственная и
эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью
зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за
счастье и здоровье детей. |