Дошкольное
детство – важный период в становлении личности ребенка. Этому способствует
высокая детская восприимчивость и внушаемость. Каким станет в будущем ребенок, зависит от воспитания. Поэтому
хочется подчеркнуть особую роль семьи в
воспитании и развитии ребенка. Семья
для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Любовь родителей
обеспечивает ребенку эмоциональную защиту, дает ему жизненную опору. В
условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического
выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения
вопросов воспитания. Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают
серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Коммуникативное
развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Замыкаясь на компьютере и
телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с
другом. А ведь живое человеческое
общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу
их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в
сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых
друзей, находить выход из сложных ситуаций.
В
нашем ДОУ большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной
сферы ребенка.
В
связи с этим определили цель: развитие
социальных умений и коммуникативных
навыков у детей дошкольного возраста,
умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих
людей.
Для
достижения поставленной цели были поставлены задачи:
Учить
детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.
Развивать
язык жестов, мимики, пантомимики.
Осознавать
собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмоциональные состояния других людей.
Развивать
навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Воспитывать
доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами
свои чувства.
Объединить
усилия педагогов и родителей для развития коммуникативных навыков детей.
Для
достижения положительных результатов по данному направлению
в своей работе использую следующие методы и
приемы:
Словесные
(рассказ, беседа, составление детьми рассказов и сказок, обсуждение,
объяснение, чтение художественных и фольклорных произведений);
Наглядные
(наблюдение, демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, разыгрывание
театрализованных сценок);
Практические
(упражнения, творческая деятельность, самостоятельное разыгрывание ситуаций,
театрализация с участием детей, решение социально-нравственных задач);
Игровые
(дидактическая игра, игры для эмоционального развития, режиссерские и
сюжетно-ролевые игры, воображаемая ситуация, здоровьесберегающие игры
(пальчиковые игры, психогимнастика, дыхательные гимнастики, подвижные игры и
др.), сюрпризные моменты, загадки, игры для воспитания гуманных отношений.
Говоря
о здоровье, мы должны учитывать здоровье не только физическое, но и
эмоциональный комфорт детей.
Опыт
работы с детьми старшего дошкольного возраста показал, что занятия в форме игры
можно использовать как
средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно
помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и
взрослыми. При составлении занятий стараюсь включать игры на развитие
эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу
комплименты» развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает
потребность в общении. В ситуации
общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание
и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его
миру.
Для
налаживания диалогического общения используются настольно-печатные,
дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Играя парами,
дети взаимодействуют друг с другом, соблюдают правила, вежливо
обращаются друг к другу, аргументировано отстаивают свою точку зрения. Используя
игру «Вежливые слова», дети закрепляют правила вежливого этикета.
На
занятиях психогимнастики дети учатся выражать эмоции, преодолевают барьер в
общении. Через развитие эмоциональной
сферы дети лучше понимают себя и других,
имеют возможности для самовыражения. Особое значение в психогимнастике
придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального
эмоционального здоровья и развития
ребенка. Так, например любимые игры детей «Разведчики», «Хвост дракона», «Нитка
и иголка» развивают внимание, наблюдательность, снижают эмоциональное
напряжение. (Игра «Все кого зовут…»)
Подвижные
игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не
только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в
животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются
специальные занятия, в основном они
проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное
время.
Одним
из направлений здоровьесберегающей работы в детском саду является проведение с
детьми различных экскурсий, которые несут как практические, так и теоретические
знания. Длительная экскурсия позволяет ребенку долго пробыть на свежем воздухе,
дать организму умеренную физическую нагрузку, А также узнать много нового и
интересного.
Важное средство развития навыков совместной
деятельности - сюжетно-ролевая игра. Дети сочиняют сюжеты, обыгрывают их. Очень
важно участие взрослого в игре, который задает наводящие вопросы, помогает
детям организовать сюжет. Так, например, воспитатель, подойдя к группе детей,
может спросить: «Ребята, во что будете играть?» Получив ответ, предлагает:
«Давайте вместе придумаем, как играть интереснее, по-новому». Отталкиваясь от темы,
заданной детьми, воспитатель сам предлагает дополнительный вариант (А если вот
так…А может быть, по-другому... А как еще можно?) В играх детей, наряду с
действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки,
эмоции. Мама проявляет заботу о дочке, не только кормит, купает, одевает, но и
воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает
уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную.
Необходимо научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением
других детей. Развивать умение действовать с учетом потребностей, интересов остальных.
Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе
театрализованной деятельности. Во всех группах, при помощи родителей, созданы
условия для театрализованной деятельности. Дети со своими спектаклями выступают
перед детьми и родителями. Но не сюжетно-ролевая игра, не театрализация не
будут интересны детям без ярких костюмов и атрибутов. Здесь необходима помощь
родителей. Наши родители с удовольствием изготавливают костюмы. Для помощи в
организации и проведении мероприятий, обустройстве групп, выступлений в
спектаклях родители наделяются ролью "добровольного помощника” с обязательным
объявлением благодарности. "Копилка добрых дел родителей” постоянно
пополняется. Проведенные совместные мероприятия такие как: открытые просмотры
занятий «Моя семья», «Вежливые слова», «Наша группа Буратино», «День победы»,
развлечения «Путешествие по космической галактике», «Весенняя ярмарка»,
«Новогодний карнавал», круглые столы, показали: мамы и папы глубже вникают в
работу детского сада, интересуются различными сторонами воспитания детей,
обмениваются опытом, активнее посещают наши мероприятия, участвуют в их
организации. Совместные мероприятия благотворно влияют на эмоциональное
состояние ребенка. Возможность увидеть своего ребенка в условиях,
отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и
приемов воспитания. Постепенно родители убеждаются, что их участие в жизни
детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это
важно для их собственного ребенка. Все это влечет за собой благоприятное
развитие коммуникативных навыков общения и прослеживается взаимосвязь
«воспитатель – ребенок – семья». В
результате совместной работы с родителями дети
лучше ориентируются в человеческих отношениях, понимают эмоциональное
состояние людей. Научились чувствовать настроение взрослого и сверстника,
проявлять сопереживание, отзывчивость, сдерживать желания и эмоции в разных
ситуациях, уступать сверстнику, отстаивать свою точку зрения, обращаться с
просьбой, отказываться и предлагать помощь.
В
заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков
у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и
возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания
культурного человека стоим мы – воспитатели и родители. |