Одной из главных задач детского сада является
усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с
детьми и процессом воспитания ребенка в семье.
Разумные поручения, задания и т. п., которые
дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что
делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности,
творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.
Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных
отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых
разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на
впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.
Очень важными для формирования личности ребенка
являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и
взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать
содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается
педагогически ценное общение взрослых и детей.
Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми. ЗАДАЧИ И ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
В семье
|
В ДОУ
|
1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей.
|
1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.
|
2. Желательно приобрести
несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по
формированию привычки к здоровому образу жизни.
|
2. Пропагандировать среди
родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять
родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и
развитие детей.
|
3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.
|
3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек -как основу становления характера ребенка.
|
4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками.
|
4. Оказывать постоянное
внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать
детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению
сверстников.
|
5. Создавать благоприятную
гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое
проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С.
|
6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.
|
6. Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в ДОУ.
|
7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.
|
8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.
|
9. Осуществлять закаливающие
процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в
соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача:
|
- условиями домашних условий
|
- условиями образовательного учреждения
|
10. Создание библиотеки детской
и энциклопедической литературы, содержание которой способствует
формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
|
10. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной.
|
11. Личный пример взрослых
родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных
привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки;
здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и
т.п.
|
12. ПО мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни.
|
12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.
|
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
Соблюдение и обогащение семейных традиций одно из направлений нашей Программы.
Цель данного направления: взаимодействие
педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает
обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также повышение
педагогической культуры родителей, т.е. Сообщение им знаний,
формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного
отношения к себе как педагогам.
Задачи взаимодействия с семьей.
u Продолжать формировать у дошкольников привычку к здоровому образу жизни;
u Укреплять и охранять здоровье детей;
u Развивать способность устанавливать простейшие связи между совершаемыми действиями и состоянием здоровья;
u Сообщать родителям о значении стиля общения с детьми для их развития.
У каждого взрослого человека есть такие
воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем
теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь,
продолжать лучшие семейные традиции. Мы предлагаем в ходе изучения
социального статуса семьи, поинтересоваться и семейными традициями семей
воспитанников детского сада, это поможет в проведении праздников в ДОУ,
обозначит формы работы с семьей в течение года, в совместных
мероприятиях, проводимых в детском учреждении, родители поделятся свои
опытом по сохранению и продолжению семейных традиций.
Традиции семей воспитанников детского сада.
№ п/п
|
Традиция
|
Содержание
|
1.
|
Семейный стол
|
Взрослые должны есть вместе с детьми, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать.
Совей
культурой общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря
которым хорошие манеры поведения за столом, положительное отношение к
здоровой пище вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми
на всю жизнь.
|
2.
|
Мы ходим в походы
|
Эта традиция «для ума и тела». Во время прогулок есть возможность поговорить с ребенком на интересующие его темы.
|
3.
|
Лыжные прогулки
|
В
развитии и формировании у ребенка привычки к здоровому образу жизни
большое значение имеет физическое воспитание, укрепление сил и
здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической
культуры.
|
4.
|
Мы ходим в баню
|
Во-первых,
это общение с семьей. Во-вторых, бани — первое средство, чтобы
укрепить иммунитет, повысить общую сопротивляемость организма
инфекциям, улучшить кровообращение и вывести из организма все шлаки.
|
5.
|
Праздники семьи
|
Общение с ребенком согласно принципам Ю. Б. Гиппенрейтер:
• Безусловное принятие
• Законы «зоны ближайшего развития»
• Давайте вместе
• Передавать ответственность детям
• Позволять
вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих
действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть,
становится «сознательным»
- «Активное слушание»
|
6.
|
Совместное чтение
|
Ежедневное
чтение художественной литературы способствует не только
интеллектуальному развитию ребенка, но и воспитывает бережное
отношение, любовь к членам семьи. Ребенок получает опыт о выборе
литературы для чтения, учиться слушать и слышать. Голос матери, отца,
близких на всю жизнь сохранится в памяти, воспоминания о совместно
проведенном времени поможет в воспитании уже своих детей.
|
7.
|
Походы в кинотеатры
|
Сближение
отношений ребенок, родитель. Ребенок делится своими впечатлениями о
просмотренном, родители объясняют то, что ребенок не понял. Активно
развивать фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и
своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное
использование взрослыми этих возможностей ребенка будет
способствовать его нравственному и познавательному развитию.
Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них,
предлагать повороты сюжетных линий, давать нравственные оценки
поступкам героев.
|
8.
|
Посещение выставок
|
Продолжать обогащать впечатления детей.
|
Эта таблица может быть продолжена каждым
педагогом, исходя из конкретного социального статуса семьи, традиции,
которые хранят в семье и в детском саду.
Общаясь с родителями, мы делимся своими
традициями, которые сохраняются и обогащаются коллективом детского сада,
например: «Сладкий час», «Театральная пятница», «Встреча с интересными
людьми», «Наша коллекция», «День рождения детского сада», «Встреча
Нового года», «День рождения только раз в году», «В гостях у доктора
Айболита» и другие.
Сохранение и продолжение семейных традиций
актуально и необходимо, так как одной из главных проблем отношений между
детьми и взрослыми считаем отсутствие преемственности поколений, по
данным нашей группы более 70% дошкольников воспитываются без участия
старшего поколения — бабушек и дедушек. |