Цель: Познакомить родителей с особенностями
развития физической выносливости у детей
старшего дошкольного возраста и самоконтроля.
Изучения деятельности детей показали
важнейшую роль смыслов в её регуляции. В
исследованиях (А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина
В.Г.Котырло и др.) подчёркивается, что с одной
стороны ребёнок руководствуется смыслом как
регулятором поведения, если малыш понимает смысл
дела, то он принимает и удерживает цель.
Однако, с другой стороны Е.А. Бугрименко
показывает, что самоконтроль может выступать как
особый тип взаимоотношений между людьми (т.е.
социальная сторона контроля), дети затрудняются
в осуществлении самостоятельных контрольных
действий, поэтому чтобы помочь дошкольникам
осмыслить своё правильное поведение чрезвычайно
важна роль воспитывающего взрослого, так как
только в диалоге со взрослыми дети постигают
значение и смысл физической культуры,
человеческих действий и поступков, направленных
на укрепление своего здоровья, выносливости и
других качеств, формируется умение соотносить
оценки взрослого со своим собственным
поведением. В этой связи, учёные рекомендуют
вариативно использовать оценку как средство
управления ребёнком, развития его произвольного
поведения, дисциплинированности и
организованности.
В свою очередь общение взрослого и ребёнка
помогает освоить эталоны контрольно-оценочных
суждений, обобщённую логику человеческой
деятельности, в том числе и
физкультурно-оздоровительной, а также усвоить
"язык” человеческих чувств, который также
является средством регуляции деятельности и
поведения. Именно эмоционально-насыщенное
взаимодействие взрослого и ребёнка, поддержка
малыша на всех этапах выполнения двигательной
деятельности, позволит развивать самоконтроль и
очень необходимое в старшем дошкольном возрасте
качество-выносливость. Под выносливостью
понимают все время мышечной работы заданного
характера до усталости и на фоне её (Н.Л.Ноткина).
Она определяется свойствами ЦНС и процессами,
которые происходят в ней при мышечной
деятельности уровнем воли, самоконтроля, а так же
энергообменом в организме, который зависит от
мощности работы сердца в аэробном режиме, от
эффективной реакции печени (гликолиза) от
энергетики мышц в анаэробном режиме.
Чтобы развивать выносливость и самоконтроль
необходимо использовать циклические движения
В.Г Фролов и Г.П Юрко рекомендуют использовать
общий объем беговой нагрузки с 720 до 1400:
- Медленный бег (180-300-раза);
- Бег со средней скоростью (100-250-2раза).
Е.Н.Вавилова рекомендует лыжные прогулки с
преодолением многочисленных естественных
препятствий: некрутые подъёмы и спуски.
№ |
Содержание физических
упражнений |
Дозировка, темп |
Методические указания |
Примечания |
I. |
Ходьба парами с упражнениями на
дыхание, парный бег. |
1 круг. 2 круга. |
|
|
|
Ходьба парами с имитацией ходьбы
лыжников. Взрослые и дети берут лыжи. Построение
врассыпную.
ОРУ с лыжами. |
|
В гости пришла Снежная Баба. Читает
стихи:
"Порой за себя мне бывает неловко,
Торчит у меня вместо носа морковка,
Ведро набекрень на макушку надето,
На шее платок непонятного цвета.
Но мне унывать не дают ребятишки,
Хохочут девчонки, хохочут мальчишки.
Наташки и Сашки, Егорки и Жорки,
Как снежные шарики катятся с горки.
И я улыбаюсь от уха до уха
Ведь я не какая-то злая старуха!
Поэтому любят меня ребятишки –
Румяные Гришки, Иришки, Маришки.
Недаром сказал мне сегодня Серёжа,
Что я на Снегурочку очень похож.
Конечно, приятно, но верится слабо
Я просто весёлая Снежная…….”?
(Г.Сапгир)
Угадали-молодцы!
Я пришла вас порадовать уральской зимой,
морозцем. Да лыжнёй звенящей! Готовы к
тренировке, не боитесь мороза и усталости?
Вперёд, марш!
Указание Снежной Бабы о сгибании ног в коленях,
положении спины. |
|
|
1. "Передай лыжи друг другу”. И.п.
– Встать спиной друг к другу, лыжи перед собой.
В.
1 – Поднять лыжи вверх, прогнуться, сказать хоп !
передать друг другу.
2 – Вернуться в и.п. |
6 раз умеренно. |
Старайтесь быть внимательными и
собранными, не выполнять лишних движений. |
|
|
2. "Весёлые лыжники”. И.п –
Встать лицом друг к другу, ноги вместе, руками
взяться за середину лыжи.
В.
1-3 – выполнять прыжки-подскоки направо;
2-4 – кружение налево. |
2 СЕРИИ по 10 прыжков. |
Это упражнение требует внимания и
выносливости. |
|
|
3. "Проверим крепления друг у
друга”. И.п – стоя лицом друг к другу на
расстоянии трех шагов.
В.1-4 наклон вперёд,в положении упор на ступнях и
руках передвигаться по снежной площадке. |
4 раза умеренно. |
"Снежная баба” в паре с ребёнком
показывает это сложное упражнение. |
|
|
4. "Повороты лыжников”. И.п –
Встать лицом друг к другу, взяться руками за лыжу,
ближе к середине.
В – Выполнять повороты направо (налево),
поднимая лыжи махом вверх при поворотах внутрь и
наружу, перехватывая её. |
2 серии по 4 раза в каждую сторону. |
Указание об энергичном движении рук. |
|
|
5. Упражнения в падении
(обучение самостраховке) И.п – Стоя боком к
снежному сугробу.
В – поочерёдно взрослый и ребёнок подталкивают
друг друга в сугроб- нужно упасть правым ( левым)
боком в "группировке”. |
По 4 раза. |
Указание Снежной бабы " не забудьте
помочь друг другу отряхнуться, вполне может быть,
что у меня ещё появятся подружки”. |
|
|
6. "Прыжки в паре”. И.п – Стоя
лицом друг другу взяться за руки правая нога
вперёд.
В – Прыжком меняем положение ног. |
2 серии по 10 прыжков. |
Указание о высоте прыжка |
|
|
7. Упражнения на восстановление
дыхания. |
1 круг. |
Капитаны команд получают карточки с
заданиями |
|
II. |
Дети и родители одевают лыжи и строятся
по командам: "Снеговичок”, "Льдинка” , "
Солнышко”. Выполнение заданий по этапам,
указанным на карточках:- "Большие шаги”;
- "Перешагивание через упавшее дерево”;
- "Поворот кругом”;
- "Гонка”;
- "Подлезание под кустарник”.
|
2 раза дистанция 1 км. |
Задания выполняются по 2 раза на парной
лыжне. Взрослые помогают детям проявлять
самоконторль и выносливость, волю и терпение.
Следить, чтобы оказывали помощь друг другу на
дистанции. |
|
|
По окончании заданий все команды
собираются на снежном стадионе и играют в П\Игру
"Снежная карусель” Еле-еле, еле-еле
закружились карусели
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише-тише, не спешите карусель остановите.
Раз-два, раз-два вот и кончилась игра. |
2 раза в разные стороны. |
Снежная Баба держит обруч с длинными
лентами. Дети и родители медленно скользят на
лыжах по кругу, ускоряют скольжение, замедляют
скольжение, останавливаются, поворачиваются
лицом в круг, поднимают вверх, опускают под текст. |
|
III. |
Подведение итогов. |
|
При подведении итогов обратить
внимание на реакцию и поведение детей.- Если сердится на лыжи, снежную бабу и т.п- видимо
он не умеет контролировать свои действия.
- Если ребёнок говорит, что надо ещё
потренироваться, набраться сил, выносливости не
хватило – у него развиты навыки самоконтроля.
- Если ребёнок видит причины успеха или неуспеха
в качестве инвентаря и в себе (своих двигательных
навыках и умениях) – это свидетельствует о хорошем
анализе заданий.
|
|
В заключение Снежная баба всех поздравляет с
началом весёлой зимы и дарит на память
снежинки. На каждом лучике снежинки написаны
правила развития выносливости: выполнять
упражнения для всех основных мышечных групп,
чередовать моменты напряжения и расслабления
мышц, используйте знакомые, не трудные движения,
продолжительность непрерывных движений должно
быть около 2 минут, развитие выносливости
предполагает первоначальную степень утомления
(покраснение лица и потливость), дистанцию
увеличивают постепенно (от 500 метров до 1 км).
Зимой выносливость быстрее развивается на лыжне.
|