Инструкция по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей
дошкольного возраста при использовании спортивных снарядов и физкультурных
пособий
Спортивное оснащение дошкольного
учреждения зависит от его материальной базы. Подбору спортивного оборудования,
способствующего ознакомлению детей с разнообразными видами спортивных движений
и игр и их освоению, следует уделять особое внимание.
Основное правило, которое
необходимо соблюдать при использовании спортивного оборудования в работе с
детьми, — это выполнение инструкции по обеспечению безопасности их жизни и
здоровья:
1. В целях обеспечения
безопасности жизни и здоровья ребенка в движении, при использовании
разнообразных спортивных снарядов и игровых пособий необходимо строго
соблюдать технику безопасности.
1.1. При распределении
снарядов в спортивном зале и на спортивных площадках следует учитывать правила
техники безопасности, которые касаются работы над движениями с подгруппой и
группой детей разного возраста.
1.2. Необходимо заранее
приготовиться к тому, чтобы в спортивном зале и на спортивных площадках не было
предметов с острыми углами, а также выпирающих из стен труб и различных винтов;
розетки и электровыключатели должны быть закрыты, плафоны электроосвещения и
окна зарешечены, площадка для игровой двигательной деятельности детей —
свободной.
1.3. Следует
систематически проверять крепления спортивных снарядов (винтовых, узловых), а
также крепление основных стоек к стене и потолку.
1.4. Необходимо
обязательно соблюдать санитарно-гигиенические требования.
1.5. Под спортивными
снарядами в обязательном порядке следует устраивать мягкий настил; в спортивном
зале — поролоновые маты, на спортивных площадках — взрыхленный песок.
1.6. Нельзя оставлять
детей одних, без присмотра около снарядов.
1.7. Полосу препятствий
из спортивных снаряде в нужно располагать по краям площадки так, чтобы в поле
зрения были псе дети.
1.8. Для обеспечения
техники безопасности при повышенной двигательной деятельности во время
спортивных и подвижных игр следует освобождать центр площадки от лишних
предметов; в зале ковровые настилы в местах соединения должны быть зашиты или
заклеены, чтобы не задирались края и углы; на спортивных игровых площадках
почва должна быть ровной и утрамбованной, без ямок, бугорков и выпирающих
корней деревьев; кустарник, который ограждает площадку, должен быть аккуратно
подрезан.
2. В целях обеспечения
безопасности жизни и здоровья ребенка необходимо уже с 3-летнего возраста
учить детей правилам пользования спортивным инвентарем.
2.1. Руководителю
физического воспитания и воспитателю необходимо знать назначение каждого
спортивного снаряда и пособия, бережно к нему относиться.
2.2. При поломке
спортивного инвентаря целесообразно ремонтировать его вместе с детьми и
родителями.
2.3. В помещении, где
хранятся лыжи и другой инвентарь, следует соблюдать четкую организацию его
выдачи и складирования; под контролем взрослого дети поочередно берут лыжи и
палки или ставят их в стойку.
2.4. Лыжи дети должны
переносить в вертикальном положении с захватом под ремешок или под пятку,
чтобы не задевать ими друг друга. Лыжные палки следует держать в другой руке с
обхватом за ручки и пиками (острием) вниз.
2.5. При метании любых
игровых пособий (городошные, летающие тарелки, мешочки, мячи и другое) надо
соблюдать четкую организацию: метать но сигналу взрослого, бежать за предметом
только тогда, когда все остальные дети уже совершили бросок. При подгрупповом и
групповом метании все действия совершаются по сигналу руководителя физического
воспитания или воспитателя.
2.6. В групповых играх со
спортивным инвентарем (хоккейная клюшка, шайба, футбольный, волейбольный и
баскетбольный мячи, бадминтонная ракетка и другое) следует систематически
напоминать детям о технике безопасности; например, при замахе хоккейной
клюшкой для удара по шайбе нужно слегка отводить ее назад, а не вверх, чтобы
случайно не ударить другого игрока.
2.7. При выполнении
упражнений на спортивных снарядах надо крепко держаться руками и ногами; все
действия должны быть осознанными. Спортивные снаряды — это не качели, так как
при раскачивании можно сорваться и упасть.
3. В целях обеспечения
безопасности жизни и здоровья ребенка в движении необходимо уже с 3-летнего
возраста постепенно и систематически учить детей владеть своим телом и
осуществлять самостраховку в любых экстремальных ситуациях.
3.1. Знакомство и обеспечение
разнообразным спортивным упражнениям или играм осуществляется по следующим
принципам: «Заинтересуй — но не заставляй силой»; «От простого к сложному
постепенно»; «Каждому ребенку — по его способностям»; «Обучай, играя» и др.
3.2. Чтобы дети осознанно
относились к спортивным упражнениям на снарядах или к игровым действиям со
спортивным инвентарем, необходимо систематически напоминать и демонстрировать и
м, какие физические и психологические качества при этом вырабатываются и для
чего они нужны.
3.3. В целях безопасности
заранее оговорить с родителями требования к спортивней одежде и
обуви.
3.4. Чтобы обезопасить
двигательную деятельность детей на спортивных снарядах и игровые действия со
спортивным инвентарем, руководитель физического воспитания и воспитатель
должны знать технику движений на каждом снаряде и технику игровых упражнений с
каждым видом спортивного инвентаря, систематически помогать детям в освоении
точной техники для их безопасности. Например, чтобы удержаться на лесенке
(турнике, рукоходе, кольцах и т. д.), надо крепко захватывать рейку всеми
пальцами в обхват, т. е. четырьмя пальцами сверху, а большим - снизу; чтобы
ноги не скользили, надо ставить их на рейку серединой стопы.
Помимо объяснений,
следует давать детям возможность почувствовать правильную и неправильную
технику захвата и постановки ног, чтобы они могли применить самостраховку для
своей безопасности.
Итак, через сравнение и
наглядность следует помогать детям развивать чувство самостраховки и осваивать
технику безопасности.
3.5. Руководитель
физического воспитания и воспитатель при подгрупповом и групповом выполнении
упражнений на спортивных снарядах должны четко соблюдать правила организации.
3.6. Систематически и
правильно осуществлять страховку и помощь всем детям.
3.7. При использовании
разнообразных спортивных снарядов на физкультурном занятии или вне его,
следует заранее обдумывать, где и как нужно осуществлять страховку.
3.8. При страховке на одном из снарядов
взрослый должен стоять так, чтобы в поле зрения держать всю группу.
3.9. Чтобы избежать
расплющивания у ребенка стопы при спрыгивании с высоты, в целях улучшения
амортизации на пол следует класть два поролоновых мата толщиной 10 см каждый, а
также необходима поддержка взрослого. |