Медико-педагогический контроль как мера профилактики травматизма
1. Медицинский контроль
осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача контроля
заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического
и нервно-психического развития.
2. Медико-педагогический
контроль включает:
а) врачебные
обследования, оценку состояния здоровья, физического развития детей в процессе
занятий;
б) медико-педагогические
наблюдения за проведением различных форм физического воспитания, контроль за
содержанием, методикой проведения физкультурного занятия, соответствия
возрастным возможностям детей;
в) санитарный надзор за
местами проведения занятий, закаливающих мероприятий, за гигиеническим
состоянием оборудования, инвентаря, а также костюма и обуви занимающихся;
г)
санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей дошкольного
учреждения.
Организация медицинского
контроля предусматривает совместную работу медицинской сестры, заведующего,
воспитателя.
3. Врачебное обследование
и оценка состояния здоровья детей осуществляются врачом при ежегодных
углубленных медицинских осмотрах. Для более точной оценки необходимо иметь
характеристику развития движений каждого ребенка. Оценка состояния здоровья
дается на момент обследования.
Первая группа объединяет
здоровых детей, не имеющих отклонений в развитии по всем выбранным для оценки
признакам здоровья, не болевших или редко болевших в период наблюдения.
Вторая группа — здоровые
дети, имеющие некоторые функциональные изменения.
Третья группа объединяет
больных детей с наличием хронических заболеваний.
Четвертая группа — дети с
хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии
субкомпенсации.
Пятая группа — дети,
больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками
развития.
В детских дошкольных
учреждениях находятся дети, не имеющие абсолютных противопоказаний для занятий
физической культурой. Медико-педагогические наблюдения включают оценку
соответствия содержания и методики проведения различных форм физического
воспитания возрастным и функциональным возможностям детей. Врач, медицинская
сестра, заведующий, осуществляя медико-педагогический контроль, должны
предварительно познакомиться с конспектом, составленным руководителем
физического воспитания. Для оценки правильности построения физкультурного
занятия следует пользоваться методом индивидуального хронометража и
пульсометрии. При проведении хронометража определяется также двигательная
активность детей, общая и моторная плотность физкультурного занятия.
При определении общей
плотности занятия учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений,
показ и объяснения воспитателя, перестроения, расстановку, уборку спортивного
инвентаря, за вычетом времени, затраченного на простои детей, неоправданные
ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет
собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия,
выраженное в процентах. Общая плотность должна составлять не менее 80—90 %.
Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно
затраченного ребенком на выполнение движений, ко времени всего занятия,
выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна
составлять не менее 70—85 %.
При медико-педагогическом
контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего
двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю динамическую
деятельность детей, — как организованные формы работы, так и самостоятельную
двигательную деятельность. Общий двигательный режим должен являться средством
укрепления здоровья детей. |