Требования к методике
руководства физкультурной деятельностью в детском саду
1. Обучая детей различным
навыкам, приемам выполнения движений, руководитель физического воспитания
должен обеспечить правильный показ движения.
2. При организации
занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали спортивные
снаряды и тренажеры.
3. Не допускать
нахождение детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра взрослого,
следить за организованным входом и выходом детей из спортивного зала.
4. При проведении занятия
следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения
находились все дети.
5. При выполнении
упражнений с предметами (палки, обручи, и т. д.) следить за достаточным
интервалом и дистанцией между детьми.
6. Руководитель
физического воспитания должен осуществлять постоянный контроль за сохранением
правильной позы и осанки детей во время занятия.
7. При организации
физкультурного занятия руководитель физического воспитания должен следить за
состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних
признаков переутомления педагог обязан предложить ребенку отдохнуть, а затем
переключиться на более спокойную деятельность.
8. Руководитель
физического воспитания в обязательном порядке должен ознакомить детей с
правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.
9. Страховка и помощь как
мера профилактики безопасности детей на физкультурных занятиях
Как уже отмечалось, одна
из наиболее распространенных причин травматизма — плохая организация занятий.
Страховка и помощь на
физкультурных занятиях позволяют не только успешно решать задачи овладения
техникой физических упражнений, но и избегать травм. Под страховкой понимают
готовность педагога своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в
случае неудачной попытки. В отличие от страховки помощь предусматривает поддержку,
подталкивание, «проводку» занимающегося по траектории исполняемого им движения.
Страховка и помощь имеют
немаловажное психологическое значение, особенно при выполнении более сложных
движений.
При освоении техники
различных физических упражнений физическая помощь способствует формированию у
дошкольников четких двигательных представлений.
К основным разновидностям
физической помощи относятся:
а) «проводка» по
движению;
б) кратковременная помощь
в наиболее грудной части движения;
в) поддержка ребенка в
статических положениях.
«Проводка» облегчает владение
движением в целом. Применяя «проводку», руководитель физического воспитания
должен приложить лишь такие физические усилия, которые бы не подменяли действия
самого ребенка. Кратковременная физическая помощь (подталкивание) оказывается
по ходу исполнения отдельных фаз движения.
Поддержка осуществляется
специалистом, когда ребенок находится в исходных, промежуточных и конечных
положениях, особенно в тех случаях, когда ребенок еще недостаточно правильно
прилагает свои усилия.
В результате применения
различных видов физической помощи у дошкольника формируются правильные
двигательные представления, играющие важнейшую роль в процессе овладения
навыками самостоятельного выполнения упражнений. По мере совершенствования
техники исполнения упражнений степень приложения физических усилий детям
уменьшается, а затем прекращается вовсе.
Умелое и своевременное
использование приемов помощи и страховки сокращает сроки обучения и помогает
детям преодолевать психологический барьер (страх).
Страховка и физическая
помощь взаимосвязаны. При самостоятельном же выполнении упражнений, когда
физическая помощь и страховка сведены к минимуму, решающее значение приобретает
само страховка. Приступая к самостоятельному выполнению упражнения, ребенок должен
владеть способами самостраховки.
В тех случаях, когда
ребенок выполняет упражнение со страховкой, страхующий обязан внимательно
наблюдать за ним до полного окончания им упражнения, особенно необходимо
следить за приземлением, так как в результате неудачи могут быть различные
падения, и как следствие, — травмы.
Вариативность приемов
страховки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и обучаемого
(рост, вес, физическая сила, скорость двигательной реакции и др.).
Руководитель физического
воспитания обязан:
а) хорошо знать технику
упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания
страховки и помощи;
б) умело использовать
разновидности страховки, не мешая ребенку выполнять упражнения;
в) знать индивидуальные
особенности детей.
4. Физические упражнения,
требующие особого внимания во избежание травматизма и меры их профилактики
При организации физкультурных
занятий в дошкольном возрасте особо следует остановиться на упражнениях или их
элементах, которые целесообразно по возможности исключить из процесса общей физической
подготовки детей, учитывая, что последние не имеют достаточно развитого
мышечного корсета и у многих из них на современном этапе развития
регистрируются признаки дисплазии соединительной ткани и отставания
биологического возраст а от паспортного. К этим упражнениям относятся
следующие:
Круговые движения
головой, резкие наклоны, повороты головы в стороны и, особенно, запрокидывание
головы назад
Возможные побочные
действия: при быстром, высокоамплитудном вращении, повороте или наклоне значительное
«ускорение головы» может вызвать переразгибание позвоночника, патологическое
раздражение рецепторного аппарата, а в некоторых случаях даже повреждение
межпозвонковых суставов и связочного аппарата, травмирование межпозвоночных
дисков с компрессией корешков спинномозговых нервов или позвоночной артерии.
Меры профилактики: использование
медленных, тщательно контролируемых движений головой,
недостигающих максимальной амплитуды.

Рис.1
Упражнения типа
«березки», а также вис, прогнувшись на гимнастической стенке
Возможные побочные
действия: возникает очень большое давление на шейный отдел позвоночного столба,
что нередко приводит к растяжению связочного аппарата, компрессии дисков и
формированию нестабильности в данном регионе позвоночника.

Рис. 2
Меры профилактики: с тем
же эффектом можно использовать упражнение «кошечка» из положения стоя на
коленях. Применение подобных упражнений для укрепления мышц спины
нежелательно. |