Метод контрастного закаливания детей с комбинированной
дорожкой
Профилактика заболеваний детей в дошкольных учреждениях представляет
одну из важнейших проблем здравоохранения.
Актуальной задачей на сегодняшний день является поиск и разработка
новых методов неспецифической профилактики простудных заболеваний у детей
в дошкольных учреждениях. На сегодняшний день в медицине существует целый
ряд школьных учреждений.
Однако, применение большинства из них связано с весьма значительными
затратами времени, материальных, трудовых ресурсов. В условиях дошкольных
учреждений от работников требуются значительные затраты нервной и физической
энергии, при этом нередко особые затруднения вызывает индивидуальное закаливание:
частое отсутствие холодной или горячей воды, смесителей, недоукомплектация
сотрудниками, плохое растирание тела после обливания и т.д. указанные факторы
зачастую обустраивают формальный подход к выполнению процедур, что в конечной
счете снижает эффективность закаливания. Нами был разработан метод эффективного
закаливания детей в дошкольных учреждениях - сочетание воздушного контрастного
закаливания с "комбинированной дорожкой". Последняя представляет
собой чередование канатной дорожки, ребристой доски, гаревой дорожки, резинового
коврика с шипами, солевого и сухого ковриков. На наш взгляд, предложенный
метод является более доступным, легко исполнимым и более эффективным. Помимо
эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание
стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. В целом данная методика
входит в неспецифическую профилактику респираторных заболеваний и направлена
на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей
среды. Процедура проходит после дневного сна: начинается в 15.00, длиться
12 - 13 минут и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую"
с обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается
в следующих процедурах. В спальном помещении открываются окна на такой
промежуток времени, чтобы к концу дневного сна температура воздуха в комнате
достигала 13 - 16 градусов. В 15.00 дети просыпаются со звуками музыки,
раскрывают одеяла и, лежа в постели 1-2 минуты, выполняют физические упражнения:
1 упражнение - подтягивание к груди согнутых коленей с обхватом их
руками;
2 упражнение - перекрестное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно
туловищу;
3 упражнение - покачивание согнутых колен в правую и левую сторону
с противоположным движением рук и др.
по команде руководителя (врача, педагога) - хлопок, удар в бубен -
дети встают, быстро снимают спальную одежду и остаются в одних трусиках
с босыми ногами. После этого 1 - 1,5 минуту в холодном помещении выполняют
ряд движений с умеренной нагрузкой (бег, ходьба). Особое внимание уделяется
подбору и использованию дыхательных упражнений. Затем следует пробежка
в групповую "теплую" комнату, где температура достигает 21 - 24 градуса
(в течении всего дневного сна здесь закрыты окна и даже по мере необходимости
включены обогревательные приборы). Деятельность детей в "теплой" комнате
заключается в ходьбе по комбинированной дорожке. Сначала детям предлагается
пройти по лежащему на полу канату, так, чтобы стопа в поперечном направлении
обхватывала канат затем дети проходят по ребристой доске, после чего становятся
в ящичек с керамзитом и топчутся в течении примерно 30 секунд. Далее резиновый
коврик с мелкими шипами, потом влажный коврик солевой. В заключение процедуры
дети высушивают ноги о байковый коврик. Темп прохождения по дорожке обычный,
а с течением времени темп можно постепенно наращивать.
Помимо описанного выше комплекса, в "теплой" комнате детям предлагаются
следующие варианты деятельности:
1. Разнообразные словесные, подвижные игры (словесное сопровождение
руководителя);
2. Подвижные игры с включение творческих элементов и воображения;
3. Разучивание и выполнение новых упражнений и танцевальных элементов,
направленных на развитие координации;
4. Выполнение тех же физических упражнений, что и в "холодной" комнате,
но в более спокойном темпе;
5. Различные виды ходьбы, построения и перестроения для развития ориентировки
в пространстве;
6. Профилактика плоскостопия, нарушения осанки, массаж стопы (доска
ребристая, канат, ящик с камушками, массажный коврик, солевой и сухой коврики
для солевого закаливания стопы).
В теплом помещении следует придерживаться умеренного темпа в выполнении
упражнений, чтобы предупредить перегревание детей.
Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее
6 раз с пребыванием в каждой по 1 - 1.5 минуты. Вся процедура заканчивается
перебежкой из "холодной" комнаты в "теплую" в ходе подвижной игры типа
"Самолетики", "Перелетные птицы", "Спутники планет".
При проведении контрастных ванн с комбинированной дорожкой необходимо
соблюдать комплекс следующих правил:
1. Регулярность проведения процедур;
2. Обязательный контраст;
3. Постепенное увеличение разницы температур в "холодной" комнате и
"теплой" (от 3 до 8 градусов в течение двух месяцев).
4. Обязательное музыкальное сопровождение, повышающее эмоциональный
статус детей, вызывающее желание детей участвовать в контрольных воздушных
ванн;
5. Индивидуальный подход к детям;
6. Строгое соблюдение дисциплины во время проведения процедуры;
7. Четкое выполнение дыхательных упражнений.
Продолжительность занятий для детей старшего возраста 10 - 15 минут,
а для детей младшего возраста - 5 - 10 минут. Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание
проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени.
Солевой коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю.
Применение этой методики в теплое время года требует использования
электрических вентиляторов для снижения температуры в спальной комнате
и создания тем самым контрастного температурного фона.
Параллельно с этим методов закаливания в теплое время года дети должны
закаливаться на улице с использованием гаревой дорожки, которая состоит
из песка, керамзита, гальки разной величины, которая в течение дня нагревается
на солнышке; скошенная трава и зеленая трава. Продолжительность 10 - 15
минут.
Темп в начале умеренный, а затем в течении 1-2 недель увеличивается
до бега. После болезни дети продолжают заниматься вместе со всеми.
Предполагаем, что предложенный выше метод оздоровления позволит повысить
в целом социальную и медицинскую помощь для эффективной реабилитации детей
дошкольного возраста. |