Закаливание появилось в глубокой древности
как средство повышения защитных сил организма. В Спарте, например,
закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет они
воспитывались в суровых, «спартанских», условиях: ходили круглый год
босиком и в облегченной одежде, купались в холодной воде и т. п.
В России закаливание издавна было массовым.
Примером этого могут быть деревенские бани с парными и «снежными»
ваннами. Однако в наши дни данный способ поддержания здоровья, к
сожалению, утрачивает свою популярность. Более того, многие родители
из-за опасений простудить ребенка уже с первых дней его жизни занимаются
пассивной защитой от простуды: укутывают его, наглухо закрывают
форточки и т. д. Такая «забота» о детях не создает условий для их
адаптации к меняющейся температуре окружающей среды. Наоборот, она
влечет ослабление их здоровья, что неизбежно приводит к частому
возникновению простудных болезней.
Закаливание – это система оздоровительных
действий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости
организма к вредным для здоровья факторам. Такая устойчивость может быть
достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного
совершенствования механизмов адаптации.
Что происходит в организме при закаливании?
Прежде всего, тренируются нервные окончания, чувствительные к
температурным воздействиям. Одновременно природные факторы – солнце,
воздух и вода – действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной
клетчатки. Под действием холода просветы кожных и подкожных сосудов
сужаются, за счет чего увеличивается кровенаполнение во внутренних
органах. В результате теплоотдача уменьшается, а теплопродукция
возрастает. Поэтому даже длительное воздействие холодом не изменяет
сколько-нибудь заметно температуру тела закаленных людей.
У детей до 7-8-летнего возраста более
высокие показатели теплоотдачи, чем у взрослых. Это может приводить к
быстрым переохлаждению и перегреванию.
Одевать детей нужно по погоде на данное
время дня; осенью и зимой одежда должна быть достаточно теплой, но не
слишком тяжелой, позволяющей двигаться без затруднений; летом лучше
носить одежду из хлопчатобумажных или льняных тканей.
Методы воздушного закаливания просты и
удобны. Уже само пребывание ребенка на открытом воздухе имеет
общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под действием воздушных
ванн, потоков воздуха повышается тонус нервной системы, возрастает
работоспособность, улучшается работа сердечно-сосудистой, дыхательной,
пищеварительной систем, эндокринных желез. В крови увеличивается
количество эритроцитов (красных кровяных телец – переносчиков кислорода)
и гемоглобина. Поэтому прогулки дошкольников и младших школьников
должны в совокупности продолжаться ежедневно не менее 4 часов.
С незапамятных времен известно, что ходьба
босиком – замечательное закаливающее средство. Установлено, что на
поверхности стопы имеется много температурных рецепторов, которые
непосредственно связаны со слизистой оболочкой дыхательных путей, а
также практически со всеми внутренними органами.
Большинство малышей любят ходить босиком, и
родителям следует поощрять это. Ребенок может бегать босиком и по полу,
летом – по траве на лесной поляне или по песку у реки.
Хорошим закаливающим и общеукрепляющим
средством могут быть (при соблюдении правил их выполнения) солнечные
ванны, обладающие многосторонним действием на организм. Главное их
оздоровительное значение состоит в бактерицидности (многие бактерии и
вирусы под воздействием прямых солнечных лучей погибают) и повышении
сопротивляемости организма к простудным и другим болезнетворным
факторам. Однако необходимо знать, что воздействие солнечной радиации
полезно только при умеренных ее дозах.
Полезно принимать солнечные ванны в
движении – в подвижных играх или занимаясь физкультурными упражнениями.
На голове ребенка должна быть легкая шапочка. При первых признаках
перегревания (покраснение лица, потливость, головная боль) ребенка
следует немедленно увести в тень, умыть прохладной водой, напоить, на
лоб положить повязку, смоченную в холодной воде, и на некоторое время
уложить. Потом пусть он спокойно поиграет в тени: в этот день открытого
солнца ему следует избегать.
Более эффективным, чем воздух, закаливающим средством является вода, теплопроводность которой в 28 раз выше.
Все традиционные методы водного закаливания
подразделяются на общие и местные. К первым относятся обтирания,
обливания, души, купания; ко вторым – умывание, мытье рук и ног, игры с
водой. Достаточно эффективными для закаливания детей могут быть такие
простейшие способы, как обмывание стоп и голеней при постепенном
снижении температуры воды (начиная с + 28 °C) и увеличении длительности
процедуры (до 0,5–1 минуты), а также полоскание горла – сначала теплой,
затем прохладной водой.
Конечно, одно из самых полезных
оздоровительных средств – купание в открытых водоемах, когда благотворно
действуют все природные факторы.
Особого разговора заслуживает вопрос о
закаливании при плавании в бассейнах. Наилучших результатов можно
добиться при плавании в открытых бассейнах с подогревом воды.
Создающиеся при этом контрастные температуры на границе водной
поверхности с воздухом тренируют систему физической терморегуляции и
дают хороший закаливающий эффект.
При плавании в закрытых бассейнах дело с закаливанием обстоит хуже.
Еще одним действенным сопутствующим
закаливающим средством является прием контрастного душа. Он отлично
тренирует нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки,
совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывает стимулирующее
воздействие на центральные нервные механизмы.
Одна из удобных и требующих немного времени
методик контрастного душа такова. После утренней зарядки ребенок
обливается под душем начиная от шеи теплой (+ 38 °C) водой в течение
30–40 секунд, затем температуру воды снижают на 2–3 °C, а время ее
действия сокращают до 15–20 секунд. Далее такие чередования приемов
теплого и прохладного душа повторяют 2–3 раза. В первых процедурах
температуру воды определяют водным термометром, затем – «на глазок».
Через 3–4 дня продолжительность обливаний менее теплой водой доводят до
30–40 секунд. Через 8-10 дней разницу в температуре воды увеличивают на
3–4 °C и так постепенно в течение 3–3,5 месяца доводят эту разницу до
20 °C у дошкольников и 24 °C у школьников (+40… 42 и +18… 20 °C). После
каждой процедуры тело вытирают полотенцем. Методика контрастного душа
должна быть связана с климатом района.
Имеющийся опыт показывает высокую
закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для
взрослых, так и для детей раннего возраста. Хорошо действует он и как
стимулятор работы нервной системы, снимая утомление и повышая
работоспособность.
Основу оздоровительного эффекта бань,
издавна популярных в нашей стране, также составляют контрастные
температурные воздушные и водные процедуры. Насколько показаны посещения
бань детям и подросткам, полезны ли они для их здоровья? Опыт многих
стран, особенно скандинавских, со всей очевидностью показывает, что и
русская парная баня, и финская сауна помогают закалке как взрослых, так и
детей, включая старших дошкольников. Конечно, для последних и младших
школьников должен создаваться более щадящий режим, особенно при первых
посещениях бани.
Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод
могут и должны стать друзьями ребенка с первых дней его жизни. Задача
родителей – в содружестве с медиками и педагогами сделать все возможное,
чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни
детей.
|