Закаливание - это система мероприятий, направленных на
тренировку защитных физиологических механизмов в терморегуляции организма.
Основные его задачи - развитие выносливости организма при изменяющихся факторах
окружающей среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.
При организации закаливания необходимо соблюдать ряд
правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его
проведения.
Первый принцип - постепенность увеличения закаливающих
воздействий. При закаливании детей недопустимо быстрое, форсированное снижение
температуры или увеличение продолжительности процедуры.
Второй принцип - систематичность - это регулярное
повторение закаливающих воздействий на протяжении всей жизни (например, умывание
и т. д.).
Третий принцип - учет индивидуальных особенностей
ребенка: состояния его здоровья, физического и психического развития, типологических
особенностей нервной системы, чувствительности к действию закаливающих агентов.
В соответствии с этими особенностями назначается закаливающая нагрузка.
Четвертый принцип - проведение закаливания при
положительном эмоциональном настрое ребенка. Важно, чтобы процедуры носили игровой
характер, а холодовые или тепловые воздействия не сопровождались негативными
реакциями и воспринимались в виде приятно-прохладных, приятно-теплых ощущений.
Пятый принцип - многофакторность - обязывает
использовать при закаливании несколько физических факторов: холод, тепло,
облучение видимыми, ультрафиолетовыми, инфракрасными лучами, механическое
воздействие движения воздуха, воды и другие факторы. Например, сочетание в
системе закаливания водных процедур с применением обливаний, а охлаждение
воздушным потоком - солнечными ваннами.
Шестой принцип - полиградационность - основан на
необходимости тренировок ребенка к слабым и сильным, быстрым и замедленным,
средним по силе и времени действия охлаждениям. Это необходимо для того, чтобы
искусственно не закреплялись узкие стереотипы закаленности только к одному
диапазону перепадов температур, а вырабатывалась готовность организма без
повреждений воспринимать различные естественные температурные воздействия,
встречающиеся в его повседневной жизни. Например, применение контрастных
ножных ванн с кратковременным воздействием холодной и теплой воды в сочетании с
хождением босиком, когда происходит более длительное и постепенное охлаждение.
Седьмой принцип - сочетание общих и местных
охлаждений. Оптимальная устойчивость организма ребенка достигается при
чередовании общих закаливающих охлаждений с местными, направленными на наиболее
чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).
Например, полоскание горла водой, обливания стоп, общие обливания.
Восьмой принцип - обязывает выполнять закаливающие
процедуры на разном уровне тегшопродукции организма для повышения его устойчивости
к температурным воздействиям как в покое, так и в движении. Например,
сочетание закаливания детей после дневного сна (обливание ног), когда они
находятся в покое, с закаливанием их во время движения в облегченной одежде на
физкультурных занятиях на открытом воздухе.
Девятый принцип - учет предшествующей деятельности,
состояния организма - предусматривает уменьшение дозы охлаждения после воздействия
выраженных физических, эмоциональных нагрузок и необычных раздражений, которые
негативно влияют на процесс термовосстановления. Например, приход ребенка
после перенесенной ОРВИ в детское учреждение требует уменьшения дозы охлаждающих
факторов.
Конечно, реализовать все эти принципы в условиях школы
сложно. Их выполнение возможно при обучении детей и родителей проведению
закаливания в домашних условиях.
Начинать закаливание в условиях школы возможно с
использования неспециальных методов закаливания. Прежде всего, необходимо соответствие
одежды ребенка температуре окружающей среды.
Вид одежды ребёнка при различной температуре воздуха в
помещении
(по данным Г. В. Терентьевой)
Температура воздуха С С)
|
Вид одежды
|
+23 и выше
|
1 -2-слойная одежда: тонкое хлопчатобумажное бельё,
лёгкое хлопчатобумажное платье с короткими рукавами, носки, босоножки.
|
+21 +22
|
2-слойная одежда: хлопчатобумажное бельё, хлопчатобумажное
или полушерстяное платье с длинными рукавами.
|
+18 +20
|
2-слойная одежда: хлопчатобумажное бельё, плотное
хлопчатобумажное или полушерстяное платье с длинными рукавами.
|
+16 +17
|
3-слойная одежда: хлопчатобумажное бельё,
трикотажное или шерстяное платье с длинными рукавами, колготы, туфли (тёплые
тапочки).
|
Вид одежды детей на прогулке в зимнее время
|
Температура воздуха С С)
|
Вид одежды
|
От + 6 до-2
|
4-слойная одежда: бельё, платье, трикотажная кофта,
колготы, рейтузы, куртка или демисезонное пальто без трикотажной кофты
(когда температура воздуха ниже (ГС).
|
От-3 до-8
|
4-слойная одежда: бельё, платье, трикотажная кофта,
колготы, рейтузы, зимнее пальто, утеплённые сапоги.
|
От-9 до-14
|
5-слойная одежда: бельё, платье, трикотажная кофта
(свитер), колготы, рейтузы (две пары), зимнее пальто, утеплённые сапоги с
носками.
|
Вид одежды детей при проведении физкультурных занятий
на открытом воздухе (по данным В.Т. Фролова, О.Т. Ивановой)
Сезон,
температура воздуха (° С)
|
Вид одежды
|
Лето
|
Трусы, майка, на ногах тапочки или полукеды.
|
Холодный период от + 6 до-6
|
Спортивный костюм, майка, фланелевая рубашка с
длинными рукавами, колготы, шерстяная шапочка на матерчатой подкладке,
шерстяные носки, кеды и варежки (при ветре куртка из непродуваемой ткани и
рейтузы).
|
Закаливающий эффект даёт и регулирование температуры
воздуха в помещении для создания пульсирующего температурного режима путем
сквозного проветривания. Это важный прием закаливания. В помещениях - дома и в
детском учреждении - дети находятся от 75 до 90 % времени суток. Естественно,
что температура воздуха в них оказывает решающее значение на формирование
устойчивости организма к холоду. Недостатком температурного режима помещений
является его относительно строгое постоянство, так как предел естественных колебаний
температуры в них невелик. Для того чтобы температурный режим способствовал
закаливанию, оказывал тренирующее воздействие на организм ребенка, необходимо
сделать его «пульсирующим». Перепад температуры может изменяться от 2-4°С до
4-5°С, то есть температура воздуха в помещении может опускаться с 18-20°С до
16-14°С. Сквозное проветривание проводят: утром перед приходом детей, перед
занятиями, в перемены.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений
в школе в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная, температура с с)
|
Длительность проветривания помещений (мин)
|
В малые перемены
|
В большие перемены и между сменами
|
От+10 до + 6
|
4-10
|
25-35
|
От + 5 до 0
|
3-7
|
20-30
|
От 0 до-5
|
2-5
|
15-25
|
От-5 до-10
|
1-3
|
10-15
|
Ниже - 10
|
1-1,5
|
5-10
|
Из специальных закаливающих процедур в школе возможно
полоскание горла прохладной водой. Для достижения положительного эффекта от
закаливания ребёнок начинает полоскать горло водой сначала температурой 36-37°С
с последующим снижением через каждые три-четыре дня на 1-2°С вплоть до 8-10°С.
Для полоскания используют 1/3 стакана воды (пластмассовые или стеклянные
мензурки по 50 мл). Охладить воду до необходимой температуры можно в
холодильнике, заранее наполнив ею 1-2-литровую банку или бидон. Для
ослабленных детей целесообразно использовать для полоскания отвары трав (зверобоя,
ромашки, шалфея). «Бульканье» воды в горле должно быть продолжительным.
Принципу закаливания на повышенном уровне
теплопродукции соответствует использование в режиме дня оздоровительного бега
на открытом воздухе в облегченной одежде в течение круглого года. Проводить
его рекомендуется во время физкультурных занятий на открытом воздухе или
утренней гимнастики с учетом требований к одежде в различные сезоны года.
Занятия оздоровительным бегом способствуют
формированию у детей общей выносливости, повышают их
умственную и физическую работоспособность.
|