Закаливание – это система мероприятий,
направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и
приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды, с тем
чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения
температуры атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли
и др. не вызывали у детей резких отклонений в протекании
физиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания.
Так как большая часть населения нашей
страны проживает в условиях средних и высоких широт, где главным
фактором, к действию которого надо приспосабливаться, является холод,
основное внимание в дошкольных учреждениях и в семье направлено на
закаливание холодом. Однако систематические закаливающие процедуры
создают возможность организму легко переносить не только холод, но и
жару.
Любые закаливающие мероприятия оказывают
эффективное воздействие, если учитываются особенности терморегуляции
организма малыша и соблюдаются принципы закаливания.
Напомним основные особенности терморегуляционной системы ребенка раннего возраста:
1. Незрелость нервной системы. Этим
объясняется еще недостаточно четкая ее деятельность в регуляции тепла.
Например, когда у ребенка при действии одинаковых факторов бывает
температура тела выше, чем у взрослого.
2. Кожа ребенка отличается нежностью и незрелостью всех слоев (в
частности, мышечного). Вследствие этого до 2,5 лет у детей можно не
наблюдать так называемой гусиной кожи, образующейся для уменьшения
теплоотдачи и профилактики переохлаждения.
3. По сравнению со взрослым кожа малыша имеет большую поверхность (0,069
кв. м у ребенка и 0,025 кв. м у взрослого на 1 кг массы тела), поэтому
детский организм в одних и тех же условиях быстрее охлаждается, чем
взрослый.
Рассмотрим некоторые принципы закаливания.
1. Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий, известный
еще со времен Гиппократа. При закаливании организма недопустимо
форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности
процедуры. Это особенно важно учитывать в работе с детьми раннего
возраста. У них реакция на воздействие закаливающей процедуры может
проявиться не сразу, а только через 2–3 дня.
2. Систематичность закаливания – это регулярное
повторение закаливающих воздействий (начиная с раннего детства и на
протяжении всей жизни). Следует помнить, что закалить ребенка, как
говорится, наперед, навсегда невозможно, какие бы усилия к этому ни
прилагались. Даже у взрослого прекращение закаливающих процедур снижает
устойчивость организма к холоду через 2–3 недели, а у ребенка это
происходит в еще более короткие сроки, через 5–7 дней.
Закаливание подготавливает организм малыша к
переходу от одного сезона к другому, тренирует его защитные и
приспособительные механизмы, чтобы они могли оптимально противостоять
колебаниям интенсивности действия факторов внешней среды.
Все мероприятия по закаливанию детей будут
эффективными только тогда, когда потребность в закаливающей процедуре
станет такой же, как в еде, сне и др.
3. Учет индивидуальных и возрастных особенностей организма ребенка: состояния
его здоровья, физического и психического развития, типологических
особенностей нервной системы, чувствительности к действиям закаливающих
агентов. В соответствии с этими особенностями назначается закаливающая
нагрузка.
Дети по состоянию здоровья могут быть отнесены к одной из трех групп закаливания:
I группа – здоровые, ранее закаливаемые;
II группа – ранее не закаливаемые или находящиеся в периоде выздоровления от острых заболеваний, а также дети «группы риска»;
III группа – имеющие отклонения в состоянии здоровья.
Дети III группы принимают процедуры без
снижения температуры, а для II группы начальная и конечная температура
закаливающего фактора выше на 1–2о, снижение температуры идет медленнее не через 2 дня на 3-й, а через 7–8 дней).
Вопрос о назначении ребенку группы
закаливания, а также о ее замене решается врачом. Замена группы возможна
только спустя 2 месяца после очередного заболевания.
4. Наличие обязательной эмоционально-положительной реакции малыша на любую закаливающую процедуру.
5. Многофакторность закаливания –
использование разных физических агентов: холода, тепла, механического
воздействия движения воздуха, воды и др. (нельзя закалить ребенка,
только, например, водными процедурами, так же как нельзя заменить
прогулку никакими другими средствами в целях закаливания).
6. Полиградационность закаливания –
применение раздражителей, разных по силе и времени воздействия (слабые,
сильные, быстрые, медленные, средние). Цель такого закаливания – не дать
организму привыкнуть только к одному стереотипу закаленности (если
действовать, например, только контрастным душем). При условии
полиградационности в закаливании вырабатывается готовность организма без
отклонений воспринимать различные естественные термические воздействия,
встречающиеся в жизни.
7. Сочетаемость общих и местных охлаждений. Так,
при обливании стоп (что стало традиционным в последнее время) тело
остается незакаленным, и, наоборот, водные процедуры (обливание до
пояса) не обеспечивают устойчивости стоп к холоду. Оптимальная
устойчивость организма ребенка достигается при чередовании общих
закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее
чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).
8. Выполнение закаливающих процедур для
повышения устойчивости организма к термическим воздействиям в разном
состоянии его терморегуляции, как в покое, так и при различной
двигательной активности ребенка.
9. Состояние организма – учет
предшествующей деятельности. Интенсивные, непривычные мышечные нагрузки
могут затормозить течение термовосстановительного процесса после
охлаждения даже у закаленных детей.
Какие же существуют факторы закаливания?
Для закаливания детей раннего возраста основными факторами являются воздух, вода, солнце.
Закаливание воздухом. Закаливание детей в дошкольном
учреждении осуществляется прежде всего путем создания гигиенических
условий их жизни, обеспечения чистоты и постоянной смены воздуха
(проветривание, одностороннее или сквозное), а также температурного
режима: в помещении для детей младших групп температура должна быть
22–20 о С.
Малышей постепенно приучают находиться в
помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание
проводят в отсутствие детей, допуская снижение температуры в групповой
комнате до 16о, и прекращают его за 20–30 мин до их возвращения.
При любом виде закаливания воздухом очень
важно правильно одевать ребенка – соответственно сезону и погоде, чтобы
обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.
Закаливающие мероприятия не исчерпываются
указанными в перечне. Учитывая, что закаливание детей 3–6 и 7-12 месяцев
(см. табл. 11) осуществляется практически без снижения температуры, в
режиме дня следует использовать все возможности (при переодевании детей,
на занятиях физкультурой, утренней гимнастикой, музыкальных занятиях и
др.).
Таблица 10
Примерная схема одежды ребенка раннего возраста в зависимости от температуры окружающего воздуха
Примечание. В помещении нецелесообразно надевать
детям раннего возраста носки или гольфы (это можно делать на короткое
время с целью закаливания).
При температуре ниже —15 о количество слоев одежды не меняется, меняется только ее качество (шерстяное платье, теплое белье и др.).
Таблица 11
Примерные закаливающие мероприятия
Обязательным закаливающим
мероприятием для детей раннего возраста является прогулка. Гулять с
ребенком необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при
сильном, пронизывающем ветре и проливном дожде. Если есть место, где
ребенок будет защищен от таких воздействий (закрытая веранда), прогулка
возможна даже и в плохую погоду. При этом следует помнить: для
закаливания необходимо правильно одеть малыша.
Воспитатель, проявляя об этом заботу,
беседует с родителями, дает рекомендации, как одевать детей в
соответствии с погодными условиями и занятиями в помещении. На
музыкальных занятиях и в подвижной игре детям можно облегчать одежду
(только на время занятия!), например закатать рукава, снять теплую
кофточку, надеть носки и т. п.
Для получения охлаждающего эффекта специалисты рекомендуют проводить занятия физкультурой в помещении при температуре 18–20о, а на улице, на открытом воздухе – в местах, защищенных от ветра; в тени – при температуре выше 18о (в пределах 19–22°).
Сон на воздухе относится к местным
процедурам, повышающим устойчивость лица и верхних дыхательных путей к
холоду. Особенно он полезен в прохладное время (не ниже -10о) детям со склонностью к заболеваниям органов дыхания. Спальные принадлежности выносят на веранду перед сном.
Закаливание водой. Из всех широко рекомендуемых водных
процедур наименее трудоемкими, хорошо контролируемыми и надежными
являются контрастные водные процедуры. Благодаря переходам от нагревания
к охлаждению осуществляется своеобразная гимнастика периферических
кровеносных сосудов. Цикл «нагревание – охлаждение» должен повторяться
3–5 раз и более, в зависимости от наличия времени (табл. 12).
Таблица 12
Схема проведения контрастных водных процедур
Эта схема примерная, важно, чтобы
при организации процедур соблюдался принцип: не меняя температуры
контраста, увеличивать или уменьшать количество перемен. Зимой –
холодная – теплая – холодная; летом: теплая – холодная – теплая. После
болезни ребенку обливают ноги только теплой водой, поэтому рефлекс,
выработанный ранее, не угасает.
Закаливанию стоп способствует их обмывание –
как самостоятельная процедура и в комплексе с хождением босиком по
полу, холодному и горячему песку и др.
Хождение босиком начинают при температуре пола не менее 18о: ребенок сначала ходит в носках 35 дней, затем без них по 3–4 мин, далее процедуру увеличивают на 1 мин в день – до 15–20 мин.
После этого проводят обливание стоп в гигиенических и закаливающих целях. Температура воды при этом 37–36о, в процессе закаливающих мероприятий ее постепенно снижают, доводя до 20о.
Полоскание горла прохладной водой – один из
методов закаливания. Оно направлено на профилактику ангины. Ребенок
после предварительной санации носоглотки начинает полоскать горло водой
36–37о. Далее температуру снижают через каждые 3–4 дня на 1–2о, доводя ее до 8—10о.
Детей раннего возраста, еще не умеющих полоскать горло, приучают по
схеме полоскания пить прохладную воду (предварительно нужно
посоветоваться с врачом).
Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются наиболее
сильным природным фактором закаливания. Значительная сила воздействия
обусловливает некоторые ограничения их использования в условиях
общественного воспитания, особенно по отношению к детям первых трех лет
жизни.
Детям второго и третьего года жизни
рекомендуется кратковременное пребывание на освещенном солнцем участке, в
отличие от специальных солнечных ванн, которые проводят в более старших
возрастных группах. Для этого используются площадки сплошной тени,
светотени («кружевная» тень от деревьев), а также места, освещенные
прямыми лучами солнца.
В первые дни дети могут находиться под
прямыми лучами солнца не более 5–6 мин, а после появления хорошего
загара – 8—10 мин по 2–3 раза в день. Голову от перегревания
предохраняет белая шапочка (панамка, кепка).
Перед началом закаливания воспитатель
знакомится с характеристикой состояния здоровья малышей группы и с
врачебными рекомендациями по закаливанию (вопрос о начале и характере
процедур должен решать медицинский работник).
Противопоказаниями (временными) к
проведению закаливающих процедур являются все виды лихорадящих
состояний, обширные поражения кожных покровов, выраженные травмы,
пищевые токсикоинфекции и другие заболевания со значительными
нарушениями деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и
выделительной систем. Как только острое состояние патологического
процесса минует, можно приступать к закаливанию сначала с использованием
местных процедур, а затем и общих.
Для осуществления контроля за результатами
закаливания в группах раннего возраста важно четкое заполнение формы
127, дневника группы; при передаче дежурств в дневнике помещают сведения
о характере закаливающих процедур, полученных детьми в течение дня.
Если же проводятся специальные водные процедуры, то их записывают в
тетради или на отдельном листе и отмечают знаком плюс (+) или минус (-)
(чтобы при подведении итогов врач мог знать, сколько и каких процедур
получил ребенок). Все это необходимо для врачебного контроля за
здоровьем детей в истекшее время. По итогам оздоровительных мероприятий
можно судить об их эффективности и влиянии закаливания на здоровье
малышей.
Таблица 13
Схема закаливания детей в дошкольном учреждении и дома (водные процедуры без снижения температуры)
Для текущего контроля за проведением закаливающих процедур и влиянием их на здоровье ребенка воспитатель должен знать внешние признаки переохлаждения и перегревания организма.
Различают три фазы действия холодового фактора на организм:
1. Спазм (сужение) кожных сосудов, отлив крови к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной.
2. Расширение сосудов, прилив крови из внутренних органов к периферии, наступает ощущение тепла.
3. Застой крови в результате спастического
состояния капилляров, появление бледности с цианотическим оттенком,
мышечная дрожь, съеживание (поза сохранения тепла).
Если физиологическая реакция проявляется
при первой и второй фазах, внешние признаки которых свидетельствуют об
эффективности закаливающей процедуры, то третья фаза – патологическая,
она сигнализирует о том, что организм переохладился. Эту фазу при
закаливании допускать нельзя.
Так же как переохлаждение, недопустимо и
перегревание. Если наблюдаются покраснение лица и потоотделение, ребенка
нужно увести в тень, напоить чаем или морсом, дать немного отдохнуть,
переключив на спокойную игру.
|