Особое внимание в системе физического воспитания следует
уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и
снижению заболеваемости. Подобные мероприятия содействуют созданию обязательных
условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому система закаливания,
предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с
временами года, возрастом и здоровьем детей.
Закаливание будет эффективным, если оно обеспечивается
в течение всего времени пребывания ребенка в яслях или детском саду. Для этого
необходимы:
— четкая организация теплового и воздушного режима помещения
(«температурная» гигиена);
— рациональная,
неперегревающаяся одежда для
детей;
— соблюдение режима прогулок во все времена года (4 —
5 ч в день при температуре воздуха до 15
— 20 °С);
— сон при открытых фрамугах;
— гигиенические процедуры (умывание, обливание рук до
локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой с добавлением
лекарственных трав и др.);
— хождение босиком в группе (при температуре пола 18
°С) и занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.
Кроме того, необходимы и специальные меры закаливания:
— воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями
и ходьбой по гальке;
— контрастные воздушные ванны (циклические
беговые упражнения в условиях переменного воздушного режима — из
«холодной» комнаты в «теплую» и обратно) в комплексе с дыхательной гимнастикой
и методами рефлексотерапии;
— контрастное обливание ног (температура 36° — 26° —
36°) в комплексе с профилактическим массажем стоп.
Рекомендации по проведению закаливающих процедур должен
давать врач, отмечая их в «Журнале здоровья» в соответствии с возрастом,
особенностями состояния здоровья и физическим
развитием детей.
При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы:
— осуществлять
закаливание при условии,
что ребенок здоров;
— не проводить закаливающих процедур при наличии у
ребенка страха, плача, беспокойства;
— осуществлять закаливание постепенно и последовательно,
с расширением зон воздействия и увеличением времени закаливания;
систематичность и постоянство; обеспечивать комплексное использование всех
природных факторов, тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка.
В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную
систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный
дневной сон.
В связи с этим можно использовать следующую памятку
для воспитателей:
— обеспечивать в период подготовки детей ко сну
спокойную обстановку, исключать шумные игры за 30 мин до сна;
— первыми за обеденный стол сажать детей с ослабленным
здоровьем, чтобы затем их первыми укладывать в постель;
— проветривать спальное помещение перед сном со снижением
температуры воздуха на 3—5°;
— для быстрого засыпания детей использовать элементы
рефлексотерапии и аутогенной тренировки.
Обеспечить воспитание здорового ребенка можно при условии
взаимодействия медицинских работников и педагогов, четко организованного
медико-педагогического контроля, в который входят:
— медицинское обследование состояния здоровья и физического
развития детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы;
— медико-педагогическое наблюдение за методикой физического
воспитания и закаливания детского организма, физиологической реакцией
ребенка, соответствием нагрузки его
возрастным и индивидуальным возможностям.
Для этого на основании индивидуальных медицинских карт
врач дошкольного учреждения должен по каждой возрастной группе составить
сводную схему о состоянии здоровья всей группы и каждого ребенка в
отдельности, чтобы воспитатель планировал физкультурно-оздоровительную работу
в соответствии с особенностями здоровья детей. В центре развития «Айболит» в
настоящее время вся физкультурно-оздоровительная работа строится на основе
анализа развития ребенка и индивидуального компьютерного прогнозирования его
заболеваемости.
|