Дети
вошли в зал, поздоровались с преподавателем и
побежали. В колонну друг за другом, втягиваясь в
общий темп, удерживая самих себя на поворотах, не
теряя своего места в колонне и собственного
интереса к происходящему.
А теперь можно спросить себя, как долго
дошкольники старшей и подготовительной групп
могут удерживать собственный интерес к
происходящему? Как взрослый может поддержать
этот интерес? Что случается с детьми во время
бега?
На последний вопрос, как это ни парадоксально,
ответить особенно трудно.
Потому что команда «Шагом» звучит обычно в конце
третьей минуты бега, именно в тот момент, когда
все только начинается.
Но начнем по порядку.
То, что бег эффективно влияет на
развитие всех групп мышц, сердечно-сосудистой,
дыхательной и нервной систем, на развитие
быстроты, ловкости, равновесия и других
физических качеств, известно многим. То, что
дети-дошкольники могут бежать в течение 5–15
минут без переутомления, было доказано автором
программы «Непрерывное образование по
физической культуре в комплексе «детский
сад–школа» В.А. Ивановым десятилетие тому
назад, а вот то, что в ходе бега происходит
огромное количество событий, значимых для
отдельного ребенка и всех детей вместе, остается
обычно «за кадром».
Марафон для дошколят
Во время этого упражнения взрослый
постоянно учит детей правильному бегу. Другими
словами – напоминает о наклоне корпуса и головы,
указывает на необходимость согласовывать (!)
движения рук и ног (правую руку выносить вперед
одновременно с левой ногой и наоборот),
демонстрирует легкость бега. Нормальному
человеку такого удовольствия хватает ровно на
три минуты. Тем более что по программе большего и
не требуется.
Впрочем, и для детей такой
трехминутный режим бега оказывается предельно
возможным.
Но если исходить из того, что бег – это
развитие такого физического качества, как
выносливость (справедливость данного
утверждения в научной литературе давно
обоснована), то необходимость коррекции бега
отпадает. Ведь как можно корректировать
выносливость? Выносливость – это качество
собственное, и приобретается оно собственными
усилиями.
И тогда бег становится средством для
иных событий дошкольной жизни, где взрослый
перестает «учить», а дети, соответственно, –
ошибаться.
Давайте посмотрим, что происходит с
детьми в этом случае.
Дошкольники побежали, по
договоренности не обгоняя друг друга. Каждый
бежит, как может, в меру собственных
«технических» возможностей. Однако разница в
технике бега не настолько велика между
отдельными детьми, чтобы начинать их
дифференцировать по способностям.
Бег продолжается вторую минуту. И дети
не просто бегут для того, чтобы разогреться и
приступить к следующим упражнениям. Дети бегут с
удовольствием. Их бег не прерывается замечаниями
со стороны взрослого, которые «вырывают» каждого
бегущего из становящегося общим рисунка бега. В
этот момент становится заметно, что дети
«вработались»: каждый бежит и самостоятельно, и в
группе. Принадлежность к бегущей группе
ощущается и детьми, и взрослым.
Затем, на исходе третьей минуты, перед
бегущими детьми появляются препятствия
(например, натянутая веревочка, через которую
нужно перепрыгивать). О! Веревочка преображает
детей. Совместный бег уже объединил детей, их
внимание сконцентрировано на поддержании
согласованного бега. И вот теперь появилось
препятствие. Слаженность в беге обеспечивает и
слаженность в прыжках с разбега. Дети бегут и
прыгают с полной отдачей. Бегущий впереди задает
темп и рисунок прыжка следующему за ним. И нет
никакого желания нарушать красоту этих движений.
Бегущий следом ребенок на скорости
«вкатывается» в создаваемый перед ним образ
прыжка, а за ним – следующий и следующий.
Возникает потрясающая по своей красоте картина
интуитивного единства действующих по
собственному разумению детей.
А сидящий рядом с веревочкой взрослый
и один-два уставших ребенка удивляются вслух
тому, что прыжки становятся все длиннее и
длиннее, все выше и выше.
Ощущение умелого прыжка, себя, умело
бегущего и умело прыгающего, возникает
практически у каждого ребенка, достаточно
посмотреть на выражение их глаз. Ведь каждый
ребенок точно попадает в задуманный образ.
И движение уже не нужно корректировать
с точки зрения правильности и точности. Ведь
образ движения возник у самих детей, был
подтвержден всеми и признан успешным.
Понятно, что тем самым возникает не
только образ прыжка, но и образ сильного толчка и
мягкого приземления, образ разбегающегося и
образ приземляющегося, складывается поза
летящего в прыжке ребенка. И каждый успевает
рассмотреть во многих подробностях секундный
полет своего товарища, потому что как иначе
объяснить схватываемую на лету идею группировки
и образ равновесия в полете?
Так возникает и образ бегущего
человека. И принадлежит он самим бегущим детям. И
складывается он в ходе их собственной
деятельности, освобожденной от внешнего
инструктирования.
Конечно, образ бегущего человека не
складывается на одном занятии благодаря прыжкам
через веревочку. Здесь он лишь возникает,
обнаруживается. И важно здесь другое – важен
вопрос о том, как возникает образ бегущего
человека, благодаря чему он обнаруживается
ребенком и как он самосовершенствуется.
А результаты? Есть и результаты. При
так организованном беге к концу дошкольного
возраста дети легко и без перенапряжения
пробегают за десять минут 1600 метров.
Но что самое удивительное – группа
детей при этом не «расслаивается» на хорошо и
плохо технически бегущих, на желающих и не
желающих бежать. Вот и случилось чудо – когда
большие нагрузки с легкостью принимаются и
выполняются детьми из обыкновенных, не
«отобранных» групп.
Отметим лишь, что если веревочка
появится раньше третьей минуты бега, то прыжки
через нее будут «вялыми», «безразличными». И бег
будет продолжаться по инструкции.
Жизнь на бегу
Сегодня на физкультурном занятии с
детьми подготовительной группы я снова дам
знакомую команду: «Бегом марш!» И малыши
устремятся в путь. Они бегут обычно по кругу, друг
за другом, против часовой стрелки. Сохранять
«порядок», то есть держать дистанцию, не обгонять
впереди бегущего, выполнять повороты на вираже –
для них привычное дело. Эти умения они приобрели
еще в старшей группе.
А сейчас они в ожидании... Ведь может
произойти что угодно. На полу могут возникнуть
«лужи» (два или четыре обруча в противоположных
концах зала). Через лужу нужно перепрыгнуть и...
ох, как не хочется замочить ножку! Ловлю
смущенный и виноватый взгляд Наташи. Наступила в
лужу. Наверное, нужно бежать быстрее,
оттолкнуться сильнее и перелететь? Вот так, как
впереди бегущий Боря.
Да! И вот уже радостное, счастливое
выражение лица. И... полет, полет, полет. Она этому
научилась сама, без посторонней помощи.
А бег продолжается. Дети уже
превращались в собачек, лошадок, кенгуру,
кузнечиков. Текли ровной «речкой» (бег по кругу),
извилистым «ручейком» («змейкой» за
направляющим), становились «озером» (бег по
кругу, взявшись за руки).
«А сейчас, дети, бежим в гору; она
высокая-высокая, но на нее нужно обязательно
взбежать. Даю вам полминуты, включаю секундомер».
Дети с чувством воспринимают эту ситуацию,
замедляют бег, бегут, тяжело ступая, двигая
руками, как в замедленном кино. Изображают
усталость.
«Дети, вы замечательные артисты,
жаль, что у меня нет видеокамеры, вы так
правдоподобно изображаете бегущего в гору
человека». Стараются еще больше.
И вот: «С горки!» Чувствуя
облегчение, бегут быстро, а ведь идет пятая
минута бега. Какое у них веселое настроение! И
снова в горку, и снова с горки. А сейчас по
ровненькой дорожке...
Пожалуй, получилось! Сегодня, как и
всегда, для меня важно положительное
эмоциональное состояние детей на занятии.
Упражнения, предложенные в интересной (игровой)
форме, и темп выполнения упражнений способствуют
решению этой задачи. А на этом фоне легче
воспринимаются и осваиваются более сложные
физические упражнения и складываются прочные
двигательные навыки.
Вот и попробуем
Дети держат общий темп бега. Бегут
ритмично, слаженно, уверенно. Мне кажется, что они
ощущают себя общей большой сороконожкой, которая
двигается по кругу – настолько слаженны
движения всей группы. Чувствую, что можно творить
чудеса.
Бросаю мяч бегущему впереди ребенку.
Считаю до четырех. На счет «четыре» ребенок
поворачивается и бросает мяч в руки бегущему
сзади. Снова повторяется счет до четырех, и снова
на счет «четыре» мяч летит в руки следующему
ребенку, бегущему сзади. И так до последнего, или
по кругу. В дальнейшем дети сами ведут счет.
Считает тот ребенок, у которого мяч. Бег,
ритмизированный смыслом задания, требует от
каждого внимательности, более того – готовности
длительное время удерживать внимание. Мы
закрепили и необходимый навык – бросать мяч друг
другу. Заметьте, мы это делаем в движении!
Идет восьмая минута бега, и чудеса
продолжаются.
Попробуем усложнить задания с мячом
Мяч в руках у первого. По счету «раз» он
ударяет мячом об пол, ловит его двумя руками; в
этот момент ребенок, бегущий вторым, делает
поворот вокруг себя на 360°; «два, три» – бегут;
«четыре» – мяч летит в руки бегущему сзади и так
далее. При выполнении этого задания дети еще
более сосредоточенны и ответственны за
происходящее.
Не сразу удается выполнить без сбоев
столь сложную по индивидуальной и совместной
координации комбинацию движений.
Стараюсь договориться с детьми, чтобы
у нас – у всех вместе – все получилось. А успех
зависит от каждого, от его внимания и старания.
Наверное, мои слова, и количество
повторений (без которых невозможно
совершенство), а также успешность, зависящая от
включенности каждого ребенка в общее дело,
помогают им достичь желаемого результата и еще
раз почувствовать себя ловкими и умелыми.
И все это мы делаем «на бегу»!
«Зоопарк» – слышат дети знакомую
команду. Вот можно и расслабиться! Передо мной
проносятся лоси, тигры, собачки, зайцы, скачут
лягушки, порхают бабочки.
Предлагаю бежать медленнее, затем
пройти шагом (восстановим дыхание) и, наконец,
замереть в образе задуманного существа. А я
попробую догадаться, в кого же превратились наши
дети.
Смотрю в таблицу бега. Сегодня третье
занятие четвертой недели апреля. Дети пробежали
1600 метров.
Пожалуй, получилось, ведь главной
задачей урока было развитие выносливости.
Маленькие дети, они и не знают, почему
им снова и снова хочется приходить в
физкультурный зал и бежать, бежать, бежать;
откуда у них возникает чувство «мышечной
радости».
Но каждый вдруг обнаруживает себя
сильным, быстрым, ловким и умелым. И чувство
радости и гордости переполняет их. И им снова
хочется бежать, бежать и бежать.
Предоставим им эту возможность.
|