Один ребенок вертится, как юла, все
роняет, разбивает, теряет, вечно чумазый, с
незаживающими болячками на коленях и локтях,
очень шумный и совершенно неутомимый. Другой
просто ангел, на одном месте сидит, может часами
смотреть картинки, не шалит, не трещит, правда,
его даже при необходимости не заставишь ничего
делать – он просто спит на ходу. Что хорошо, что
плохо, что норма, что патология, надо ли принимать
все как есть или подобное поведение требует не
просто коррекции, а медицинского вмешательства?
Итак, активные дети – диагноз или
норма? Ребенок просто возбужден или он болен и
пора к доктору? Если ребенок полон энергии,
которая бьет через край, он не может усидеть на
месте, носится, кричит, а потом вдруг начинает
злиться, становится упрямым и непослушным,
значит ли это, что он нездоров? Когда речь идет
просто о неудобных детях, а когда – о
психиатрической проблеме, о синдроме дефицита
внимания и гиперактивности (СДВГ)?
СДВГ
Диагностировать СДВГ можно с первых
месяцев жизни ребенка, но наиболее заметными они
становятся в детском саду и совсем угрожающий
характер принимают в начальной школе, т.е. при
попадании в коллектив, живущий по правилам и
распорядку.
СДВГ определяется как минимум тремя
составляющими: гиперактивность,
невнимательность, импульсивность.
О гиперактивности может идти
речь, если ребенок, независимо от ситуации, в
любых условиях – дома, в гостях, у врача, в
магазине, на улице и в школе – будет вести себя
одинаково: бегать, бесцельно двигаться, он не в
состоянии удержать внимание на любом, даже самом
интересном предмете или событии, причем ни
уговоры, ни угрозы, ни подкуп, ни ласка не
помогают. Он просто не может остановиться, у него
не работает механизм самоконтроля. Такой ребенок
отличается суетливостью, беспричинными
движениями рук, ног, постоянным, бесцельным
желанием что-нибудь теребить, дергать,
куда-нибудь лезть. Он может вскакивать посреди
урока, ходить по классу, он болтлив. О
невнимательности можно говорить, если в течение
долгого времени ребенок не способен удерживать
внимание на деталях, из-за чего допускает массу
ошибок; если он не в состоянии выслушивать
обращенную к нему речь, что вызывает ощущение,
будто он игнорирует слова и замечания; если не
может доводить начатое до конца не из чувства
протеста, а так как не в состоянии усвоить
правила и инструкции; если не может организовать
любую свою деятельность; если на заданиях,
требующих длительного умственного напряжения,
он постоянно отвлекается; если он все теряет или
не может найти свои вещи и все забывает. Импульсивность
заставляет его отвечать, не дослушав вопроса; он
не умеет дожидаться своей очереди, мешает,
вмешивается, никогда не знаешь, что он сделает в
следующую минуту. Часто возникают тики и
подергивания, жалобы на головные боли, возможен
энурез. Все эти симптомы должны наблюдаться
непрерывно в течение как минимум шести месяцев –
тогда, конечно, необходим доктор.
Пример. Мальчик 6 лет, очаровательный,
подвижный невероятно, очень разговорчивый,
мимика и жесты – как у хорошего актера. За время
часового общения оторвал от рубашки две
пуговицы, перетрогал почти все предметы,
находящиеся в кабинете, то начинал петь, то
просто кричал, на вопросы почти не отвечал,
просьба порисовать вызвала новую волну беготни и
крика. Бегая, он постоянно натыкался на все
подряд, как бы «не вписывался в формат». От
вопроса он мог замереть, создавая впечатление,
что задумался, хотя на самом деле просто
«выключался». При такой подвижности он так и не
смог освоить элементарную игру в мяч и велосипед
– просто не понимал инструкции, но неспособность
усвоить инструкции вовсе не означает, что у него
проблемы с интеллектом, он просто неспособен
сосредоточиться.
Во всех других случаях это просто
слишком активные дети, с которыми очень тяжело.
Активные дети
К описанию характерных особенностей
поведения активных детей можно отнести многое из
перечисленного ранее.
Они тоже крайне неповоротливы и
неуклюжи, постоянно что-то переворачивают,
разбивают, теряют, забывают, при всей своей
подвижности очень медленно выполняют задания.
Они любопытны, но не любознательны, на все
смотрят, но ничего не видят, но их, хоть и с трудом,
можно призвать к порядку, их энергию можно
направить в нужное русло.
Наказания такие дети переносят с
легкостью, укоры, отказы нисколько их не
огорчают, насколько вспыльчивы, настолько и
отходчивы, т.е. на обидах тоже не
сосредотачиваются. Наказать такого ребенка
можно, ограничив его в движении, например, усадив
на диван, до указанного срока. Он извертится,
изноется, но запомнит.
К сожалению, не получая вовремя помощи,
дети с СДВГ или без него получают ярлыки, их
зачисляют в разряд двоечников и хулиганов. Из-за
этого все симптомы получают дополнительный
стимул, и дети замыкаются и начинают жить
отдельной, внутренней жизнью. Либо гиперактивный
ребенок становится лидером, тогда коллектив,
который он возглавляет, будет трясти и
лихорадить долгое время! Он поведет их за собой и
на деревья, и на крыши, и на дорогу, и на любое
другое «дело»; они совершают побеги, замыкают
электричество, изучают канализационные люки. У
гиперактивных детей снижена реакция на болевые
стимулы: переломы, порезы и т. д. для них не
проблема.
Лечить или не лечить, болезнь это или
нет – решать врачу и только. Задача взрослых –
быть внимательными к симптомам, но не делать
поспешных выводов: в конце концов, вертеться на
уроках ребенок может просто потому, что ему
неинтересно. Иногда симптомы душевных болезней
возникают из-за физических заболеваний. Даже
диета, основанная исключительно на углеводах,
может вызвать нарушения эмоционального
равновесия. Кроме того, изменения в поведении
могут носить временный характер, и это, возможно,
реакция на эмоциональные нагрузки (развод,
смерть в семье и т.д.).
И если все-таки это не СДВГ, а просто
сверхподвижность, то пусть до изнеможения играет
в футбол, хоккей, салочки – эти игры требуют
организованности, подчинены конечной цели и
приобщают к спорту. В спорте дети реализуют
чрезмерную энергию, спорт организует, ставит
цели.
Дети малоподвижные
Другая сторона медали – дети тихие,
мирные, послушные, которые никуда не бегут, не
лезут, а тихонько в уголочке занимаются своими
делами. Это удобные дети (пассивные,
малоподвижные, заторможенные), для них тоже есть
диагноз – ММД (минимальная мозговая дисфункция),
гиподинамический синдром. У пассивных детей в
результате микрородовой травмы повреждены
подкорковые структуры мозга, из-за чего
стимуляция активности из этих структур
оказывается слабой, мозг как бы дремлет.
Это те дети, про которых говорят: «Спит
на ходу», его трудно чем-либо заинтересовать,
надо постоянно тормошить. Это могут быть дети с
избыточным весом, и тогда еда становится тем
единственным, что вызывает оживление. Либо,
наоборот, вес ниже нормы, тогда он и за столом вял.
Они неловки, плохо координированы. Они
производят впечатление умственно отсталых, при
разговорах как бы отсутствуют, отвечают
односложно, лишь бы их оставили в покое. Неуспехи
в школе огорчают лишь потому, что из-за этого их
теребят. У таких детей нередка дизартрия («каша»
во рту) и дисграфия (плохой почерк, пропуск букв,
замена одних букв другими, зеркальное их
написание). Возникают проблемы с математикой, так
как дети с ММД страдают неравномерностью
умственного развития: одни параметры интеллекта
нормальны, другие низки, что-то усваивается
хорошо, что-то – плохо. Уроков физкультуры
избегают всевозможными способами – там особенно
очевидна их неловкость, они становятся объектами
насмешек. Они вялы во всем – умственно,
эмоционально, физически. Кричать, тормошить
бесполезно, их надо заинтересовывать, причем
делать это по-доброму, с учетом состояния. Он
будет крутить педали, если рядом отец, мать,
тренер, друг, с ними же будет ходить, бродить. К
более быстрым реакциям его должен побуждать
находящийся рядом, ставя его в положение, при
котором надо успевать. Стимулировать можно
целью: закончишь дело – посмотришь фильм. С ними
хорошо играть, например, в слова, он вовлекается в
игру-соревнование и, стараясь не отстать, будет
действовать быстрее. Если не спеша, упорно, день
за днем таких детей тренировать, действуя
терпеливо, объясняя доходчиво, они освоят и
математику, и любую другую науку. Они отнюдь не
глупы, а то, что у них получается легко, надо
развивать максимально – это будет и утешением, и
компенсацией, разовьет самоуважение и
уверенность в себе.
Борьба с последствиями синдромов
гипер- и гипоактивности хорошо демонстрирует,
как неблагоприятный биологический фактор может
быть преодолен своевременными воспитательными
действиями.
|