Одним из условий полноценного развития детей дошкольного возраста
является высокий уровень здоровья. Между тем, проведенные рядом авторов
(М.Д. Маханева, 2000 Н.А. Грудинина, 2005; Т.В. Мандзяк, 2005 и др.)
исследования свидетельствуют о тенденции к увеличению числа детей
дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Так,
вышеперечисленные авторы указывают, что на сегодняшний день в России
лишь 10% детей от 3 до 7 лет являются практически здоровыми (I группа
здоровья), у 50% дошкольников выявлены морфофункциональные отклонения и
нарушения в состоянии здоровья (II группа здоровья), 40% детей имеют
хронические заболевания (III группа здоровья). По данным Н.В.
Нижегородцевой (2001), количество детей I группы не превышает 20-25 %,
II-ой группы – колеблется от 30 до 35%, а III-ей группы составляет
30-35%. По результатам нашего исследования, из 332 обследованных детей
старшего дошкольного возраста 19% - относятся к I группе здоровья, ко II
второй группе - относятся 56% дошкольников, III группу - составляют
25%.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что большинство программ по
физическому воспитанию рассчитано на здоровых детей, необходимо
отметить, что от 60 до 90% дошкольников остается без адекватной
физической подготовки. Различие уровня здоровья, формы заболевания,
физического развития и физической подготовленности дошкольников,
осложняет процесс физического воспитания и требует дифференцирования
физической нагрузки для детей II, а особенно III группы здоровья на
занятиях по физической культуре. В связи с этим, проблема заключается в отсутствии знаний об
особенностях методики физической подготовки детей II и III групп
здоровья, различающихся по физическому развитию, физической
подготовленности и состоянию здоровья.
Вышеизложенное дает основание для применения дифференцированного
подхода и предполагает деление детей на типологические группы на
занятиях, с учетом определенных критериев.
Использование указанного методического подхода в физическом
воспитании дошкольников, является предметом исследования многих авторов
(Е.В. Давиденко, 1986; А.П. Усова с соавт.,1989; В.П. Губа,1991; А.
Родионов с соавт., 1997; В.Н. Новохатько,1997; Н. Бочарова, 1997;
В.Н.Шебеко с соавт., 1998; О.Г. Лызарь, 1998; О.И. Плешакова, 1998;
Н.Н.Ефименко,1999; М.А.Рунова,2000; Р.Н.Дорохов,2000; А.А.Бланин, 2000;
А.К. Спирина,2000; С.О.Филиппова,2001; и др.). Как правило, в основе
применения разных видов дифференциации лежит только один определенный
критерий: либо это уровень физического развития, либо уровень физической
подготовленности и т.д.
По нашему мнению, в физическом воспитании детей дошкольного возраста,
особенно детей II и III групп здоровья необходимо учитывать комплекс
основных и дополнительных критериев для дифференцирования воздействий в
ходе занятий физической культурой. |