Здоровье и движение – два взаимозависимых
компонента жизни любого человека, а ребенка в
особенности. Именно в дошкольном возрасте
закладывается фундамент здоровья, происходит
созревание и совершенствование жизненных систем
и функций организма, развиваются его адаптивные
возможности, повышается устойчивость к внешним
воздействиям, формируются движения, осанка,
приобретаются физические качества, привычки,
черты характера, без которых не возможен
здоровый образ жизни.
Неблагоприятные природно-климатические
условия характерные для города Новый Уренгой:
ярко выраженная недостаточность солнечной
радиации; резкие перепады температуры и
влажности воздуха, силы ветра, атмосферного
давления создают дискомфортные условия для
жизни человека, способствуют изменению ряда
физиологических функций, ухудшают самочувствие.
Учитывая эти особенности, вот уже на протяжении
нескольких лет, я использую рекомендации
региональной программы "Север”, которая
помогает дошкольникам сохранить и укрепить
здоровье, а также предупредить невротическое
состояние, связанное с перенапряжением детского
организма. Этому способствует правильная
организация двигательной активности детей,
которая сочетается с другими формами
образовательной работы.
Наряду с этим, в нашем дошкольном учреждении
осуществляется дифференцированный подход к
физическому воспитанию детей в зависимости от
пола.
Система физического воспитания в ДОУ строится
на следующих принципах (В.А. Шишкина, Н.В.Мащенко):
- Принцип разностороннего развития личности.
Любое физкультурное мероприятие активизирует
мыслительную деятельность, создает условия, в
которых ребенок сам ищет наиболее рациональный
способ поведения, упражняется в трудовых
действиях, фиксирует внимание на красках, формах
окружающей обстановке и оборудования,
эмоционально воспринимает ритм, музыку;
- Принцип гуманизации и демократизации. Вся
физкультурная работа строится на основе
комфортности, с учетом желаний и настроений
ребенка;
- Принцип индивидуализации. Обеспечение
здорового образа жизни в детском саду каждому
ребенку с учетом его здоровья, развития,
интересов и т.д.
Эффективность учебно-воспитательного процесса
во многом определяется планированием, которое
обеспечивает высокие конечные результаты
здоровья, физического и двигательного развития
детей.
При разработке плана я учитывала:
- Особенности природно-климатических условий
Крайнего Севера;
- Рекомендации региональной программы "Север”
(восемь изменяющихся сезонных периодов);
- Психофизиологические и психологические
особенности развития детей дошкольного
возраста;
- Особенности двигательной активности детей с
учетом пола ребенка.
Сегодня физическое воспитание детей
практически не имеет различий для мальчиков и
девочек. Педагоги дошкольных учреждений на
протяжении последних нескольких лет ищут пути
осуществления дифференцированного подхода.
Однако в большинстве дошкольных учреждений
физическое воспитание детей, как и все
дошкольное воспитание, ориентировано на
"условного” ребенка, а не на мальчика или
девочку: те же упражнения, та же нагрузка, та же
методика обучения. Половые различия упоминаются
лишь в результатах тестирования уровня
физического состояния детей, потому что, как
правило, нормативы для девочек несколько ниже,
чем для мальчиков.
Сегодня, основываясь на исследованиях в
областях медицины, педагогики, физической
культуры и др., организуя процесс физического
воспитания детей, я не могла не учитывать их
половые особенности.
С помощью систематических наблюдений, анализа,
сравнений и, конечно же, опыта работы с детьми
разного возраста, изменялась программа движений,
которую диктовали сами дети, как бы
"подсказывая”, в чем нужна им помощь для
продолжения развития их природных двигательных
задатков, в том числе и психофизиологических
особенностей.
Начиная знакомить детей со всеми движениями с
трехлетнего возраста, я убедилась, что к шести –
семи годам каждый ребенок находит свои интересы
и проявляет способности в каком либо виде спорта.
Моя задача состоит в том, чтобы вовремя это
заметить.
С этой целью было проведено исследование:
провели опрос педагогов, анкетирование
родителей, а также изучили количественный состав
мальчиков и девочек в группах нашего дошкольного
учреждения. Содержательная сторона двигательной
деятельности дошкольников имеет свою специфику
в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть
свои двигательные предпочтения, то есть та
деятельность, которая им интереснее, лучше
удается, и в которой наиболее ярко проявляются их
особенности, связанные с полом. В частности в
процессе игр у мальчиков большее место занимают
движения скоростно-силового характера (бег,
метание предметов в цель и на дальность, лазание,
борьба, спортивные игры); девочки предпочитают
игры с мячом, со скакалкой, упражнения в
равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.),
танцевальные упражнения. В то же время такие виды
как подвижные игры, эстафеты нравятся и
мальчикам, и девочкам, в равной степени. В связи с
этим я организую физкультурные занятия
мальчиков и девочек следующим образом:
- Совместные занятия, на которых дети занимаются
по единой программе. Учитывается характер
движений и физическая нагрузка.
- Часть занятия проводится вместе, часть
раздельно (в подготовительной и заключительной
части занятия дети выполняют упражнения все
вместе, а в основной части занятия они делятся на
подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа
выполняет свое задание).
- Занятия проводятся отдельно.
На этих занятиях девочкам и мальчикам
предъявляются разные требования к выполнению
одних и тех же движений: четкости, ритмичности, с
затратами дополнительных усилий (для мальчиков);
пластичности, выразительности, грациозности (для
девочек).
Каждое физкультурное занятие несет в себе
определенную "оздоровительную дозу” в виде
физической нагрузки. Пользу дает только та
нагрузка, которую можно называть оптимальной,
т.е. физиологически обоснованной. Для
обеспечения оптимальной физической нагрузки
следует запрограммировать ее объем и
распределение в ходе занятия с учетом возраста и
пола детей, их здоровья, физической
подготовленности.
Занятия физическими упражнениями занимают
одно из ведущих мест, т.к. имеют большие
возможности для формирования мужественности у
мальчиков и женственности у девочек. Учёт
половых особенностей позволяет мне,
организующему их деятельность, добиться высоких
результатов, не нарушая ход становления
личности, заложенный природой.
Я убеждена, что в результате организации
дифференцированного подхода к физическому
воспитанию детей дошкольного возраста с учётом
пола ребёнка нам удаётся воспитать здоровое,
физически подготовленное подрастающее
поколение. Это и является жизненно необходимой и
основной задачей родителей и педагогов нашего
дошкольного учреждения.
План – конспект занятия по
физкультуре
с детьми старшего дошкольного
возраста с учетом пола ребенка (девочки)
Задачи:
- Развивать у детей ловкость, гибкость и чувство
ритма.
- Совершенствовать овладение приемами игры с
мячом.
- Воспитывать организованность, интерес к спорту.
Спортивный инвентарь: скакалки, маты,
дорожки, мячи, фишки, аудио-магнитофон, кассета с
записью мелодии "Цыганочка”.
Ход занятия:
Вводная часть:
- Ходьба с разным положением стоп;
- Ходьба обычная, змейкой, в полуприседе,
приставным шагом, скрестным шагом;
- Бег обычный, с изменением скорости, подскоки,
галоп; 2-3 мин.
- Ходьба обычная с восстановлением дыхания
Дыхательное упражнение "Лес шумит”: И.п.:
ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо
– вдох. В и.п. – выдох. Наклон влево – вдох. В и.п.
– выдох.
Основная часть
а) общеразвивающие упражнения (элементы
ритмической гимнастики)
Звучит народный танец "Цыганочка”
"Зеркало”. И.п.: - ноги слегка расставлены,
руками обнять себя за плечи. 1 – руки в стороны,
ладони вверх; 2 – руки вверх; 3 – согнуть руки в
локтях на уровне поднятых предплечий, ладони
перед глазами; 4 – и.п. 8 раз
"Движения плечами”. И.п. о.с., руки внизу,
ладони слегка прижаты к бедрам. 1 – поднять
правое плечо; 2 – и.п. 3-4 то же левым плечом 4 раза
"Фонарики”. И.п. – о.с., руки согнуты в локтях
предплечьями вверх. 1 – отвести назад правую
ногу, согнутую в колене, одновременно вращая
кистями. 2 – и.п. 3-4 – то же левой ногой. 4 раза
"Самоварчик”. И.п. – то же. 1 – хлопнуть в
ладоши над головой; 2 – ударить правой рукой по
пятке правой ноги, согнутой в колене и отведенной
назад - в сторону; 3-4 – то же влево. 4 раза
"Наклоны”. И.п. – о.с., руки на поясе. 1 –
отставить правую ногу в сторону на носок,
наклониться вправо, левую руку закруглить над
головой; 2 – и.п.; 3-4 то же влево. 4 раза
"Веер”. И.п. – о.с., обе руки влево - вниз. 1 –
мах вперед правой ногой, обе руки вправо; 2 – и.п.; 3
– мах вперед левой ногой, обе руки влево; 4 – и.п. 8
раз
"Раскрытие”. И.п. – о.с., руки внизу. 1 – шаг в
право, руки в стороны; 2 – обнять левую ногу,
согнутую в колене, голову опустить; 3-4 – то же
влево. 8 раз
"Перепляс”. И.п. – о.с., руки на поясе.
Поочередно резким движением ставить ноги на
носок. 8 раз
Поочередно сгибать голени назад. 8 раз
б) основные виды движений
- прыжки со скакалкой с продвижением вперед, (в
парах);
- акробат. упр. "Березка”. И.п. – сидя, ноги
согнуты, руками обхватить колени. 1-2 – перекат
назад; 3-6 – упираясь руками в поясницу,
распрямить ноги вверх; 7-8 – и.п.
- игра "Школа мяча”.
Заключительная часть.
Полоса препятствий. Дети делятся на
две команды. Прыжки с мячом между ног до фишки.
Обратный путь – отбивание мяча с продвижением
вперед.
Гимнастика маленьких волшебников
|