На этапе предварительного исследования выявлялись особенности
физического развития, определялся уровень физической подготовленности,
функционального состояния системы внешнего дыхания, общей
работоспособности и состояние здоровья детей старшего дошкольного
возраста II и III группы здоровья. Полученные данные сравнивались с
показателями детей I группы здоровья.
Для оценки физического развития использовались следующие методы:
соматоскопия, антропометрия (А.Г.Дембо с соавт.,1973; Н.А.Никитюк с
соавт., 1986; С.Б.Тихвинский, 1991 и др.) оценка функционального
состояния системы внешнего дыхания, а также определение общей
работоспособности по Гарвардскому степ-тесту. Для определения
гармоничности физического развития был построен антропометрический
профиль (по В.В. Юрьеву с соавт., 2003).
Для определения уровня физической подготовленности старших
дошкольников проводилось педагогическое тестирование, характеризующее
уровень развития физических качеств (О.А. Сиротин, 1995; В.И. Лях,
1995).
Анализ состояния здоровья проводился по данным медицинских карт.
Исследование признаков физического развития показало, что дети II-ой и
III-ей группы здоровья по всем исследованным параметрам физического
развития уступают сверстникам I группы здоровья (p<0,05) (табл.1). Нами определено, что абсолютные показатели физического развития детей
старшего дошкольного возраста II и III групп здоровья варьируют в
пределах низкого и ниже среднего уровней, в то время как у детей I
группы - среднего и высокого.
Таблица 1
Показатели физического развития дошкольников 6-7 лет I, II и III групп здоровья (n=332)
№ п/п | Показатели | Группы здоровья | Достоверность | I | II | III | I и II | I и III | II и III | Мальчики | 1 | Длина тела, см | 124±3,7 | 113±4,6 | 113±2,7 | p<0,05 | p<0,05 | p> 0,05 | 2 | Рост сидя, см | 69±6,9 | 58±2,9 | 57±2,4 | p<0,05 | p<0,05 | p<0,05 | 3 | Длина ноги, см | 65±3,5 | 54±1,8 | 54±2,4 | p<0,05 | p<0,05 | p>0,05 | 4 | Масса тела, кг | 22,5±2,7 | 17,6±0,8 | 17,2±0,7 | p<0,05 | p<0,05 | p<0,05 | 5 | ОГК, см | 58±2,5 | 58±2,6 | 57,5±3,0 | p>0,05 | p>0,05 | p>0,05 | 6 | Сила кисти, кг | 12±1,7 | 3,6±0,8 | 3,2±0,6 | p<0,05 | p<0,05 | p<0,05 | Девочки | 1 | Длина тела, см | 122±5,6 | 112±3,5 | 112±2,8 | p<0,05 | p<0,05 | p> 0,05 | 2 | Рост сидя, см | 66±2,9 | 58±3,3 | 57,3±2,2 | p<0,05 | p<0,05 | p> 0,05 | 3 | Длина ноги, см | 65±3,9 | 54±1,7 | 53,5±2,0 | p<0,05 | p<0,05 | p> 0,05 | 4 | Масса тела, кг | 22±2,8 | 17,6±0,9 | 17,3±0,7 | p<0,05 | p<0,05 | p> 0,05 | 5 | ОГК, см | 57±3,4 | 58±2,4 | 58±2,8 | p> 0,05 | p>0,05 | p> 0,05 | 6 | Сила кисти, кг | 10±2,1 | 2,9±1,5 | 3,5±0,5 | p<0,05 | p<0,05 | p<0,05 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Исследование
функционального состояния системы внешнего дыхания у детей старшего
дошкольного возраста с учетом полового диморфизма в группах здоровья
выявило следующее: у мальчиков I группы здоровья наблюдается
преимущество над сверстниками II и III группы (p<0,05), а у мальчиков
II группы здоровья - над мальчиками III группы здоровья (p<0,05).
Аналогичная картина наблюдалась и у девочек. Однако, в показателях ЖЕЛ,
форсированной ЖЕЛ, экскурсии грудной клетки между девочками II и III
группы здоровья различий не выявлено (p>0,05). Также исследования
показали, что в целом, ЖЕЛ у девочек достоверно (p<0,05) выше, чем у
мальчиков. Показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое у мальчиков
достоверно выше, чем у девочек (p<0,05). Отмечено, что урежения ЧСС к
шестилетнему возрасту детей у дошкольников II и III группы здоровья не
выявляется, а величина ЧСС соответствует показателям детей 4-5 летнего
возраста. При сравнении ЧСС у детей с учетом полового диморфизма и
принадлежности к определенной группе здоровья выявлено достоверное
различие изучаемых показателей между детьми разных групп здоровья
(p<0,05).
Анализ антропометрического профиля детей I группы здоровья (рис. 1)
показал, что испытуемые имеют гармоничное физическое развитие, т.к.
кривая антропометрического профиля по большинству показателей колеблется
в пределах двух центильных зон (по В.В. Юрьеву с соавт., 2003). В
отличие от этого, дети 6 лет II и III групп здоровья имеют резко
дисгармоничное сложение, об этом свидетельствует колебание кривой
антропометрического профиля в пределах 4-х центильных зон.

Примечание: - мальчики; - девочки
Рис.1. Профили физического развития дошкольников I, II и III группы здоровья
Исследование физической подготовленности, как интегрального
показателя уровня развития физических качеств у детей старшего
дошкольного возраста, выявило преимущество в уровне развития основных
физических качеств и координационных способностей дошкольников I группы
здоровья над сверстниками II и III групп (p<0,05). Аналогичные данные
получены при исследовании физической подготовленности с учетом полового
диморфизма (p<0,05). Показатели уровня развития основных физических
качеств у детей I группы здоровья варьировали в пределах от «среднего»
до «высокого».
Анализ показателей физической подготовленности у детей II и III групп
выявил достоверно значимые различия исследуемых параметров с
преимуществом дошкольников II группы здоровья (p<0,05). Однако
различий в показателях скоростных и скоростно-силовых качеств не
обнаружено. Уровень развития основных физических качеств у детей II и
III групп здоровья варьировал в пределах от «низкого» до «среднего». Анализ профиля физической подготовленности детей I группы здоровья выявляет разноуровневое развитие физических качеств (рис. 2).

Примечание: - мальчики; - девочки
Рис. 2. Профили физической подготовленности дошкольников I, II и III группы здоровья
Кривая профиля колеблется в пределах 3-х уровней: «среднего», «выше среднего», «высокого».
Иная картина физической подготовленности выявляется во II и III
группах здоровья. Так, большинство показателей физической
подготовленности детей находятся в пределах «низкого» уровня развития
физических качеств.
Проведенное исследование показало, что, несмотря на то, что дети II и
III группы здоровья могут иметь один уровень развития физических
качеств, абсолютные значения их показателей достоверно различаются по F-
критерию Фишера.
Выявлено, что из 332 обследованных дошкольников: 19% - относились к I
группе здоровья; ко II группе здоровья относились – 56% детей; III
группу составили 25% детей. Анализ данных медицинских карт исследуемой
группы показал, что у большинства детей наблюдаются нарушения развития
опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, изменение
морфофункционального статуса. Также выявлено, что ведущими из числа всех
заболеваний являются болезни респираторной системы, которые отмечены у
75% детей. Нарушения физического развития отмечены у 89%. Выявлено, что
каждый третий ребенок имеет от 1 до 3-х сочетанных нарушений физического
развития и здоровья. |