С одной стороны площадки протягивают шнур, за ним
становится пятнашка. Все участники игры находятся на противоположной стороне
площадки, там располагается их дом. Пятнашка громко говорит слова: «Берегись
раз, берегись два, берегись три!» Играющие в это время идут через поле и
подходят близко к шнуру. С последним словом пятнашка перепрыгивает через шнур и
старается догнать и запятнать кого-либо из детей. Вместе с запятнанным он
быстро убегает за шнур. Игра повторяется, но пятнашек становится двое.
Правила.
1. Играющие бегут в свой дом только после слов
пятнашки:«Берегись три!»
2. Пятнашке разрешается салить только одного игрока.
3. Через шнур пятнашка только перепрыгивает, но если,
перепрыгивая, он задевает шнур, то повторяет прыжок.
4. За чертой дома салить игроков нельзя.
Указания к проведению. Игра проводится на большой
свободной площадке. Расстояние между домом играющих и местом, где находится
пятнашка, 10—20 м. Высоту шнура по ходу игры можно менять: чем выше шнур, тем
труднее водящему через него перепрыгивать. Слова «Берегись раз, берегись два,
берегись три!» пятнашка произносит медленно, чтобы играющие могли ближе
подойти к шнуру. Чем ближе они находятся от шнура, тем легче их осалить.
Вариант. Играющие догоняют пятнашку и игрока, которого
он уводит с собой, и стараются запятнать одного из них, пока они не перепрыгнут
через шнур. Тот, кого они запятнали, возвращается на поле.
Салка
Водящий бегает за детьми и, стараясь кого-то осалить,
приговаривает: «Я осалил тебя, ты осаль другого!» Новый водящий, догоняя
одного из играющих, повторяет эти же слова.
Вариант. Водящий ловит кого-либо и у пойманного спрашивает:
«У кого был?» — «У тетки».— «Что ел?» — «Клецки».— «Кому отдал?» Пойманный
называет по имени одного из участников игры, иназванный становится водящим. Игра повторяется.
Правила.
1. Водящий бежит только за одним из игроков.
2. Участники игры должны внимательно наблюдать за
сменой водящих.
Ловишки в кругу
На площадке очерчивают большой круг, в середине его
кладут палку, делят круг на две части. Все участники игры в ловишки встают на
разные стороны круга. Ловишка, обегая палку, перебегает с одной стороны круга
на другую и старается поймать кого-то из играющих. Пойманный становится
ловишкой.
Правила.
1. Ловишка во время игры не должен перебегать через
палку и выбегать за круг. Другие играющие перебегают через палку. Длина палки
должна быть меньше диаметра круга.
2.Вставать
ногами на палку нельзя.
Вариант.
Все участники игры, кроме ловишки, стоят за кругом.
Они перебегают через круг, а ловишка их ловит. Пойманный игрок становится
ловишкой.
Много троих, хватит двоих
Дети встают парами друг за другом, лицом в центр
круга. Игру начинают двое, один из них — водящий, он стоит на 3—4 шага сзади
того, кто убегает от него.
Убегающий хлопает три раза в ладоши, после третьего
хлопка бежит от водящего. Чтобы не быть осаленным, он встает впереди
какой-нибудь пары. Прежде чем встать, на бегу кричит: «Много троих, хватит
двоих». Тот, кто в этой игре стоит последним, убегает от водящего.
Если водящему удалось осалить убегающего, то они
меняются ролями.
Правила.
1. Во время игрынельзя пробегатьчерез круг.
2. Убегающему нельзя пробегать более двух кругов.
3. Как только он вбегает в круг, он должен сразу
встать впереди какой-нибудь пары. Нарушивший это правило становится водящим.
Указания к проведению. Если водящему удалось осалить
убегающего и они поменялись ролями, то убегающий может встать впереди одной из
пар после кратковременного бега.
Иногда водящему долго не удается догнать убегающих от
него игроков, так как они сильнее его и быстрее бегают. В этом случае нужно
заменить его, но не упрекать, а положительно оценить его усилия.
Филин и пташки
Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая
крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке.
На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои
гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это
птица, и только тогда пойманный становится филином.
Указания к проведению. Перед началом игры дети выбирают
для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (например,
голубь, ворона, галка, воробей, синица, журавль и т. д.). Гнезда птиц и филина
лучше выбирать на высоких предметах (на пнях, скамейках и т.д.). Птицы от
филина прячутся каждая в своем гнезде.
Вариант.
Дети делятся на 3—4 подгруппы и договариваются, каких
птиц они будут изображать. Затем подходят к филину и говорят: «Мы сороки, где
наш дом?»; «Мы чайки, где наш дом?»; «Мы утки, где наш дом?» Филин называет
место, где птицы должны жить. Птицы летают по площадке, на слово «Филин»
прячутся в свои гнезда. Пойманную птицу филин должен узнать.
Платок
Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком
идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу,
а тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и
другой стараются занять свободное место в круге.
Если игрок с платком догонит водящего и сможет
положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге,
тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное
место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с
платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.
Правила.
1. Дети не должны перебегать через круг.
2. Во время бега не разрешается задевать руками
стоящих в круге.
3. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих.
4. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда
водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
Указания к проведению. Чем больше детей примут участие
в этой игре, тем шире будет круг, а это значит, что нужно больше приложить
усилий, чтобы занять свободное место. Дети в круге стоят друг от друга на
расстоянии одного шага.
Курочки
Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные —
курочки. Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевывать. Выходит хозяйка и
спрашивает петушка: «Петушок, петушок, не видал ли мою курочку?» «А какая она у
тебя?» — спрашивает петушок. «Рябенькая, а хвостик черненький».— «Нет, не
видел».
Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш!» Курочки
бегут в дом,а хозяйка ловит их,петушок курочек защищает.
Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.
Правила.
1. Курочки бегут в дом только на слова: «Кшш, кшш!»
2. Петушок, защищая курочек, не должен отталкивать хозяйку.
Он, широко раскрыв крылья, встает на ее пути.
Указания к проведению. Дома хозяйки и петушка с
курочками нужно сделать как можно дальше друг от друга (10—20 м). Для
усложнения игры курочки по пути к дому преодолевают препятствия, перелетают
через забор (перепрыгивают через натянутый шнур) или пробегают по мостику через
ручеек. В своем доме они взлетают на насест (на скамейку).
У медведя во бору
Играющие выбирают медведя, определяют место его
берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору
Медведь постыл,
Грибы, ягоды беру!
На печи застыл!
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет
по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то
поймать. Пойманный становится медведем.
Правила.
1. Медведь выходит из берлоги только после того, как
дети споют песенку.
2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не
сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.
Указания к проведению. Берлогу медведя лучше разместить
на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться (перелезать
через бревно, вылезать из ящика, корзины).
Гуси-лебеди
Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные
— гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на
другой — волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки
пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей:
«Гуси-лебеди, домой!» Гуси отвечают: «Старый волк под горой!» — «Что он там
делает?» — «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет».— «Ну, бегите же домой!» Гуси
бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда
все гуси пойманы.
Правила.
1. Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только
после слов: «Ну, бегите же домой!»
2. Гуси, выходя в поле, должны разойтись по всей
площадке. Лошадки
Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке
кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их
выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки
все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо,
налево и т. д.
На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны!» —
кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова:
«Найдите своего кучера!» — они как можно быстрее находят своего кучера. При
повторении игры в каждой тройке кучер меняется.
Правила.
1. Лошадки должны точно выполнять все команды.
2. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф — к
его вожжампривязывают синюю ленточку.
Указания к проведению. Самой трудной в этой игре
является роль водящего, который придумывает для лошадок различные движения.
Поэтому, когда игра проводится впервые, роль водящего выполняет взрослый. В
конце игры, чтобы тройки собрались вместе, можно дать новое задание: «Кучер,
найди своих лошадок!»
Игра заканчивается, как только в тройке играющих все
выполнят роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.
Палочка-выручалочка(Черная палочка)
Дети по считалке выбирают водящего. Он отбегает от них
и встает лицом к стене. У стены лежит палочка-выручалочка. Водящий берет
палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого
первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он ставит палочку у
стены и идет искать. Заметив одного из играющих, громко называет его по имени,
быстро подбегает к стене, берет палочку, стучит ею по стене и кричит:
«Палочка-выручалочка нашла...» (называет по имени играющего). Так водящий
находит всех детей. При повторении игры должен водить тот, кто был найден
первым.
Если игрок, которого нашли, добежит до палочки-выручалочки
раньше водящего, он быстро берет палочку и со словами: «Палочка, выручи меня!»
— стучит ею по стене, затем бросает ее как можно дальше и, пока ее ищет
водящий, прячется. Водящий находит палочку, возвращается к условленному месту,
стучит ею и громко говорит: «Палочка пришла, никого не нашла, кого первого
найдет, тот за палочкой пойдет!»
Правила.
1. Водящий не должен подсматривать, когда дети
прячутся.
2. Водящий говорит слова медленно, чтобы все дети
могли спрятаться.
3. Он должен искать по всей площадке, не стоять возле
палочки-выручалочки.
4. Дети могут перебежать с одного места укрытия в
другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.
Указания к проведению. Эту игру хорошо проводить на
лесной опушке. Обязательно нужно ограничить игровую площадку и показать детям
несколько мест, где они смогут спрятаться(закусты,деревья,пеньки,вканавку,ввысокую траву).
Для проведения игры нужно сделать палочку-выручалочку
из дерева длиной 50—60 см, покрасить в яркий цвет, чтобы ее хорошо было видно в
зеленой траве.
Усложнение к игре. Можно, выручить игрока, которого нашел
водящий. Если кто-то из играющих незаметно выйдет из укрытия, быстро подбежит к
палочке-выручалочке, постучит ею по стене со словами: «Палочка-выручалочка,
выручи...» — и назовет по имени выручаемого. Палочку бросает как можно дальше,
и, пока водящий ищет ее, дети вновь прячутся.
Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные —
овцы. Дом волка в середине площадки, а у овец два дома на противоположных
концах площадки.
Овцы громко зовут пастуха:
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают,
прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха «Волк!» овцы бегут в дом — на
противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец.
Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Правила. 1. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться
в тот дом, из которого они вышли.
2. Волк овец не ловит, а салит рукой.
3. Пастух только заслоняет овец от волка, но не должен
задерживать его рукой.
Горячее место
На площадке проводят линию, за которой находится
горячее место. В 3—4 шагах от него встает водящий. Дети расходятся по игровому
полю.
Играющим нужно перебежать с игрового поля в горячее
место ивернуться обратно,но водящий их не пускает.
Тот,кого он
Стадо
Пастушок,пастушок.
Заиграй во рожок!
Травкамягкая,
Роса сладкая.
Гони стадо в поле.
Погулять на воле!
осалил, остается за чертой в горячем месте. Как только
водящий осалит шестого игрока, игра заканчивается. Все идут в поле, а шестой
игрок становится водящим.
Побеждают те игроки, кому удалось несколько раз пробежать
в горячее место.
Указания к проведению. Там, где горячее место, лежат
ленточки. Играющие, кому удалось пробежать в горячее место, берут по ленточке.
В конце игры по количеству ленточек можно узнать, кто из игроков самый смелый и
ловкий. Если игрока с ленточками все-таки осалят, он одну ленточку кладет на
место и остается за чертой.