Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 29.03.2024, 16:12

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ФИЗМИНУТКИ [21]
ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ [112]
ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ [51]
СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ [39]
ЗАКАЛИВАНИЕ [17]
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ [7]
ЙОГА ДЛЯ ДЕТЕЙ [2]
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ДОУ [11]
Главная » Файлы » ФИЗКУЛЬТУРА В ДЕТСКОМ САДУ » ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ

обоснование методики дифференцированного подхода в физическом воспитании детей 5-6 лет, относящихся ко II и III группам здоровья
13.06.2012, 11:45

В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста II и III групп здоровья. Эксперимент проводился в течение 9 месяцев с сентября по май в течение 3-х лет 2001-2004 гг. Ежегодно в эксперименте принимали участие 4 группы ДОУ, в 2-х из которых проводился педагогический эксперимент (ЭГ), а в 2-х группах (КГ) – дети занимались по общепринятой методике проведения занятий в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Все группы (и экспериментальная и контрольная) занимались по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (1987). Содержание занятий строилось на основе программного материала Л.В. Пензулаевой (1986), который был впоследствии перераспределен с учетом типологических групп занимающихся.

Организационной формой, использованной нами в ходе реализации дифференцированного физического воспитания детей II и III групп здоровья, явилась урочная форма – занятие по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях.

Дети экспериментальной и контрольной групп посещали занятия по физической культуре 3 раза в неделю, одно из которых проводилось на открытом воздухе. Структура занятий при использовании методики дифференцированного подхода не изменялась и соответствовала используемой на физкультурных занятиях в дошкольных учреждениях. Число занятий и их продолжительность соответствовала общепринятой методике физического воспитания в ДОУ.

Анализ исходных данных показал, что дошкольники, принадлежащие к одной группе здоровья, имеют как различный уровень развития отдельных физических качеств, так и разный уровень физической подготовленности, тогда как у детей разных групп здоровья вышеперечисленные критерии находятся на одном уровне развития. В связи с этим, мы предположили, что основным критерием необходимо считать уровень развития отдельных физических качеств.

Данные, полученные в ходе предварительного исследования, позволили выделить комплексный критерий, включающий в себя ряд факторов: физическое развитие, уровень развития отдельных физических качеств, уровень физической подготовленности и состояние здоровья.

Количество типологических групп на занятии физической культурой варьировало от 1-го до 5-ти, соответственно уровням физической подготовленности: от «низкого» до «высокого». Мы предположили, что данное распределение детей на типологические группы позволит эффективно решить задачи физической подготовки детей II и III групп здоровья (рис. 3).

Характер двигательного режима в типологических группах полностью зависел от уровня физической подготовленности детей. Так, «низкому» и «ниже среднего» уровням соответствовал развивающий режим; «среднему» и «выше среднего» уровням – развивающе-поддерживающий режим; «высокому» уровню – поддерживающе-тренирующий режим развития основных физических качеств.

В процессе физической подготовки детей II и III групп здоровья задачи физического воспитания старших дошкольников различались в зависимости от двигательного режима.

Задачами развивающего режима были повышение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных умений и навыков, развитие основных физических качеств.

Задачами развивающе-поддерживающего режима были закрепление сформированных умений и навыков, повышение и сохранение уровня физической подготовленности;

Задачами поддерживающе-тренирующего режима были совершенствование двигательных умений и навыков, развитие и совершенствование физических качеств, тренирующей направленности занятий физической культурой.


Рис.3 Схема применения дифференцированного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

При реализации принципа дифференциации в методике дифференцированного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста II и III групп здоровья нами учитывался ряд правил:

§    реализация различных двигательных режимов на занятии физической культурой с учетом типологической группы;

§    дифференциация средств и методических приемов физической культуры на занятиях для детей различных типологических групп с учетом основных и дополнительных критериев (уровень развития физических качеств, физическое развитие, форма заболевания);

§    дифференциация объема и интенсивности физической нагрузки на занятиях физической культурой для дошкольников с учетом дополнительных критериев дифференциации (физическое развитие, форма заболевания);

При нормировании физической нагрузки на занятиях мы учитывали следующие компоненты: продолжительность упражнения, продолжительность интервалов отдыха между упражнениями, характер отдыха (активный, пассивный), число повторений.

Двигательные режимы различались характером физической нагрузки на физкультурных занятиях (табл. 2).

Паузы отдыха между упражнениями не увеличивались и соответствовали структуре занятий по физической культуре в дошкольных учреждениях.

Ограничений в использовании средств физической культуры в условиях развивающе-поддерживающего и поддерживающе-тренирующего режимов не было, однако в условиях развивающего режима на начальных этапах обучения ограничения в средствах были необходимы (табл. 3).

Таблица 2

Характер параметров нагрузки и отдыха (I квартал учебного года)

Уровень физической подготовленности
Количество подходов
Объем (кол-во повторений)
Интенсивность (ЧСС) уд/мин
Характер отдыха*
Низкий
Не более 2
4-5 раз
120-130
пассивно-активный
Ниже среднего
2
125-135
активный
Средний
3
6-8
130-145
активный
Выше среднего
3
8-10
140-160
активный
Высокий
3
8-10
140-160
активный

*Примечание: активный отдых предполагал заполнение пауз дыхательными упражнениями

Таблица 3

Ограничения в использовании средств физической культуры в пределах развивающего двигательного режима

Вид движения
Ограничение в средствах
Уровень физической подготовленности
Низкий
Ниже среднего
Ходьба
Ходьба по наклонной доске
*
-
Бег
Бег в максимальном темпе
*
*
Прыжки
Выпрыгивания из приседа
*
-
Метание
Метание медицинбола назад, через голову
*
-
Лазание
Лазание по канату, по гимнастической стенке: переход с пролета на пролет на 4-й рейке и выше
*
-
Ползание
-
-
-
Подлезание
-
-
-

Примечание: «*» - имеются ограничения при выполнении физического упражнения.

Использование дифференцированного подхода на занятиях физической культурой предполагало деление средств и методических приемов относительно типологической группы для выбора адекватной физическому состоянию детей физической нагрузки (табл.4).

Таблица 4

Соответствие режимов работы типологическим группам при развитии скоростных качеств

Физические качества
Уровни развития ФК
Режим работы
№ ТГ
Скоростные
Низкий
Развивающий*
1
Ниже среднего
2
Средний
Развивающе-поддерживающий*
3
Выше среднего
4
Высокий
Поддерживающе-тренирующий
5

* Примечание: Дети 2-х типологических групп занимаются в пределах одного двигательного режима, но в указанных группах используются различные средства физической культуры в соответствии с уровнем развития отдельного физического качества.

Дифференцирование физической нагрузки при выполнении общеразвивающих упражнений в течение учебного года представлено в таблице 5.

Соотношение средств различной направленности также дифференцировались в течение учебного года (табл. 6).

Для выявления эффективности предложенной методики дифференцированного подхода в физическом воспитании детей был проведен педагогический эксперимент, результаты которого выявили положительные изменения, произошедшие в ходе направленного педагогического воздействия.

Таблица 5

Поквартальное изменение количества повторений упражнений с учетом двигательного режима

Режим работы
Квартал
Количество повторений
Развивающий
I
4-5 раз
II
6-8 раз
III
10-12 раз
Развивающе-поддерживающий
I
6-8 раз
II
8-10 раз
III
10-12 раз
Поддерживающе-
тренирующий
I
8-10 раз
II
10-12 раз
III
12-16 раз

Таблица 6

Соотношение объема общеразвивающих (ОРУ) и дыхательных (ДУ) упражнений в типологических группах поквартально, %

Двигательные
режимы
I квартал
II квартал
III квартал
сентябрь-ноябрь
декабрь-февраль
март-май
Развивающий
ОРУ – 50
ОРУ – 60
ОРУ – 75
ДУ – 50
ДУ – 40
ДУ – 25
Развивающе-поддерживающий
ОРУ - 60
ОРУ-70
ОРУ-80
ДУ -40
ДУ – 30
ДУ – 20
Поддерживающе-тренирующий
ОРУ – 70
ОРУ -80
ОРУ – 80
ДУ -30
ДУ - 20
ДУ - 20

Так, после проведенного эксперимента выявлено снижение количества нарушений физического развития и нозологических форм в экспериментальной выборке (табл. 7). Выявлено, что из числа имеющихся отклонений в состоянии здоровья и физического развития положительное изменение наблюдается по показателям нарушений осанки, функциональной недостаточности стоп, проявлениям невротического синдрома, а также снижение числа часто болеющих детей и дошкольников, имеющих сочетанные нарушения здоровья и физического развития. Это позволило половину детей экспериментальной выборки, имеющих положительное изменение морфофункционального статуса, перевести в I группу здоровья.

У детей ЭГ, относящихся к II группе здоровья, были выявлены положительные достоверно значимые изменения в показателях физического развития после направленного педагогического воздействия, в сравнении с дошкольниками КГ (p<0,05).

Таблица 7

Изменение физического развития и состояния здоровья у детей II, III группы здоровья за учебный год после педагогического эксперимента (%)

№ п/п
Виды нарушений
Экспериментальная выборка
Контрольная выборка
II группа здоровья
III группа здоровья
II группа здоровья
III группа здоровья
до
после
до
после
до
после
до
после
1
Нарушение осанки
53
12
42
20
77
77
30
35
2
Плоскостопие
33
12
12
5
34
34
5
8
3
Тубинфицирование
30
10
-
-
35
35
7
7
4
Дети, болеющие ОРЗ более 4-х раз в год
62
6
83
7
50
50
93
120
5
Невротический синдром
3
-
-
-
-
-
-
-
6
Аденопатия
1
1
-
-
5
5
-
-
7
Гипертрофия небных миндалин
3
3
-
-
-
-
-
-
8
Миопия
4
4
-
-
6
6
-
-
9
Аллергический дерматит
4
-
-
-
6
6
-
-
10
Дизартрия, логоневроз
6
6
-
-
3
3
-
-
11
Гипоэволютивное сердце
1
-
-
-
1
1
-
-
12
Аномалия хорды
-
-
-
-
1
-
-
-
13
Хронический бронхит
-
-
7
7
-
-
5
10
14
Хронический тонзиллит
-
-
42
42
-
-
56
69
15
Хронический гастрит
-
-
10
10
-
-
12
12
16
Хронический гастродуоденит
-
-
7
7
-
-
7
7
17
Хронический фиброзный кульпит
-
-
5
5
-
-
7
7
18
Хронический аллергический дерматит
-
-
5
5
-
-
5
5
19
Сочетанные формы
78
18
49
19
64
64
63
75

При этом изменений в показателях окружности грудной клетки (ОГК) у детей обеих выборок не выявлено.

У детей ЭГ III группы здоровья после проведенного эксперимента также выявлены достоверные изменения по всем исследованным показателям физического развития. При этом не выявлено достоверных изменений в показателях ОГК, кистевой динамометрии и в показателях роста у девочек (p>0,05).

Наличие изменений изучаемых показателей после эксперимента нашло отражение в структуре профилей антропометрии и физической подготовленности у детей II и III групп здоровья экспериментальной и контрольной выборки.

В антропометрических профилях детей экспериментальной выборки II группы здоровья отмечается сохранение дисгармоничности физического развития (рис.4). В целом, можно заключить, что по большинству показателей уровень физического развития детей является средним. В экспериментальной группе колебание кривой профиля физической подготовленности наблюдается в пределах 3 уровней: «среднего», «выше среднего» и «высокого», причем в преобладающем числе тестов выявляется «высокий» уровень. В контрольной группе кривая профиля варьирует в пределах 3-х уровней: «низкого», «ниже среднего» и «среднего» (рис. 5).

Кривая антропометрического профиля у детей III группы здоровья колеблется в пределах 2-х центильных зон (рис. 6). Однако варьирование показателей различных признаков физического развития у детей экспериментальной выборки наблюдалось в пределах среднего и ниже среднего уровней, а в контрольной выборке - в пределах низкого и ниже среднего. Колебание кривой профиля физической подготовленности у детей III группы здоровья экспериментальной выборки наблюдается в пределах 4 уровней: «ниже среднего», «среднего», при этом в отдельных тестах выделены уровни «выше среднего» и «высокого», тогда как в контрольной группе в пределах 3-х уровней: «низкого», «ниже среднего» и «среднего» (рис. 7).

Таким образом, проведенное исследование показало, что комплектование детей на типологические группы по предложенным нами критериям и использование дифференцированного подхода в физическом воспитании старших дошкольников является эффективным и способствует повышению уровня физической подготовленности детей II и III групп здоровья.


Примечание: image003.gif - мальчики; image004.gif - девочки

Рис. 4. Антропометрические профили дошкольников II группы здоровья


Примечание: image003.gif - мальчики; image004.gif - девочки

Рис. 5 Профили физической подготовленности дошкольников II группы здоровья до и после проведенного эксперимента


Примечание: image003.gif - мальчики; image004.gif - девочки

Рис. 6. Антропометрические профили дошкольников III группы здоровья


Примечание: image003.gif - мальчики; image004.gif - девочки

Рис. 7 Профили физической подготовленности дошкольников III группы здоровья до и после проведенного эксперимента

Выводы:

Физическое развитие детей II и III групп здоровья находятся на низком уровне в отличие от дошкольников I группы здоровья (p<0,05). Дошкольники II и III групп резко дисгармонично сложены, тогда как у детей I группы здоровья наблюдается гармоничное физическое развитие. Функциональное состояние системы внешнего дыхания детей II и III групп здоровья по всем исследованным признакам ниже, чем у представителей I группы (p<0,05). У детей II и III групп здоровья низкая общая физическая работоспособность, а у дошкольников I группы – высокая (p<0,05).

Уровень физической подготовленности у детей II и III групп здоровья варьирует в пределах от «низкого» до «среднего» уровня, тогда как у детей I группы здоровья - от «среднего» до «высокого».

В качестве критерия разделяющего детей на типологические группы определен основной критерий (уровень развития отдельного физического качества), дополнительные критерии (уровень физического развития, форма заболевания) позволяют дифференцировать средства физической культуры и параметры физической нагрузки.

Распределение детей на типологические группы по комплексному критерию (основной и дополнительные критерии) имеет преимущество, которое заключается в более тонкой дифференцировке (5 групп) и лучшем учете индивидуального уровня развития физических качеств.

Каждая типологическая группа, в ходе реализации задач физического воспитания, занимается в пределах определенного двигательного режима (развивающего, развивающе-поддерживающего, поддерживающе-тренирующего), который с учетом физического развития и нозологических форм модифицируется за счет выбора разных средств физического воспитания.

При реализации принципа дифференциации в методике дифференцированного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста II и III групп здоровья необходимо учитывать ряд правил:

§    реализация различных двигательных режимов (развивающего, развивающе-поддерживающего, поддерживающе-тренирующего) на занятии физической культурой с учетом основного критерия;

§    дифференциация средств и методических приемов физической культуры на занятии для детей различных типологических групп с учетом основного и дополнительных критериев дифференциации;

§    дифференциация объема и интенсивности физической нагрузки на занятиях физической культурой для дошкольников с учетом дополнительных критериев (физическое развитие, форма заболевания), это позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания у детей II и III групп здоровья.

В результате применения методики дифференцированного подхода в физическом воспитании детей II и III групп здоровья наблюдается гармонизация физического развития старших дошкольников, также положительные изменения наблюдаются в состоянии здоровья детей. В результате изменения состояния здоровья детей, при очередном врачебном контроле дети были отнесены к другой группе здоровья, преимущественно из II группы в I группу здоровья.

Практические рекомендации

1. Для комплектования типологических групп на занятиях физической культурой рекомендуется проводить предварительное комплексное тестирование физической подготовленности для определения уровня развития физических качеств. Для определения состояния здоровья и физического развития необходим анализ медицинских карт.

2. После проведения контрольного тестирования рекомендуем построение антропометрического профиля, а также профиля физической подготовленности. Построение индивидуальных профилей позволит осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к физическому воспитанию детей с различным состоянием здоровья, физического развития и физической подготовленности.

3. В процессе реализации дифференцированного подхода в занятиях физической культурой детей различных типологических групп необходимо отмечать поясами разных цветов, эмблемами, браслетиками из мягкой ткани, плотно прилегающей к руке и не мешающей ребенку во время движения. Также в обозначении типологических групп можно использовать названия растений, животных, в зависимости от сюжета занятия.

4. Характер отдыха на занятии должен быть активным, лучше всего его заполнять малоподвижными играми и дыхательными упражнениями, сюжетность которых обязательна, только в этом случае возможна активность детей и осознанность движений при выполнении упражнений.

6. Для определения адекватности физической нагрузки состоянию здоровья рекомендуется контролировать степень утомления по ряду внешних признаков. Мы рекомендуем использовать для этого схему учета внешних признаков утомления по В.Л. Страковской (1994).

7. В заключительной части занятия во время проведения игры малой подвижности, или дыхательных упражнений нет необходимости использовать дифференцированный подход.

8. Рекомендуем использовать дифференцированный подход не только на занятиях физической культурой, но и на прогулках при организации и проведении подвижных игр, а также при проведении спортивно-массовых мероприятий внутри дошкольного учреждения. Распределять роли во время игры или подбирать игры и эстафеты разной интенсивности, чтобы дети, имеющие «низкий» и «ниже среднего» уровни физической подготовленности могли принимать в них участие.

Категория: ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ | Добавил: admin | Теги: упражнения для физкультминуток, пальчиковая гимнастика, подвижные игры в детском саду, физкультминутки в ДОУ
Просмотров: 3357 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru