Игры — это не просто детская забава, но и животворный
источник мышления, благородных чувств и стремлений...
В. А. Сухомлинский
Русская народная культура богата играми, в которых
живут уважение к прошлому и вера в будущее. И еще это очень веселые игры.
Подготовка к игре.
- Выбрав место для игры, необходимо проверить все
вокруг, чтобы ничего не мешало участникам и не могло нанести им травм.
- Нельзя играть на проезжих дорогах. Игры с мячом
проводить подальше от окон, клумб и грядок.
- Играть нужно честно, дружно, соблюдая правила.
- Помнить о законе всех игр: один - за всех и все - за
одного. Ставить интересы команды выше собственных.
- Не горячиться, проявлять больше выдумки и смекалки.
- Не сердиться, если в игре вас нечаянно толкнули или
наступили на ногу.
- Начиная игру, предварительно обсудить ее ход.
Заранее спланированная игра помогает оценить свои силы, развивает чувство
взаимопомощи.
- Чтобы избежать в игре споров и раздоров, бросают
жребий. Один из играющих, например, зажимает в кулаке камешек, другой - угадывает,
в какой он руке. Угадал - его очередь, спору конец.
Игра «Салки (пятнашки)».
По счету одного из игроков (водящего) все остальные
разбегаются. Задача «салки»-водящего - догнать убегающего и «осалить»,
запятнать. «Осаленный» становится водящим.
Каждый новый водящий поднимает руку и кричит: «Я
салка!» Не разрешается сразу же пятнать предыдущего «салку».
Для усложнения игры можно установить дополнительные
правила: нельзя «салить» того, кто успеет упасть на землю, упираясь на ладони и
носки вытянутых ног, или замрет на одной ноге, держа другую ногу, отведенную
назад, двумя руками.
А можно условиться, что в безопасности от «пятнашки»
будет тот, кто дотронется до деревянных или каменных предметов.
Спастись можно и в «доме» - специально очерченном
круге. Игра становится еще интереснее, если пятнать не рукой, а небольшим
мячом.
Игра «Волк во рву».
Старинная игра, описанная во многих книгах, может
прекрасно развлечь детей на перемене в школьном дворе.
На площадке чертится коридор (ров) шириной до одного
метра. Ров можно начертить и зигзагообразно - где уже, где шире. Во рву располагаются
водящие «волки» - два, три или больше, по договоренности. Все остальные
играющие - «зайцы» - стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться
осаленными.
Если «зайца» осалили, он выбывает из игры,
«Волк» может осалить «зайца», только находясь во рву.
«Зайцы» ров не перебегают, а перепрыгивают. Вот и все правила.
Игра «Достань камешек».
Для игры требуются крепкая веревка длиной в 2-3 метра
и два небольших камешка.
Двое соревнующихся берутся за концы веревки (для
удобства на концах веревки можно завязать узлы или сделать петли) и расходятся,
натягивая ее. На одинаковом расстоянии от каждого игрока кладется камешек. По
сигналу каждый старается, перетянув противника, достать свой камешек.
Игра «Два стула и веревочка».
Два стула ставятся спинками друг к другу на расстоянии
2,5-3 метров один от другого. Под стульями по полу протягивается веревочка или
скакалка так, чтобы концы ее слегка высовывались из-под стульев. Двое игроков
садятся на стулья спиной друг к другу. По сигналу судьи каждый из них бежит
влево, обегает стул соперника, возвращается к своему стулу, садится на него
так, чтобы веревочка оказалась между ступнями ног, и вытягивает веревочку
из-под стульев. Побеждает тот, кто вытянет ее быстрее.
Японская игра «Аист и лягушки».
На земле рисуют игровое поле. Оно представляет собой
большое озеро с бухтами, мысами, островками. «Лягушки» сидят в озере. Они не
могут выпрыгивать на сушу. Вокруг озера бегает «аист». Ему нельзя заходить в
воду, но он может прыгать с острова на остров. При этом «аист» пытается поймать
«лягушек». Каждая пойманная «лягушка» выходит из игры. Последняя «лягушка»
становится «аистом».
|