Дети заходят в физкультурный зал и садятся на стульчики, которые
расположены полукругом.
Воспитатель: – Ребята, кто был первым космонавтом в мире?
Дети: – Юрий Гагарин. На космическом корабле
Он летел в межпланетной мгле,
Совершив вокруг Земли виток.
А корабль назывался «Восток».
Его знает и любит каждый,
Был он юным, сильным, отважным.
Помним взгляд его добрый, с прищуром,
Его звали Гагарин Юра!
Воспитатель: – А кого из космонавтов вы ещё знаете?
Дети: – Валентина Терешкова – первая женщина космонавт.
Алексей Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос.
Воспитатель: – А вам бы хотелось полететь на Луну?
Дети: – Да!
Воспитатель: – Космонавты должны быть сильными, смелыми,
знающими и всё умеющими делать сами. Что вы знаете о Луне?
Дети: – Луна является спутником Земли. Луна меньше Земли в
четыре раза. Луна не светит сама, она как зеркало лишь отражает падающие
на неё солнечные лучи. У Луны нет атмосферы. Воды на Луне тоже нет.
Луна вращается вокруг Земли.
Воспитатель: – Молодцы! А теперь выбирайте схему ракеты и
приступайте к строительству нашей ракеты.
(Воспитатель показывает две схемы конструирования, дети выбирают и
выполняют задание: из стульчиков строят «ракету»)
Воспитатель: – Вот какой хороший получился корабль! А как мы
его назовём?
Дети отвечают.
Воспитатель: – Космонавтам нужно хорошо питаться. Как вы
думаете, мы можем взять кастрюли с борщом, котлетами, компотом?
Дети: – Нет нельзя. Ведь в космосе невесомость и вся еда будет
летать по ракете. Нужно брать специальные тюбики с едой.
Воспитатель: – Ребята, а какие продукты питания могут быть в
тюбиках?
Дети: – Борщ, суп, каша, компот, какао и др.
Воспитатель: – Чтобы начать наше путешествие, нужно отгадать
какое слово лишнее: лететь, полёт, лето, лётчик, летательный.
Дети: – Лето.
Воспитатель: – Перед полётом надо повторить правило дружбы.
Дети: – Один за всех и все за одного!
Воспитатель: – Объявляется пятиминутная готовность: 5, 4, 3,
2, 1. Начало трудное. Начинается перегрузка.
Упражнение «Перегрузка и невесомость» под музыку «Спейс»
(Звучит музыка взволнованного, беспокойного характера)
Воспитатель: – Какие ваши руки, ноги?
Дети: – Тяжелые.
Воспитатель: – А голова?
Дети: – Тяжелая.
Воспитатель: – Это перегрузка.
(Музыка меняется на спокойную)
Воспитатель: – А теперь вам становится легче, легче. Как вы
себя чувствуете?
Дети: – Легко.
Воспитатель: – Это невесомость.
Дети:
В воздухе, как ласточки мы парим.
Из отсека в отсек мы летим.
Посмотри в иллюминатор, друг,
Чудеса одни вокруг!
Воспитатель: – Ребята, вот мы и в космосе! Посмотрите, сколько
звёзд! Полюбуйтесь их сиянием. В древности люди тоже любили наблюдать
за звездами, и они соединили группы звёзд в созвездия. Какие созвездия
вы знаете?
Дети отвечают.
(С помощью лазера на темной шторе имитируется падение звезды)
Воспитатель: – Ой, что это такое пролетело?
Дети: – Это, наверное, звезда упала.
Воспитатель: – Ребята, это не звезда, это метеорит пролетел.
Метеориты – это осколки давно взорвавшейся звезды. Состоят они из камня,
льда и даже железа. Есть такая примета: когда падает метеорит, нужно
загадать желание и оно обязательно сбудется. Давайте, каждый про себя
загадает желание.
(Звучит спокойная музыка)
Воспитатель: – Внимание! Наш космический корабль приближается к
планете Луна. Готовимся к посадке. Чтобы выйти из корабля нужно
Дети: – Надеть скафандры.
Воспитатель: – А зачем?
Дети: – На Луне нет атмосферы и поэтому нет воздуха, и нам
нечем будет дышать.
Вот и опускаемся мы на Луне.
Очень нравится путешествие мне.
Радостью охвачена детвора.
Вот она Луна!
(Дети выходят из «ракеты», идут змейкой и выполняют упражнения на
физкультурном оборудовании)
Много неизведанного на пути.
Прежде, чем исследовать – погляди.
|
Статическое равновесие на одной ноге, другая нога отведена
назад, руки – вперёд.
|
С камушка на камушек мчимся вскачь.
Прыгаем повыше мы, словно мяч.
|
Прыжки из обруча в обруч.
|
Пропасти и рытвины на пути своём мы преодолеем, через них
пройдём.
|
Ходьба по канату.
|
Нет ли тут опасности впереди?
Нам проверить надо бы на пути.
|
Метание мячей вдаль.
|
По горам мы ползём.
Может что – то новое тут найдём?
|
Лазание по гимнастической стене.
|
(Звучит музыка и выходит Хозяйка Солнечной системы)
Хозяйка Солнечной системы: – Здравствуйте, ребята! Я – Хозяйка
Солнечной системы и хотела бы вас попросить помочь мне. Несколько
планет Солнечной системы заболели. Чтобы их вылечить, надо каждую
правильно назвать и описать.
(Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты
Меркурий)
Дети: – Это планета Меркурий.
Меркурий – ближайшая к солнцу планета,
Залит он лучами горячего света.
Так много ему достаётся лучей,
Что эта планета других горячей.
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит: «Меня догоните!»
Хозяйка Солнечной системы: – Правильно, ребята, это Меркурий. А
что ещё вы знаете об этой планете?
Дети: – Меркурий по размерам меньше Земли. Поверхность
Меркурия твердая, каменистая. На Меркурии нет атмосферы.
(Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты Венера)
Дети: – Это планета Венера.
В честь богини красоты
Названа Венера ты!
В темных небесах сияешь,
Красотой ты озаряешь.
Хозяйка Солнечной системы: – Правильно, ребята. А что ещё вы
знаете о Венере?
Дети: – Поверхность Венеры каменистая. На планете есть
атмосфера, но в ней нет воздуха. Воды на Венере нет.
(Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты Земля)
Дети: – Это наша планета Земля.
От Солнца третья по счёту планета,
Наша Земля поменьше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле – это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке
Жизнь на Земле вы найдёте повсюду –
В самом далёком, глухом уголке!
Хозяйка Солнечной системы: – Да, ребята, вы узнали свою
планету. А расскажите мне побольше о ней.
Дети: – Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого
шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. Она защищает
планету от слишком горячих лучей Солнца и спасает Землю отпадающих из
космоса камней и льда. Земля вращается вокруг своей собственной оси. За
счёт этого вращения происходит смена времени суток. Земля вращается
вокруг Солнца. За счёт этого вращения происходит смена времён года.
Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле есть
вода и воздух. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная
планета.
Хозяйка Солнечной системы: – Молодцы! Мне очень понравился ваш
рассказ.
(Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты Марс)
Дети: – Это планета Марс.
Марс – таинственная планета.
Она по размеру чуть больше Луны.
Из-за кроваво – красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Хозяйка Солнечной системы: – А что ещё вы знаете об этой
планете?
Дети: – У Марса есть атмосфера, но в ней нет воздуха.
Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком, поэтому
Марс называют «Красной планетой».
(Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты Юпитер)
Дети: – Это планета Юпитер.
Юпитер – больше всех планет,
Но жизни на планете нет.
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
(Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты Сатурн)
Дети: – Это планета Сатурн.
Сатурн – красивая планета
Жёлто – оранжевого цвета.
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Хозяйка Солнечной системы: – Спасибо, ребята. Вы мне очень
помогли.
Воспитатель: – Хозяйка Солнечной системы, наши дети не только
умные и смелые, но они и самые ловкие. Мы сейчас это покажем.
Проводится подвижная игра.
Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и
произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не
останется один обруч.
Хозяйка Солнечной системы: – Да, теперь я вижу, что вы
действительно настоящие космонавты. Эти звёздочки я хочу подарить вам на
память. До свидания!
Дети:
И опять в ракету мы спешим,
На свою планету полетим!
(Дети подходят к «ракете»)
Воспитатель: – Внимание экипаж! Занять всем свои места на
нашем корабле. Приготовиться к отлёту:5, 4, 3, 2, 1.
(Звучит спокойная музыка)
Воспитатель: – Ребята, понравилось вам путешествие?
Дети: – Да!
Воспитатель: – А что больше всего понравилось?
Дети отвечают.
Воспитатель: – Ребята, подумайте и скажите, чем похожи все
планеты Солнечной системы?
Дети: – Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг
Солнца.
Воспитатель: – Правильно! Вот мы и приземлились!
Дети выходят из «ракеты» и исполняют песню «Дом под крышей
голубой» - журнал «Дошкольное воспитание» №12 – 1999 г. Програмное содержание.
Закреплять элементарные представления детей о планетах Солнечной
системы, о планете Земля, о её спутнике – Луне, о звёздах и созвездиях, а
также об освоении космоса людьми. Дать детям знания о метеоритах.
Закреплять умение конструировать по наглядным схемам. Закреплять навык
составления простых и сложных предложений. Развивать любознательность.
Предварительная работа.
- Рассматривание схемы – плаката «Космос», набора открыток «Первый в
мире», беседы о Луне, солнце, планетах Солнечной системы.
- Чтение художественной литературы по теме «Космос»:
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Большая энциклопедия дошкольника,
- Альманах «Хочу всё знать».
- Подвижная игра «Солнце и планеты»: моделирование в движении
Солнечной системы. /Журнал «Дошкольное воспитание» №11 – 2000г/.
Материал к занятию.
Фотоиллюстрации с изображением поверхности нескольких планет
Солнечной системы, наглядные схемы для конструирования «ракеты»,
стульчики. Физкультурное оборудование: кубы, обручи, канат, мячи,
гимнастическая стенка.
|