Подготовительный этап. Данный тематический день построен таким образом, что
большую часть времени дети будут проводить на улице, поэтому проводить его
следует только летом. В течение года вы с детьми наверняка проводили различные
эстафеты, соревнования с использованием стандартного спортивного инвентаря,
поэтому для разнообразия мы предлагаем сделать инвентарь своими руками, то
есть совместить приятное (элемент разнообразия) с полезным (развитие мелкой
моторики детей).
Все необходимое можно сделать
заранее, а можно изготавливать его по мере необходимости в течение дня.
Замечательно, если к приходу
детей игровая комната и площадка для прогулки будут украшены воздушными шарами
и плакатами на спортивную тему.
Поскольку невозможно построить
весь день на спортивных играх, мы предлагаем «тихие занятия», для которых вам
понадобятся пластиковые бутылки. Попросите детей заранее принести из дома по
1-2 бутылки на 1,5-2 литра. Для изготовления спортивного инвентаря нужны будут
веревка, клей, цветная бумага, фольга, гофрированная бумага, старые газеты,
ленты. Однако весь этот материал не обязателен, можно использовать то, что
есть в наличии. Все зависит от Вашей фантазии и желания.
Для свободного рисования нужно
приготовить бумагу, краски, кисти, емкости для воды, клеенки.
Приготовьте заранее для ребят
медали, которыми будете награждать самых спортивных, подвижных, активных и т.
д. Можно придумать номинации для каждого ребенка. Желательно, чтобы в течение
дня звучали песни спортивной тематики, сопровождая игровые моменты.
В сценарии представлено
большое количество эстафет. Это не говорит о том, что их необходимо
использовать все. Выберите те, которые Вам больше понравились. Каждая игра
имеет свои правила. Старайтесь объяснять их медленно. Если нужно, проговорите
еще раз, чтобы потом не было недоразумений. Замечательно, если вы будете
сопровождать свой рассказ показом, то есть создадите образное представление об
игре.
Пусть кто-то из ребят
повторит за вами то, что потребует особого внимания в игре. Если во время игры
правила не выполняются, приостановите ее. Объясните, в чем состоит ошибка,
разберите это вместе с детьми, а потом начните игру сначала.
В ходе игры будьте
эмоциональны и непосредственны. Подбадривайте ребят. Если интерес к игре
пропадает, попробуйте усложнить правила, это обычно вдохновляет. Не пропустите
момент, когда игру лучше всего завершить.
При подготовке к этому
тематическому дню необходимо также изготовить карту Спортландии с названиями
остановок.
Цель: развивать двигательную
активность детей, учить действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся
условиях; расширять знания детей о различных видах спорта, воспитывать
чувство коллективизма, спортивной солидарности, развивать логическое мышление,
воображение.
Ход тематического дня
I этап комплексного занятия.
1. Вхождение в тему.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что
случилось с нашей комнатой?
Воспитатель обращает внимание
детей на разбросанные в комнате предметы, связанные со спортом: мячики, обручи,
скакалки и т. д.
Воспитатель. Что объединяет все эти
предметы? (Ответы
детей.) Правильно.
Все они имеют отношение к спорту. Может быть, мы сегодня с вами отправимся в
волшебную спортивную страну? Испытаем себя? Итак, нам с вами предстоит путешествие
в волшебную страну Спортландию.
Соберите весь спортивный
инвентарь в комнате и предложите ребятам сесть на ковер или на стульчики
Воспитатель. Спортландия,Спортландия-
Волшебная страна.
Быть сильными и ловкими
Поможет нам она.
Спортландия, Спорландия,
Мы будем в ней играть,
Скакать и кувыркаться,
И даже рисовать.
2. Художественная творческая
деятельность. Моделирование. Изготовление спортивного инвентаря.
Воспитатель. А чтобы наше путешествие по
такой волшебной стране было интересным и веселым, нужно сделать волшебные
предметы, которые нам пригодятся в пути. Приготовим все необходимое: газеты,
бумагу, пластиковые бутылки, и рассаживаемся за рабочие столы.
Весь материал для занятий
воспитатель и дети раскладывают на столах.
Воспитатель. Для начала возьмем бумагу и
скатаем из нее небольшие шарики.
Бумагу можно брать форматом А5. Покажите детям, как скомкать бумагу и
скатать из мятой бумаги шарик. Чтобы
он не раскрывался, можно закрепить его в нескольких местах скотчем. Пусть
каждый ребенок сделает по 2-4 шарика. Готовый «инвентарь» сложите в корзину,
которую возьмете с собой на прогулку.
Воспитатель. Теперь нам пригодятся старые
газеты. Мы будем делать из них шляпы-пилотки.
Наверняка пилотку из газеты вы
умеете делать еще со времен своего детства, поэтому мы не будем приводить
образцы для складывания Можете изготовить заранее какую-нибудь эмблему, а потом
приклеить ее на каждую пилотку. Все пилотки сложите в ту же самую корзину.
Воспитатель. А теперь самое главное и
интересное. Нам пригодятся пластиковые бутылки.
Пусть каждый ребенок возьмет
по бутылке. Можно предварительно насыпать в каждую бутылку песка и плотно закрутить
крышку. Только учтите, что эти бутылки нужно заранее принести на тот участок,
где Вы планируете их использовать, иначе Ваша ноша будет слишком тяжелой.
Воспитатель. Нам нужно украсить бутылку,
чтобы она была яркой и неповторимой. Для украшения можно использовать цветную
бумагу, скотч, гофрированную бумагу, ленты и прочие материалы.
Позвольте детям проявить
фантазию, творчество. Помогайте им, если это необходимо. Мы приводим ниже
несколько вариантом украшения бутылок, а Вы можете придумать свои.
Все готовые бутылки сложите в
корзину или большой мешок. Они пригодятся на прогулке.
Воспитатель. По-моему, у нас есть все
необходимое для того, чтобы отправиться в путь. Давайте собираться на прогулку.
Возьмите с собой на прогулку
веревку, пластиковые ложки, весь инвентарь, приспособления для лепки из песка.
II эта п. Прогулка. 1.
Вводные упражнения.
Проследите, чтобы у всех детей
была закрытая обувь и удобная одежда. Не забудьте взять на прогулку корзину с
инвентарем. Для начала стоит провести разминку, но не в стандартной форме, а
в виде игры.
Воспитатель. Спортландия - страна очень
большая, и сегодня мы начнем с ней знакомиться. Путешествие будет длинным, а
погода у нас жаркая, поэтому всем туристам просто необходимо беречь свою голову
от солнечного удара. Мы с вами сделали себе отличные головные уборы - пилотки,
поэтому давайте их наденем и двинемся в путь.
Следите, чтобы во время
прогулки детки были в пилотках. Поскольку при выполнении некоторых задании
головные уборы могут падать на землю, то чтобы не испачкать панамки, мы
предлагаем использовать именно газетные шапочки.
Воспитатель. Для начала нужно привес 1 и себя в форму. Нам предстоит
преодолеть большие горы. Давайте покажем, какими высокими бывают горы.
Дети поднимают руки вверх,
тянутся. Воспитатель проделывает все движения вместе с ребятами. Дальнейшую
разминку мы приводим в кратком виде.
Низкая трава (приседания).
Топкие болота (поочередное высокое
поднимание бедра).
Извилистые дорожки (наклоны в разные стороны).
Надоедливые насекомые (хлопки над головой, за
спиной, перед собой).
Быстрые реки (илштация движений рук при
плавании).
Ледники (прыжки на месте с обхватом
туловища руками).
2. Сказочное путешествие по
Спортландни.
Воспитатель. У меня есть карта
Спортландии. Давайте посмотрим, куда нам держать путь.
Рассмотрите вместе с ребятами
карту. Дети, знакомые с цифрами, покажут и прочитают название первой остановки.
Можете прочитать все названия с самого начала путешествия, а можете называть
по мере хода дня.
«Городок подвижных игр»;
«Деревня загадок»; «Эстафетный перекресток»;
«Бухта рисунков»;
«Безжизненная пустыня».
а) Подвижные игры.
Воспитатель. Итак, первая точка нашего
маршрута -Городок подвижных игр. Побежали?
Можно начать путешествие со
спортивной площадки, а можно ею закончить.
Воспитатель. В этом городке все жители
очень любят играть в разные подвижные игры. А вы хотите попробовать? Тогда
приступаем.
По выбору воспитателя можно
провести любые подвижные игры. Старайтесь не сильно нагружать детей, поскольку
впереди у них еще много эстафет. Выбирайте игры средней подвижности:
«Ниточка-иголочка».
«Кошки-мышки».
«Выше ноги от земли».
«А-рам-шим-шим».
«Застывшие скульптуры».
Все дети встают в круг.
Бросают друг другу мяч. Тот, кто не сумел поймать мяч, получает «наказание»:
поднимает одну ногу и продолжает игру. Если тот же игрок пропустит второй мяч,
он встает на одно колено и продолжает игру. После третьего пропуска мяча игрок
покидает игру. Игру продолжать до тех пор, пока останется 3-4 игрока.
6. «Наполеон».
Для игры Вам понадобится
пилотка из газеты. Все дети встают в круг. В центре круга лежит мяч. Под музыку
передают пилотку друг другу. После того как воспитатель скажет: «Стоп!», тот,
у кого оказалась пилотка, надевает ее на голову, говорит «Я великий Наполеон.'» и бежит к мячу.
После того как мяч окажется у него в руках, он кричит «Замри!» и пытается
«выбить» любого ребенка мячиком. Если он попадает в кого-нибудь, то игра
начинается сначала. Если «Наполеон» промахивается, он догоняет мяч и бросает
второй раз с того места, где его поймал.
6) Отгадывание загадок.
Воспитатель. Продолжаем путешествие?
Следующая остановка - Деревня загадок.
Можно рассадить детей на
скамеечки или под большим деревом.
Воспитатель. Нам с вами предстоит отгадать
загадки. Некоторые из них будут с секретом. Называются они загадки-обманки.
Отгадка на такую загадку не совпадает с рифмой. Будьте внимательными. Готовы?
У меня спортивный вид, Лёд,
как зеркало блестит. Поворот, прыжок, скольженье, Аксель, ласточка, круженье...
Все движения легки. Вдаль несут меня ...
(коньки).
Трасса вьётся, словно змейка.
Удержись на ней сумей-ка!
Палки в руки—и вперёд,
Снег меня не подведёт!
Шапка, шарф, костюмчик рыжий -
Я осваиваю... (лыжи).
Круглый, яркий, озорной Он в
спортзале день-деньской. Скачет прямо, в угол, вбок Наш резиновый... (мяч).
В поле шахматном движенье -
Тут серьёзное сраженье:
Королева на коне -
На войне как на войне.
Бой ведут с умом, без спешки,
Пехотинцы шахмат - ... (пешки).
Я в хоккей играть люблю.
Шайбу шуструю ловлю.
Раз бросок, ещё бросок -
Очень ловкий я игрок.
На воротах я с подружкой -
Крепкой новенькою ... (клюшкой).
Новый руль, два колеса, Я
кручу педали сам! Я, друзья, ужасно рад -Мне купили ... (велосипед).
Кто везде и всюду первый, У
кого стальные нервы? Он стоит на пьедестале, На груди горят медали. Ну конечно,
это он -Олимпийский ... (чемпион).
Проявляя пыл, сноровку,
Провожу я тренировку. Бью я мячик очень метко. Потому что я - ... (ракетка).
Я такая заводная,
Я по льду скольжу, играя.
Клюшкой бьют, а мне не больно,
Я в воротах - все довольны.
Никогда в игре не струшу,
Я резиновая... (шайба)
в) Веселая эстафета.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Отдохнули?
Тогда движемся дальше. У нас на пути... Эстафетный перекресток.
Выберите на территории
детского сада ровную площадку, на которой можно провести эстафету.
Воспитатель. Именно для этой остановки нам
понадобится волшебный спортивный инвентарь. Для начала нам нужны наши шарики.
Доставайте их из корзины и разделите на две кучки.
Пока ребята выполняют задание,
прочертите на асфальте мелом линию, которая разделит площадку пополам.
Воспитатель. Нам с вами нужно разделиться
на две команды.
Можно поделить детей по
принципу «мальчики и девочки» или рассчитаться на первый-второй. А можно
выбрать из всех детей двоих. Каждый из них возьмет в свою команду по одному
человеку. Затем уже тот, кого выбрали, вызывает к себе в команду следующего.
Таким образом распределить всех ребят.
Воспитатель. Теперь одна команда встает
слева от черты, а вторая - справа.
Разложите шарики справа и
слева от черты.
Воспитатель. Представьте, что сейчас холодная
и снежная зима, а наши с вами шарики превращаются в снежки. Ими можно кидаться
в команду ваших соперников. Главное: нельзя заходить за линию. У нас есть одна
минутка, в течение которой вы будете перебрасываться «снежками», а потом мы их
подсчитаем. На чьей территории «снежков» меньше, та команда и победила. Всем
понятно задание? Тогда начинаем.
Вам понадобится свисток,
поскольку «в пылу сражений» дети просто не услышат Вас.
Воспитатель. Давайте подсчитаем снежки у
каждой из команд.
Проводится подсчет и
объявляется победитель.
Воспитатель. Для следующего соревнования
нам понадобятся ваши волшебные бутылки, которые сейчас превратятся в кегли.
Для эстафеты расставьте кегли
на расстоянии 1 метра друг от друга. Всего должно быть 8-10 штук в ряду.
Раздайте всем детям по
пластиковой ложке и положите в нее шарик из бумаги. Дети зажимают ложку зубами.
Необходимо «змейкой» пробежаться между кеглями с ложкой в зубах, не выронив
при этом из нее шарик.
После проведения эстафеты
опять подведите итог. Для следующего задания вам понадобятся две веревки длиной
примерно 4 метра. Концы каждой предварительно соедините узлом.
Воспитатель. В нашей Спортландии ребята не
только быстро бегают и высоко прыгают, но еще и знают много видов спорта и
спортивных игр. Поэтому сейчас я даю каждой команде веревку. Вы беретесь за
нес правой рукой, делаете круг. Необходимо, двигаясь по кругу, называть разные
спортивные игры, виды спорта, спортивный инвентарь, но только хором, всей
командой. Как только я скажу «стоп», вам нужно взяться за веревку другой рукой
и идти в обратную сторону.
Если ребята не поняли,
сделайте вместе с ними круг и назовите несколько спортивных атрибутов. Следите
за тем, чтобы ребята меняли направление движения, иначе у них закружится
голова
Воспитатель. Молодцы, настоящие
спортсмены! Устали? Давайте немного передохнем, а тем временем отправимся в
Бухту рисунков.
Предварительно соберите весь
спортивный инвентарь и только после этого переходите на другую площадку.
г) Рисование.
Воспитатель. Ну вот мы и в бухте рисунков.
Нам предстоит немалая работа. Для начала нужно объединиться в группы по 4
человека. Каждая группа получит свое задание, связанное со спортом.
Напишите заранее несколько
карточек с заданиями. Например:
Нарисовать детей на зарядке.
Нарисовать любой зимний вид
спорта.
Нарисовать любой летний вид
спорта.
Нарисовать спортивную площадку
своей мечты.
Вы можете придумать свои
варианты. Раздайте детям цветные мелки и определите каждой команде свое место
для рисования.
Воспитатель. Сначала продумайте свой
рисунок и только потом приступайте к работе. Рисуйте все вместе, помогайте
друг другу.
После рисования рассмотрите
рисунки каждой команды. Выслушайте, что скажут дети в защиту своей работы. Обязательно
похвалите каждый рисунок, подчеркнув в нем сильные стороны.
г) Строительство из песка.
Воспитатель. Давайте посмотрим на нашу
карту. Где мы с вами еще не были? Впереди нас ожидает настоящая безжизненная
пустыня. Поспешим?
Приведите детей на свой
участок. Для следующего задания вам потребуется песочница. Можете заранее
залить песок водой, чтобы он был влажным, а можно попросить детей набрать в
бутылки воды и полить песок вместе с ними.
Воспитатель. В пустынях много песка, вот и
на нашем участке есть маленькая пустыня - наша песочница. Как вы думаете,
почему пустыня так называется?
Дети высказывают предположение
о том, что название происходит от слова «пусто».
Воспитатель. Действительно. В пустыне
отсутствует растительность, очень бедный животный мир. Поэтому я предлагаю
немного оживить нашу пустыню. Давайте построим там настоящий спортивный
комплекс: стадион, бассейн, ипподром, теннисный корт и многое другое.
Распределите детей на
несколько групп, каждой из которых предложите выполнить свое задание: /. Построить трибуны.
Построить бассейн.
Приготовить к посадке деревья
и кустарники (листья, веточки).
Построить ипподром.
Если некоторые дети не захотят лепить из песка, можете
предложить им следующее задание.
Воспитатель. Пока ребята строят спортивный
комплекс, давайте с вами начнем заполнять нашу групповую «Книгу рекордов». В
нее мы будем вносить лучшие достижения наших ребят.
Можете по своему выбору давать
задания, например:
Кто дольше всех попрыгает
через скакалку.
Кто дальше всех прыгнет с
места.
Кто дольше всех прочеканит
теннисный мячик ракеткой.
Кто больше всех выполнит жим
руками.
По итогам конкурса запишите
имена лучших спортсменов В дальнейшем можете завести
большую книгу, в которую можно заносить достижения ребят в разных областях:
спорт, музыка, рукоделие и т. д.
Воспитатель. Вы сегодня у меня были
настоящими спортсменами. Выполнили все задания, совершили настоящее путешествие
по стране Спортландия. Мы еще не раз сможем побывать там. А сейчас мне хочется
наградить самых лучших спортсменов нашей группы.
По вашему усмотрению можно
наградить самых активных, а можно вручить небольшие медали всем детям.
III этап. Режимные моменты.
Обед. Подготовка ко сну.
Побудка.
Проведите с детьми
тематическую побудку, сопровождая все слова соответствующими движениями.
Кто тут спит? Вставать пора.
Просыпайся, детвора! Ну-ка, щетка, потрудись, По всем зубкам пробегись.
Пусть зубастая расческа Быстро
сделает причёску, Чтобы чубчики взвились, А косички заплелись.
Мы лицо умоем с мылом, Чтоб
оно красивым было. И тогда мы сможем, братцы. Дружно спортом заниматься.
IV этап. Продолжение
комплексного занятия.
1. Знакомство с текстами художественной литературы.
Можно предложить детям
послушать сказку, стихи. Необходимые тексты представлены в Приложении.
2. Свободное рисование.
Можно предложить нарисовать
героев прослушанной сказки или рисунки на тему «Спорт». Пусть дети отразят в
рисунках свое настроение и отношение к прошедшему дню. По завершении
рисования нужно оформить все работы в виде выставки.
3. Индивидуальная работа с детьми.
V эта п. Подведение итогов дня.
В конце дня оформите выставку
из работ детей. Обсудите прошедший день. Заверьте детей, что по их желанию вы
всегда можете снова отправиться в страну Спортландию.
Для проведения рефлексии можно
использовать технику «Мишень настроения». Это станет логичным завершением дня,
посвященного спорту.
РЕФЛЕКСИВНАЯ ТЕХНИКА «МИШЕНЬ
НАСТРОЕНИЯ»
Необходимый инструментарий техники:
ватман, разноцветный картон, кисть, акварельные краски или гуашь,
клей-карандаш (2-3 шт.).
Описание техники. Заготавливаем лист с названием техники и мишенью,
которая имеет 3 круга. Внутренний круг мишени содержит самую положительную
фразу, то есть «Настроение отличное». Попасть в «десяточку», то есть в
середину, считается лучшим результатом. Средний круг - это фраза промежуточного
настроения, то есть «Настроение обычное, как всегда»- Внешний круг - «Мне было
не совсем комфортно; настроение плохое». Рядом с мишенью наклеен карман, в который
вложены картонные яблоки (по количеству опрашиваемых). Задача каждого участника -
взять яблоко и приклеить на ту фразу мишени, которая соответствует его
настроению или отношению к занятию.
Рекомендации.
Размер яблока должен быть не
больше, чем расстояние между полосами, отмечающими границы каждой фразы.
Для проведения данной техники
не обязательно использовать ватман. Лист для мишени может иметь намного
меньший размер, что облегчит приготовление. Чем мельче будут яблоки, тем меньше
по размеру понадобится мишень.
Нежелательно использовать
магнитную доску! Случайно сдвинутое яблоко может вызвать ссору или обиду на
товарища. Приложения скачивайте вверху страницы
|