Стоит ли учить детей жонглировать? Мнения
учителей по этому вопросу неоднозначны. Автор
статьи уверен: жонглирование – отличное
средство для развития ощущения и восприятия
мяча, для развития координации движений и
отработки различных двигательных навыков. А если
обучать жонглированию с шутками, стихами,
песнями, то каждый урок физической культуры
станет праздником и для ребят, и для педагога.
Удивить, восхитить, влюбить…
Дети произвольно сидят, лежат на
паласе в одной шеренге. Показываю синтетические
мячи красного, желтого, зеленого цвета размером с
мяч для большого тенниса. Озадачиваю детей,
напевая:
Что же это? Что такое?
Что же это может быть?
Кто придумает названье?
Первым кто сообразит?
В этом конкурсе автор зарабатывает за
первый ответ три очка, за второй – два, за третий
– одно. Как правило, дети называют: снеговик,
пирамидка, светофор. Как только кто-то говорит
«светофор», показываю красный шарик и
приговариваю: «Красный свет – хода нет».
Показываю желтый мячик: «Приготовиться».
Поднимаю затем зеленый шарик: «Свет зеленый
впереди, говорит он: «Проходи!». Предлагаю детям
игру: я показываю мячи, а дети называют действие.
Игра начинается в медленном темпе. Подбрасываю
по очереди каждый мяч и кладу его на пол. Темп
постепенно нарастает, дети не успевают
проговаривать слова, и как раз эта «вилка»
поднимает у них настроение.
Перехожу на жонглирование тремя
мячами. Использую элементы пантомимы, танцев,
напеваю абракадабру типа: «Тири-лям, бум, бум».
Вращаюсь, приседаю, ложусь, поднимаюсь, отбиваю
мячи различными частями тела. Строю глазки,
рожицы, использую элементы клоунады. В процессе
этих действий цепко слежу за реакцией детей. Как
только мажорное настроение достигает пика, дети,
не выдерживая нахлынувших чувств восхищения,
начинают хлопать в ладоши.
Моментально останавливаюсь, низко
раскланиваюсь, приговариваю: «Когда артисту
аплодируют зрители, артист в знак признания
исполняет поклоны, так он молча говорит спасибо».
(Этому приему на последующих уроках научу детей).
Продолжаю жонглировать тремя мячами.
Отбиваю мяч головой, покачиваясь,
сгибаю в коленях ноги. Вращая в разные стороны
зрачки, закатывая глаза, падаю на пол.
Внимательно слушаю реакцию детей, незаметно для
них ставлю на лоб синее пятно, предварительно
испачкав палец синим мелом. Кто-то хлопает в
ладоши. Кто-то говорит о том, что я притворяюсь.
Покачиваясь, встаю, ставлю кисть на лоб так, чтобы
синее пятно было видно детям. Строю «жалостную
мину» и незаметно для детей смачиваю глаза
слюной. Обвожу строй печальным взглядом, глаза
некоторых явно сочувствуют мне, а другие открыто
усмехаются – скептики…
Смахивая синее пятно со лба и вытирая
быстро «слезы», начинаю жонглировать тремя
мячами. Ловко положив один мяч на пол, продолжаю
жонглировать двумя: «Чтобы научиться
жонглировать тремя мячами, надо научиться
жонглировать двумя».
Отбиваю мяч лбом в сторону, жонглирую
одним мячом: «Для того чтобы жонглировать двумя
мячами, надо научиться жонглировать одним». Как
правило, находится в классе тот, который поднимет
мяч и отдаст в руки. Такой момент никогда не
оставляю без внимания. Протягиваю ему свою руку и
обращаюсь к нему с «домашней заготовкой»:
Дай пожму твою я руку,
Настоящий ты пацан.
Таких внимательных и чутких
Редко в классах я встречал.
Это не панибратство. Рукопожатие
взрослого человека для ребенка имеет большое
стимулирующее и воспитывающее значение. Он
протягивает нежную детскую ручонку и вяло
пожимает мою ладонь. «Жми сильнее, – говорю я ему,
– мужчина должен показать свою силу». Он делает
усилие. В этот момент резко отдергиваю со
словами: «Ты что, сникерса объелся? Чуть не
поломал мои музыкальные пальцы, как теперь я буду
играть на гитаре?» Трясу кисть. Дую на пальцы.
Поняв, что это шутка, весь класс взрывается
звонким ребячьим смехом.
Начинаю жонглировать двумя мячами:
«Для того чтобы научиться жонглировать двумя
мячами, надо научиться жонглировать одним».
Отбиваю мяч бедром в сторону. На этот раз уже не
один, а два-три устремляются поднять мяч и отдать
мне в руки. Победителю в этом микросоревновании
жму руку и приговариваю:
Ох, какой ты прыткий, ловкий,
Вижу, сильный, как Ван Дамм,
За реакцию и ловкость
Три очка в награду дам.
Обращаюсь к нему: «Покажи свою силищу».
Он ставит руки буквой «Ша». Беру его за кисти и
отрываю от пола. Этот прием всегда находит
положительный отклик у других детей, и часто
слышу: «А меня, меня, меня». Показывая рукой на
тех, кто проявил инициативу, говорю остальным:
«Вот они заработали, они и покажут свою силищу».
Поднимаю по очереди тех, кто попытался в борьбе
поднять и отдать мне мяч.
Жонглирую одним мячом, озадачивая
детей: «Что же надо уметь делать, чтобы научиться
жонглировать одним мячом?» Высоко подбрасываю
мяч правой рукой, ловлю левой, опуская руку с
мячом почти до пола.
Затем по большой амплитуде
перекладываю мяч из одной руки в другую. Дети
самостоятельно анализируют жонглирование одним
мячом, вычленяя отдельные элементы (движения) и
называя их.
Размахиваюсь и сильно бросаю мяч: цель
подготовил заранее. Это кегля, которая при
падении издает громкий звук. Удивленные метким
попаданием и шумом падения дети на мгновение
замирают и, оправившись от впечатлений,
устремляются за мячом. Бывает и так: находится
один, кто поставит на место кеглю. Такому
внимательному и находчивому посвящаю куплет,
апробированный не на одном поколении:
Голова твоя, головушка,
Ох, разумная она,
Ох, разумная головушка
Демиурга и творца.
Заканчивая напевать «славицу», кладу
ему на макушку руку и целую ее. Такая шутка
действует безотказно, вызывая новый всплеск
положительных эмоций. Примерно такими приемами
закрепляется привычка быть внимательным, чутким.
Стимулирующие приемы переходят в ритуал,
поддерживающий мажорное настроение на
оптимальном уровне.
Получив мяч, легко подбрасываю и ловлю
одной рукой. Дети наглядно понимают разницу
между движениями «бросить» и «подбросить», сами
вычленяют элементы и последовательность
жонглирования одним мячом. Строгая
последовательность действий для решения задач
определенного типа называется алгоритмом.
Жонглирование одним мячом
Алгоритм-1: подбросить одной рукой,
поймать другой, переложить.
Для запоминания действий используются
мнемонические приемы:
1. «Нараспев».
Подбросить – напеваем интервал снизу
вверх, сопровождая пение медленным движением
руки снизу вверх.
Поймать – напеваем интервал сверху
вниз с медленным движением руки сверху вниз.
Переложить – напеваем по слогам на одной ноте,
перекладывая мяч медленно по большой амплитуде
на одном уровне.
2. «Четыре уровня громкости».
Первый уровень громкости – тихо
(пианиссимо). Образ комара. Сжимаю кисть в кулак,
подношу к глазу: «У комарика вот такусенький
ротик, он пищит очень тихо». Проговариваем,
напеваем тихо алгоритм-1.
Второй
уровень громкости – чуть погромче (пиано). Образ
пчелы. Ставлю указательный палец на
праксимальную фалангу большого пальца, подношу
ко рту. Проговариваем, напеваем алгоритм-1.
Третий уровень громкости – громко
(меццо-форте). Образ жучка. Ставлю указательный
палец на ноготь большого пальца, подношу ко рту.
Проговариваем, напеваем громко алгоритм-1.
Четвертый уровень громкости – очень
громко (фортиссимо). Образ петушка. Соединяем
ладони вместе, расставляем пальцы шире – это
гребешок. Ставим «гребешок» на макушку и кричим
алгоритм-1.
Для большего эффекта я предупреждаю
детей: «Подождите, закрою уши, а то вы меня
оглушите». После того как дети «прокукарекают»,
открываю уши, потряхиваю головой.
Вновь применяю образ комара,
комментирую: «Тихие звуки развивают, громкие
оглушают».
3. Изменение темпа.
Проговариваем алгоритм-1 с изменением
темпа и движением рук. «Загнанный» темп вызывает
положительные эмоции у детей.
4. Применение ритма.
Ритмично проговариваем, напеваем
алгоритм-1. «Подтянем» нижнюю ноту с медленным
движением руки снизу вверх. «Бросить» – коротко
обозначаем верхнюю ноту с резким движением кисти
снизу вверх. «Пой» – тянем верхнюю ноту, медленно
опускаем руку. «Мать» – обозначаем нижнюю ноту, с
резким движением кисти вниз сжимаем пальцы в
кулак.
Дети сами вычленили движения
(элементы) жонглирования, закрепили в своем
сознании последовательность действий –
переходим к практике.
Вам понятно, что, как делать?
Отвечают хором: «Да!»
Кто отважится на это,
Выбегай быстрей сюда.
Вручая мяч победителю в этом
микросоревновании, представляю его остальным:
«Выступает маг и волшебник, чародей,
знаменитый жонглер, чемпион своей комнаты и ее
окрестностей». Громко сам начинаю хлопать в
ладоши. Понимая юмор, дети с улыбкой поддерживают
своего товарища хлопками. Пока дети щедро
награждают «артиста» аплодисментами, захожу ему
за спину и применяю «домашнюю заготовку».
Прием «Кукла»
Стоя за спиной, беру артиста за
запястья, прижимаю его кисти к груди и, легко
придавливая его своей грудью, «принуждаю»
сделать поклон. Исполняя таким образом поклон,
развожу руки в стороны. Раскланиваемся во все
стороны. Такие движения вызывают у детей прилив
чувств, которые выражаются в очередных овациях.
Периферическим зрением замечаю, как один
зритель, удивленный необычным явлением, замирает
с открытым ртом. Выпрямляю «артиста».
Продолжая держать его за запястья,
протягиваю его руки к этому зрителю и
приговариваю: «Хлопай, хлопай!» и сам хлопаю в его
ладошки. Оправившись от мгновенного оцепенения,
зритель начинает сам – хлопать в ладоши.
Прием «Кукла» не только доставляет
удовольствие как «артисту» так и «зрителям», но и
способствует обучению и воспитанию будущих
артистов и зрителей. Еще раз исполняем вместе с
ним низкий поклон, предоставляю возможность
«продегустировать» умение жонглировать одним
мячом. Первая неудача одного порождает огромное
желание у других показать свое мастерство. Пожав
«артисту» руку, отправляю его на свое место,
приступаю к раздаче мячей. Четко подаю команду
«Встать!». Дети с огромным желанием исполняют эту
команду. Прохожу вдоль шеренги, вручаю каждому по
одному мячу, приговариваю: «Вот тебе колобок. Вот
тебе лимончик, а тебе бананчик (мячи желтого
цвета), тебе сливку, волшебное яблочко, а тебе
пельмень, чтобы больше был «пузень» (ребенок
сразу втягивает живот)». Масса названий мячам, и
все эти названия придумали сами дети, их
предшественники. Новое поколение впишет свою
строку в наш общий опыт. Розданы «овощи»,
«фрукты» и всякая «снедь».
Дети с огромным желанием приступили к
«дегустации» – жонглированию одним мячом.
Чувство мяча
Для того чтобы дети могли успешно
освоить жонглирование, необходимо развить
чувство мяча.
Одним из приемов развития этого чувства является
катание мяча между ладонями.
Для этого применяю элементы различных видов
искусств. Дети сами нашли образ Колобка.
Применяем переработанную для наших целей сказку
«Колобок».
Катание, скатывание, ловля.
Я – колобок, колобок,
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане замешен,
Я в печи запечен.
Напевая эту сказочку, катаем мяч между
ладонями, на каждую строчку меняя положение
кистей: то одна сверху, то другая.
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Приподнимая одну кисть повыше,
скатываем мяч, ловим другой.
По дорожкам я катался,
По тропинкам извивался.
Ставим предплечья вплотную, катаем мяч
между ними.
Никого не испугался,
В песке густо обвалялся.
Подбрасываем и ловим мяч двумя руками.
Я от бабушки ушел.
Ставим мяч на глаз, а другую как
монокль. Это очки – деталь, характеризующая
бабушку. Этот прием придумали предшественники –
он проходит на «бис». Отпускаем одной рукой,
ловим другой.
Я от дедушки ушел.
Ставим мяч на подбородок одной рукой,
отпускаем, ловим другой.
Я от зайца ушел.
Ставим мяч на ухо, отпускаем одной,
ловим другой.
Я от волка ушел.
Подбрасываем мяч двумя руками.
Превращаем кисти в пасть волка, расставляя
пальцы широко, и ловим мяч со звуком: «Ам».
Услышала лиса, как поет Колобок, и просит его:
Сядь ко мне на носок,
Спой мне песню, Колобок.
Фу, ты черствый какой,
Надломился мой зубок.
Кладем мяч на нос, отпускаем одной,
ловим другой, исполняем при этом резкий выдох со
звуком «Фу».
Подбрасывание-ловля
Для совершенствования данного
элемента используем другую сказку, переделанную
на свой лад. Такие «переделывания», считаю,
являются основой для проявления, пробуждения
творчества.
«Репка»
Мама, папа, баба, дед, внучек, внучка,
Жучка, Мурка, мышка-норушка. Шествуя по залу,
исполняем подбрасывание-ловлю два раза одной
рукой, перебрасываем и ловим другой.
Перекладывание
Для совершенствования данного
элемента используем темп. Дети, шествуя по залу,
произвольно перекладывают мяч из руки в руку.
Беру в руки барабанные палочки, задаю детям темп,
постепенно наращиваю его. Дети увеличивают темп
перекладывания и темп движения с переходом на
бег. Резко делаю один громкий удар. По нашей
предварительной договоренности дети замирают.
Подаю команду «Сесть» и сразу озадачиваю детей:
«Как еще можно перекладывать мяч?» Подвожу детей
к открытию тонким намеком. Молча показываю жесты
четырех уровней громкости, как бы разглядываю
детей. Кверху поднята рука. На этот раз первой
сообразила девочка. Обращаюсь к ней с готовым
куплетом:
Руку вверх подняла ты первой,
Мысли выскажи свои.
Как положено по штату,
Три очка, мой друг, твои.
Она делает свое открытие: «Можно
перекладывать мяч тихо или громко». Продолжаю
играть свою роль:
Дай пожму твою я ручку,
Дай подброшу тебя вверх.
Небывалый в мире случай,
Удивительный успех!
Пожатие ручки девочкам – это целый
спектакль. Как правило, первый раз девчонки, как и
пацаны, стараются показать свою силенку.
Принимая ее ладошку, легко потряхиваю.
Расслабляю и приговариваю: «Девчонки, подавая
руку, должны показать не силу, а свою ласку и
нежность. Тогда Петя (называю имя одного из
мальчиков этого класса – как правило, он
краснеет) почувствует, какая ты нежная и
ласковая, и сразу влюбится в тебя». После этих
слов целую свою руку. Эта шутка производит
неизгладимое впечатление. После этого спектакля
девчонки уже правильно подают руку.
Подбрасывание ребенка на руках вверх
Сильное впечатление произвело на меня
первое подбрасывание на руках вверх. Его подарил
мне муж моей тети – единственный мужчина из
нашего рода, весь израненный, но выживший в
ужасах Великой Отечественной войны. Эту радость
стараюсь подарить всем детям. По этому приему мне
становится ясно, что при живых родителях многие
дети не получают родительского внимания. Такие
дети с осторожностью, крепко взявшись за мои
руки, переживают это мимолетное счастье,
удовольствие. При повторном применении приема
дети доверяют мне больше и испытывают еще более
сильное удовольствие.
Темп и громкость
Использование темпа и громкости не
только позволяет совершенствовать
жонглирование, но и способствует формированию
понятий «быстро–медленно», «тихо–громко» и
различных их комбинаций. Под звуки барабанных
палочек дети с удовольствием и пользой развивают
свои природные данные.
Ритм
Разбуженное чувство ритма при
обучении детей ходьбе, бегу, прыжкам (публикации
об этом см. в №№ 2–5, 2006 г.) позволяют развить
не только это чувство, но на готовые рифмовки,
сочиненные ранее, придумать новые. Каждый класс
вносит свою лепту, и это становится нашей
«классикой».
Место перекладывания
После всех этих синкретических
действий предоставляю детям физический отдых,
пробуждаю творческие начала детей. Озадачиваю
детей очередным вопросом: «Где можно
перекладывать мяч?» Эту проблему дети решают
сравнительно легко. Из массы предложений
выбираем стандарты: на уровне пояса, на уровне
лица, над головой, за головой, за спиной, под
бедром (правым, левым). Вооружив детей основными
элементами, предоставляю им возможность
проявить свою фантазию.
Свой любимый прием жонглирования
Этот прием позволяет не только научить
детей жонглированию одним мячом, но и дать
представление о своем любимом придуманном
приеме, тем самым увлечь других этой
деятельностью.
Подготовительные упражнения к метанию
Освоив жонглирование одним мячом,
переходим к жонглированию мячом с отбиванием о
стенку.
Этот прием подразделяется на два вида:
бросок снизу и сверху. Основной акцент делается
на бросок сверху с постепенным увеличением
расстояния от стены, как правой, так и левой
рукой.
|