Вырежьте из картона трех цветов пятнадцать фигур (семь
квадратов и восемь прямоугольников). Размер самой маленькой фигуры 3 5
3 см, самой большой – 15 5 15 см. Разделите все фигуры на клеточки.
* * *Покажите ребенку фигуры,
спросите, знает ли он, как они называются. Попросите найти все квадраты,
все прямоугольники. Если ребенку трудно сориентироваться в полном
комплекте, дайте ему лишь несколько фигур.
* * *Покажите ребенку две полоски
разной длины одинакового цвета. Расскажите, какая полоска длинная, какая
короткая. Попросите ребенка показать.
* * *Возьмите три полоски
одинакового цвета, но разной длины. Предложите ребенку сравнить их по
длине. Введите понятия: «длиннее, чем», «короче, чем», «самая длинная»,
«самая короткая», «средняя».
* * *Покажите ребенку две полоски
одинакового цвета, но разной ширины. Расскажите, какая длинная, какая
короткая. Попросите ребенка показать.
* * *Возьмите три полоски разной
ширины. Предложите ребенку сравнить их по ширине. Введите понятия:
«шире, чем», «уже, чем», «самая узкая», «самая широкая», «средняя».
* * *Попросите ребенка найти
одинаковые по длине или ширине прямоугольники одного или разных цветов, а
также абсолютно одинаковые по размеру и форме фигуры, но разных цветов.
* * *Предложите ребенку выложить
из фигур заборчик, лесенку (выставляя фигуры в ряд горизонтально) или
башенку (выставляя фигуры в ряд вертикально), произвольно размещая
элементы один за другим или в определенном порядке:
• чередуя фигуры одного цвета по размеру (длинная, короче и так далее);
• чередуя квадраты всех цветов и размеров произвольно, от большего к меньшему или наоборот;
• чередуя прямоугольники всех цветов и размеров так же, как квадраты.
* * *Предложите ребенку сделать
заборчик под диктовку – сначала самый длинный прямоугольник, справа от
него самый маленький квадрат, потом прямоугольник любой длины, но такой
же ширины, как этот квадрат, и так далее.
* * *Предложите ребенку сделать под диктовку башенки, выставляя фигуры на поле вертикально – одна над другой.
* * *Предложите ребенку заполнить
самый большой квадрат другими фигурами, произвольно или используя
минимальное (максимальное) количество элементов. Так же можно заполнять
любые другие фигуры.
* * *Предложите составить из
полосок какое-нибудь изображение (домик, подъемный кран и так далее). Не
предлагайте готовое решение: какие полоски выбрать и как их лучше
расположить. Пусть ребенок пофантазирует. |