Логические задачиЛогические
задачи и обучающие игры, приведенные ниже, рассчитаны на дошкольников в
возрасте 5–6 лет. Эти игры формируют у дошкольников элементарные
математические представления, обучают несложным логическим построениям и
являются хорошим материалом для подготовки ребенка к школе.
Игры из серии «Чудо-мешочек»Всем
известный чудо-мешочек представляет собой мешочек, наполненный фигурками
различных форм и цветов. Он широко используется в обучении дошкольников
при формировании у них представления о геометрической фигуре, а также
обучающих играх, способствующих развитию сенсорного восприятия. В
логических задачах он также нашел себе место.
Задача 1В чудо-мешочке находятся
три белых и три синих шарика. Сколько нужно вынуть шариков из мешочка,
чтобы заранее утверждать, что хотя бы один будет белым?
Как правило, такая задача вызывает затруднения у дошкольников. После проведения следующих игр дети легко справляются с ней.
Игра 1Необходимо показать ребенку
пустой мешочек и два шарика разного цвета (синий и белый). Затем
положите шарики в мешочек. Задайте вопрос: «Сколько шариков в мешочке?
Какого они цвета?» Последует ответ: «В мешочке два шарика: один – синий,
другой – белый».
Предложите ребенку поочередно несколько раз, не
заглядывая в мешочек, вынуть один шарик и назвать его цвет, а затем
положить его обратно. Выясняется, что нельзя заранее предугадать цвет,
вынимая один шарик.
Игра 2Теперь положите два синих и
два белых шарика. Сначала повторите с ребенком игру № 1 (см. выше),
вынимая по одному шарику. Затем предложите ему вынимать, не глядя, по
два шарика за один раз.
Повторите этот эксперимент достаточное количество раз.
Выяснится, что если вынимать из мешочка по два шарика, то они окажутся
или оба белыми, или оба синими, или один из них будет белым, а другой –
синим. Пусть ребенок убедится на практике, что другие варианты
невозможны.
Далее проведите с участием ребенка опыты по выбору трех
шариков вслепую. Практика покажет, что в данном случае возможны лишь два
варианта: либо будут вынуты два синих шарика и один белый, либо два
белых и один синий.
После проведенных опытов уместно поставить вопрос:
«Сколько нужно вынуть шариков, чтобы хотя бы один оказался белым?»
Выражение «хотя бы один» надо пояснить. Как правило, многие дети
догадываются, что достаточно вынуть три шарика. Пусть ребенок сам
объяснит, почему.
Игра 3Затем положите в мешочек три
синих и три белых шарика. Проведите вместе с ребенком опыты по выбору
трех шариков. Выясните все возможные случаи: все три вынутых шарика
синие, два синих и один белый, два белых и один синий, все три белые.
Теперь задайте вопрос, аналогичный вопросу в случае с
двумя белыми и двумя синими шариками: «Сколько надо вынуть из мешочка
шариков, чтобы хотя бы один из вынутых оказался белым?» Больше половины –
4. |