Кубики
Цель: запоминать слоги, учиться находить их на слух.
Материал: несколько деревянных или пластмассовых кубиков, белая бумага, линейка, про-
стой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, клей ПВА, мелкие игрушки.
Измерьте с помощью линейки длину грани
кубика. Нарежьте листочки бумаги такого же размера. На них цветными
карандашами или фломастерами напишите слоги. Приклейте карточки со
слогами к граням кубика.
На один кубик прикрепите слоги, в состав
которых входит одна и та же буква — гласная или согласная. Например, на
один кубик приклейте слоги РА, РЕ, РИ, РО, РУ, РЫ, а на другой — ЛА, ЛЕ,
ЛИ, ЛО, ЛУ, ЛЫ. Или для одного кубика используйте слоги БО, ВО, ЛО, РО,
СО, ТО, а для другого — БИ, ВИ, ЛИ, РИ, СИ, ТИ.
Предложите ребенку научить читать по слогам
его игрушку (небольшого размера, такого, чтобы она могла свободно
стоять на кубике). Пусть ребенок ищет слоги и показывает их игрушке.
Затем и сам ребенок сможет "обучать" игрушку слогам: он будет называть
слог и сам за игрушку его находить.
Одновременно используйте не более пяти кубиков.
Две половинки
Цель: запоминать слоги, учиться составлять их.
Материал: белый картон, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
На карточках из картона напишите слоги, с
которыми уже знаком ребенок. Каждую карточку разделите с помощью
простого карандаша и линейки на две равные половины — верхнюю и нижнюю.
Разрежьте карточки. Предложите ребенку составить разрезанные
слоги и прочитать их. Пусть малыш, приставляя разные половинки друг к
другу, выберет правильный вариант целого слога и прочитает его.
Если ребенок затрудняется в поиске,
оставьте для выбора только нижние половинки слогов, а верхние выдавайте
по одной. В следующий раз выдавайте нижние половинки, а все верхние
разложите перед ребенком для выбора.
Слоговое лото
Цель: развивать внимание, учиться подбирать слово к слогу.
Материал: бумага для рисования,
линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, предметные
картинки (из настольных игр или вырезанные из журналов), мешочек.
Листы бумаги разделите на 6—8
прямоугольников одинакового размера. В каждом из них напишите по одному
слогу-слиянию, состоящему из
согласной и последующей гласной буквы (ПА, ПЕ, ПИ, ПО, ПУ, ПЫ).
Из настольных игр или журналов подберите
картинки, названия которых начинаются на слоги, записанные на листах
бумаги. Старайтесь подбирать к одному и тому же слогу несколько разных
картинок. Например: СА — са-мо-лет, са-по-ги; ВА — ва-та, ва-за.
Предложите ребенку выбрать одну из карточек
со слогами и найти к каждому слогу соответствующую картинку из
подготовленных для игры. Важно, чтобы малыш сначала назвал то, что
нарисовано на карточке. Слог нужно закрывать ею.
В эту игру можно играть всей семьей.
Правила просты. Каждый из членов семьи должен выбрать себе карточку со
слогами. Один из членов семьи — ведущий. Он достает предметные картинки
из мешочка по одной и спрашивает: "Кому нужен..?" — и произносит
название предмета, изображенного на картинке. Тот, у кого есть
соответствующий слог, забирает картинку себе, закрывает ею слог.
Выигрьгвает первый закрывший все слоги на своей карточке.
Волшебная тарелка
Цель: учиться понимать значение предлогов, развивать речь и воображение.
Материал: одноразовая картонная тарелка, линейка, карандаш, цветные карандаши или фломастеры, игральный кубик.
Предлоги — это первые слова, доступные
ребенку для самостоятельного чтения. Часть предлогов состоит из одной
буквы, а часть совпадает со слогами. Стоит попробовать использовать это
преимущество для организации игры с малышом.
Возьмите одноразовую картонную тарелку,
расчертите ее с помощью линейки и карандаша на восемь секторов. В каждом
секторе напишите по одному предлогу: В, ЗА, К, НА, НАД, ПО, ПОД, ОТ.
Бросьте кубик на тарелку, посмотрите, на
какой сектор он попал. Затем придумайте предложение с выпавшим
предлогом. Теперь очередь ребенка. Если ему будет трудно придумывать
предложения, подскажите, какую фразу можно придумать с данным предлогом.
Ребусы из картинок
Цель: учиться определять первую и последнюю буквы в словах, составлять слова из букв и понимать прочитанное.
Материал: буквы из разрезной азбуки или магнитные, предметные картинки (из настольных игр).
Загадайте слово из 4—6 букв. Например,
КРАСКИ. Подберите предметные картинки, подписи к которым начинаются с
букв этого слова (Конфета, Речка, Абрикос, Самолет, Корабль, Индюк).
Выложите картинки на столе перед ребенком по порядку следования букв в
загаданном слове.
Пусть ребенок назовет слова, определит их
первый звук, найдет соответствующие буквы и выложит их под картинками.
Предложите ему прочитать все буквы по порядку — получится слово-отгадка.
Путаница
Цель: учиться составлять и читать слова, определять наличие и порядок букв в слове, формировать навык осмысленного чтения.
Материал: буквы из разрезной азбуки или магнитные.
Скажите ребенку, что загаданы два слова —
например, два названия животных жарких стран. Выложите на столе буквы А,
Ж, И, Л, Н, О, Р, С, Ф. Попросите ребенка угадать, что это за животные,
и сложить из букв их названия (ЖИРАФ, СЛОН).
В следующий раз можно загадать названия
двух животных Севера (Е, Ж, Л, М, Н, О, О, Р, Ь — МОРЖ, ОЛЕНЬ) или двух
птиц (О, А, О, И, А, С, Р, К, Т, С - АИСТ, СОРОКА).
Наоборот
Цель: учиться осмысленно читать слова, пополнять словарный запас, учиться находить противоположные по смыслу слова.
Материал: белый или цветной картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
На листах картона одинакового размера
напишите пары слов: ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ, ШИРОКИЙ — УЗКИЙ, ВЫСОКИЙ —
НИЗКИЙ, ТОЛСТЫЙ - ТОНКИЙ, ГЛУБОКИЙ - МЕЛКИЙ, ТЯЖЕЛЫЙ — ЛЕГКИЙ, ДАЛЕКИЙ —
БЛИЗКИЙ. Карточки разрежьте пополам так, чтобы на каждой половинке
оказалось по одному целому слову. Предложите ребенку прочитать их и
составить пары противоположных по смыслу слов или "слов наоборот".
Вероятно, сначала ребенок будет путаться:
подбирать к слову ШИРОКИЙ, например, слово КОРОТКИЙ или ТОНКИЙ, а к
слову ТОЛСТЫЙ — слова УЗКИЙ или МЕЛКИЙ. В этом случае помогите ребенку
разобраться в различиях между ними, можете использовать для объяснения
соответствующие предметные картинки.
В следующий раз используйте другие пары
слов, например: ГРОМКИЙ — ТИХИЙ, ДОБРЫЙ — ЗЛОЙ, ВЕСЕЛЫЙ — ГРУСТНЫЙ,
СТАРЫЙ — МОЛОДОЙ, ЧИСТЫЙ — ГРЯЗНЫЙ, ПОЛНЫЙ -ПУСТОЙ, МОКРЫЙ - СУХОЙ и т.
п.
После небольшой тренировки в составлении
пар слов из 2—3 групп можно перемешать все имеющиеся для этой игры
карточки и дать ребенку задание составить все возможные пары
противоположных по смыслу слов.
Для облегчения выполнения заданий можно
использовать фломастеры нескольких цветов для записи слов. Напишите
одним цветом 2—3 пары слов, а для записи других пар поменяйте фломастер.
Или используйте картон 2—3 цветов. Наиболее трудный вариант задания —
когда все слова
написаны одним цветом и на картоне одного и того же цвета.
Строим город
Цель: учиться составлять слова из слогов, находить соответствия, развивать речь.
Материал: белый или цветной картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Из разноцветного картона вырежьте
прямоугольники размером 5x8 сантиметров. Это будут кирпичики для
строительства домов в городе. Вырежьте и треугольники с одной стороной,
равной 8 сантиметрам, а с другой — 5 сантиметрам. Это будут крыши домов.
Кирпичиков должно быть больше, чем квадратиков.
На крышах-треугольниках напишите слоги —
начала слов, например: ВА, ПА, ТА, СА. А на кирпичиках-прямоугольниках
напишите окончания задуманных слов. Например: -ТА (получится ВАТА),
-РЕНЬЕ (получится ВАРЕНЬЕ), -ЛЕЦ (ПАЛЕЦ), -РУС (ПАРУС), -НЕЦ (ТАНЕЦ),
-ЗЫ (ТАЗЫ), -БУРЕТ (ТАБУРЕТ), -ДИК (САДИК), -НИ (САНИ), -МОЛЕТ
(САМОЛЕТ), -ЛАТ (САЛАТ).
Предложите ребенку разложить кирпичики под
подходящую крышу так, чтобы из них получались слова. Определите, какой
дом получился самым высоким, какой — самым низким. Попросите про-
читать все слова, которые живут в домике ВА, в домике ПА, в домике ТА, в домике СА.
Полезно подбирать для игры слова, первые
слоги которых похожи по звучанию: ША и ЖА; ПО и БО; ВУ и ФУ; СИ и ЗИ; ДЕ
и ТЕ; ГО и КО и т. д.
Кто где живет?
Цель: учиться осмысленно читать слова, классифицировать предметы, пополнять словарный запас.
Материал: картинки с изображениями животных (рыба, собака, пчела, лиса, медведь, ворона, белка), бумага, цветные карандаши или фломастеры.
На листах бумаги крупными яркими буквами
напишите названия домиков животных: АКВАРИУМ, БУДКА, УЛЕЙ, НОРА,
БЕРЛОГА, ГНЕЗДО, ДУПЛО. Попросите ребенка прочитать названия домиков и
поселить в них животных — разложить предметные картинки к
соответствующим словам.
Профессии
Цель: учиться осмысленно читать слова, находить соответствия, развивать мышление.
Материал: бумага, цветные карандаши
или фломастеры, сюжетные или предметные картинки с изображениями людей
разных профессий (врач, почтальон, строитель, моряк, водитель, продавец,
парикмахер, учитель, военный).
На листочках бумаги напишите слова:
ГРАДУСНИК, ШПРИЦ, ПИСЬМО, КИРПИЧ, КАСКА, ШТУРВАЛ, ЯКОРЬ, РУЛЬ, КОЛЕСО,
ВЕСЫ, КАССА, НОЖНИЦЫ, РАСЧЕСКА, МЕЛ, КНИГА, РУЖЬЕ, ПАЛАТКА.
Разложите перед ребенком картинки с
изображениями людей разных профессий. Уточните, знает ли ребенок
названия профессий и чем занимаются люди этих профессий. Дайте прочитать
слова на карточках, предложите догадаться, к какой профессии относятся
предметы, и разложить слова к соответствующим картинкам.
Городок
Цель: учиться осмысленно читать слова, пополнять словарный запас.
Материал: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Нарисуйте город с улицами и домами. Можно
использовать вырезанные из журналов и газет изображения домов, дорог,
транспорта, людей. Эту работу интересно делать вместе с ребенком.
Развесьте на дома вывески: АПТЕКА, МАГАЗИН, УНИВЕРСАМ, ШКОЛА, БОЛЬНИЦА,
ГОСТИ-
НИЦА, ДЕТСКИЙ САД, ПАРИКМАХЕРСКАЯ, ТЕАТР, КИНОТЕАТР, КАФЕ, РЕСТОРАН.
Расскажите ребенку, что в город приехали
гости из другой страны, которые не умеют читать по-русски. Попросите
ребенка помочь иностранцам находить в городе места, где можно пообедать
или переночевать, купить лекарства или продукты, посмотреть спектакль
или фильм, подстричься или полечиться.
Библиотека
Цель: учиться определять входящие в состав слова буквы, формировать навык осмысленного чтения.
Материал: бумага, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры.
Из обычной белой бумаги сделайте макеты
книжек: сложите каждый лист пополам. На книжках подпишите цветными
карандашами или фломастерами их названия, специально допуская смешные
ошибки. Пусть таким образом появятся книжки с названиями: "Кепка"
("Репка"), "Шурочка Ряба" ("Курочка Ряба"), "Гусли-лебеди"
("Гуси-лебеди"), "Полк и семеро козлят" ("Волк и семеро козлят"), "Киса и
журавль" ("Лиса и журавль"), "Крот в сапогах" ("Кот в сапогах"),
"Федорино море" ("Федо-рино горе"), "Шар-птица" ("Жар-птица"), "Серая
лейка" ("Серая шейка"), "Гладкий утенок" ("Гадкий утенок"), "Маленький
Мак" ("Маленький Мук"), "Нежная королева" ("Снежная королева"),
"Серебряное корытце" ("Серебряное копытце").
Расскажите ребенку, что у букв в библиотеке
был праздник — они веселились, танцевали, угощались. А когда после
праздника буквы вернулись в книжки, некоторые из них перепутали свои
места — теперь и в сказках тоже все может перепутаться. Попросите
ребенка исправить ошибки в названиях книжек: зачеркнуть лишнюю букву или
дописать недостающую, перечеркнуть неправильную букву и написать
правильную.
рифмочки
Цель: учиться осмысленно читать слова, развивать умение различать звуки и их сочетания на слух.
Материал: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Из любых детских стихов выберите 4—5 пар
рифм. Например: ОПУШКА — ИЗБУШКА, ДРОВА - ТРАВА, КНИЖКИ — МАРТЫШКИ,
ЦВЕТОК — ВАСИЛЕК, ПТИЧКА - СИНИЧКА, ЕЛОЧКА - ИГОЛОЧКА, ДОМИК - ГНОМИК,
ЗАЙЧАТКИ - ПЕРЧАТКИ. Запишите рифмующиеся слова на карточки по одному.
Предложите ребенку прочесть их и составить в пары так, чтобы получились
рифмы — маленькие стишки.
Переставь местами
Цель: учиться определять порядок букв в словах, составлять слова, развивать внимание.
Материал: цветной или белый картон, цветные карандаши или фломастеры, буквы (из разрезной азбуки или магнитные).
Вариант 1. На листах картона
крупными яркими буквами напишите названия видов транспорта, переставив
буквы местами, например: МАЛСЕТО (САМОЛЕТ), ВОПАЗОР (ПАРОВОЗ), СТОВУБА
(АВТОБУС), РАКЛЬБО (КОРАБЛЬ), СИЛОВЕДЕП (ВЕЛОСИПЕД). Попросите ребенка
прочитать странные слова и отгадать, какой вид транспорта в них
зашифрован, затем из букв разрезной азбуки (или магнитных) сложить
слово-отгадку.
Вариант 2. Таким способом можете
загадывать слова на любую тему. Например, вот какие загадки могут
получиться на тему "Сказочные герои": ЧАКУШАРЕБ (ЧЕБУРАШКА), ТИБОРУНА
(БУ-РАТИНО), РЛОСАКН (КАРЛСОН), ЧКАРУЛОСА (РУСАЛОЧКА), ЖНЕБОЛЕКСА
(БЕЛОСНЕЖКА). Обязательно объявите ребенку тему загадок: сказочные
герои, продукты, города, цветы, животные, учебные принадлежности и т. д.
"Марсианские" слова
Цель: учиться осмысленно читать слова, развивать мышление и воображение.
Материал: бумага, цветные карандаши
или фломастеры, предметные картинки с изображением кастрюли, карандаша,
крокодила, колокольчика, козы, иголки.
На отдельных карточках из бумаги напишите "марсианские" слова: МЕМЕЗЕЛ, РИСОВАРЬ, УКОЛКА, ЗУБОХВАТ, ВАРЮЛЯ, ДИЛИБОМЧИК.
Расскажите ребенку, что к нам на планету
прилетели инопланетяне с Марса. Когда они увидели некоторые предметы и
живых существ на Земле,
они дали им свои названия. Пусть ребенок
читает слова на карточках и угадывает, что они обозначают. Для
облегчения выполнения задания можно разложить перед ребенком предметные
картинки-отгадки и предложить выбрать, к какой картинке подойдет слово.
Несомненно, ребенку понравится эта веселая
игра. Ему и самому захочется придумывать "марсианские" слова. Дайте ему
карандаши и бумагу и предложите записать все, что он придумает.
ЧТО ЛИШНЕЕ?
Цепь: учиться классифицировать предметы, развивать мышление.
Материал: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, фишки (пуговицы, магнитики, геометрические фигурки).
На карточках из бумаги или картона напишите
в столбик по 4 слова, составляющие вместе задание "Что лишнее?".
Предложите ребенку читать слова на каждой карточке, находить лишнее
слово и закрывать его фишкой. Попросите объяснить, почему выбрано именно
это слово.
Используйте для игры, например, такие группы слов:
Капуста, репка, груша, свекла.
Яблоко, морковь, банан, киви.
Шуба, куртка, брюки, сапоги. Тапки, шорты, сандалии, туфли. Ира, Наташа, Света, Коля. Оля, Сережа, Валера, Олег. Мама, соседка, брат, сын. Кастрюля, тарелка, шапка, чашка. Стол, блюдце, стул, шкаф. Телевизор, фен, кресло, миксер. Молоток, топор, пила, вилка. Корабль, машина, катер, лодка. Собака, лиса, волк, заяц. Кошка, лошадь, корова, белка. Жираф, пингвин, слон, зебра. Сова, воробей, пчела, сорока. Бабочка, ласточка, стрекоза, шмель. Береза, клен, рябина, ромашка. Роза, пион, хризантема, подснежник. Мухомор, лисичка, сыроежка, груздь.
Можно составлять и другие задания такого типа, обновляя и дополняя игру.
|