Светофор
Цель игры: формировать понятия
об оттенках основных цветов, обучить правильному названию таких цветов,
как лиловый, бордовый, светло-розовый, салатный и другие, развивать
ловкость, быстроту реакции, другие физических качеств ребенка.
Оборудование: карточки с
нарисованными квадратами лилового, бордового, светло-розового,
салатного, золотистого, серебряного цвета, кроме того, дети должны быть
одеты в максимально яркую и разноцветную одежду.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает
ребятам сыграть всем вместе в одну очень занимательную игру. Для этого
нужно выбрать водящего – светофор (им может стать тот ребенок, у
которого одежда окрашена в самые яркие цвета или имеет наибольшее
количество оттенков).
Затем руководитель объясняет правила,
которые заключаются в том, что необходимо успеть пересечь прочерченную
посередине игровой площадки длинную линию, на которой будет стоять
светофор.
Остальные ребята становятся в линию,
параллельную уже прочерченной, и ждут, пока выбранный ребенок отвернется
и назовет любой цвет. После этого руководитель говорит, что нужно найти
данный цвет на своей одежде. Те ребята, у которых этот цвет есть, могут
беспрепятственно пересекать линию и переходить на противоположную
сторону.
Остальные дети пытаются обмануть светофор,
показывают ложные цвета и пытаются быстро перебежать линию. А водящий их
должен поймать. Если ему это удается, то пойманный игрок становится
светофором и продолжает игру, называя другой цвет. Краски
Цель игры: развивать такие
качества ребенка, как быстрота, ловкость, сообразительность, умение и
желание принимать верные решения в короткие сроки, повторить основные
цвета радуги и их оттенки.
Оборудование: небольшой резиновый мячик.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель объясняет
детям, что для проведения данной игры необходимо выбрать продавца красок
и покупателя. Остальные дети становятся красками, придумывают себе цвет
и сообщают его продавцу. Небольшой мяч следует положить в дальнем углу
комнаты.
Когда все участники готовы к игре,
воспитатель разучивает с детьми слова, которые должны произносить
продавец и покупатель. Звучат они следующим образом.
Покупатель. Тук, тук, тук!
Продавец. Кто там пришел?
Покупатель. Это я, монах в красных штанах.
Продавец. Что тебе надо? Покупатель. Краску. Продавец. Какую?
Покупатель. Голубую (может назвать любой цвет).
Если такая краска есть, то ребенок, который
загадал этот цвет, бежит к мячу и старается первым до него дотронуться,
а затем вернуться на свое место. Покупатель старается еще быстрее
пробежать эту же дистанцию и занять место краски. Если ему это удается,
то в следующем туре игры он становится краской, а опоздавший малыш –
покупателем.
В случае, если покупатель называет краску,
которой нет в магазине, продавец говорит: «Иди по голубой дорожке (или
красной – в зависимости от того, какой цвет был назван), дотронься до
мяча и иди обратно». Только после этого покупатель снова называет цвет.
Таким образом, данная игра может
продолжаться до бесконечности. Дети старшего возраста вполне могут не
только самостоятельно играть в нее, но и организовывать без помощи
воспитателя. Рисование красками
Цель игры: научить детей
получать из основных цветов (красного, синего, желтого) все цвета
радуги, помочь детям запомнить расположение полученных цветов при помощи
фразы «каждый охотник желает знать, где сидит фазан», закрепить знания о
цветах, полученные ранее.
Оборудование: медвежонок, детские масляные краски, кисточка, лист бумаги и стакан воды для каждого ребенка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает
показать медвежонку, как при помощи красной, синей и желтой краски можно
получить такие цвета, как фиолетовый, бордовый, зеленый и его оттенок –
салатный, оранжевый и др.
Сначала руководитель рассказывает ребятам,
что работать с красками нужно очень аккуратно. Чтобы не запачкать
одежду, кисточки следует постоянно промывать в чистой воде (можно
наливать по две небольшие баночки воды, первая из которых будет служить
для первоначального ополаскивания кисти, а вторая – для последующего).
Создание оттенков необходимо начинать с
рисования 2 красных кругов, 2 синих и такого же количества желтых. После
того как краска подсохнет, воспитатель говорит детям, что теперь можно
приступать к созданию новых цветов.
Сначала следует работать с красными
кругами, первый из которых окрашивают желтой краской (сразу получается
оранжевый цвет), второй покрывают сверху синей краской (получают
фиолетовый цвет).
Далее следует продолжить работу с синими
кругами. На первый из них следует нанести темно-красную краску,
получается бордовый цвет; на второй – желтую краску и получить тем самым
зеленый. На желтых кругах при помощи светло-зеленого и смеси синего с
красным получаются соответственно салатный и коричневый цвета.
Если данное занятие организовано правильно, то дети получают огромное удовольствие от полученных результатов. Догони мяч
Цель игры: развивать внимательность, умение быстро реагировать в сложившейся ситуации, волю к победе.
Оборудование: два мяча разного цвета, например коричневого и белого, свисток для водящего.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель делит детей на
2 команды – «коричневых» и «белых», которые выстраивает в шеренги.
Команде «коричневых» необходимо дать мяч белого цвета, а команде «белых»
– мяч коричневого цвета.
После того как руководитель просвистит, по
одному игроку из каждой команды направляются на старт. Далее они
одновременно кидают мячи как можно дальше, затем бегом возвращаются к
своим командам и хлопают по руке одного из участников, который должен
очень быстро принести свой мяч (т. е. команда «коричневых» несет мяч
коричневого цвета, а команда «белых» – белого).
Ребенок, который принес мяч первым,
получает одно очко для своей команды. Таким образом, побеждают те
участники, которые оказались самыми ловкими, быстрыми и набрали большее
количество очков. Загадай желание
Цель игры: научить детей делать
аппликацию «пирамидка», повторить основные цвета радуги, правила
безопасности при работе с ножницами и правила работы с клеем,
воспитывать аккуратность, трудолюбие, обучать играть в коллективе,
развивать воображение и фантазию ребят.
Оборудование: полоски цветной бумаги
шириной 4 см красного, синего, зеленого, желтого, оранжевого и
фиолетового цвета; клей, ножницы, альбомный лист бумаги, крупный образец
аппликации из бумаги (пирамидка), шаблоны деталей пирамидки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель показывает
ребятам крупный образец пирамидки и просит назвать те цвета, из которых
она собрана. Затем можно предложить немного пофантазировать и
представить, как можно было бы иначе расположить цвета в данном образце.
Воспитатель внимательно выслушивает мнения детей.
После подробного рассмотрения руководитель
просит ребят рассмотреть тот материал, который подготовлен на их столах
(полоски цветной бумаги) и вырезать их него детали при помощи шаблонов.
Нельзя забывать о технике безопасности при работе с ножницами.
Когда подобная работа выполнена, необходимо
разложить подготовленные детали на альбомном листе таким образом, как
они будут потом приклеены, и проверить, все ли в порядке, все ли
правильно расположено.
Теперь можно приступать к приклеиванию
подготовленных деталей. Делать это следует очень аккуратно, чтобы не
оставить следов на альбомном листе. Но в этом этапе работы кроется одна
маленькая тайна: во время приклеивания каждой детали к листу ребенок
должен загадать желание и запомнить его.
Так, после окончания работы у детей будут
не только красивые цветные пирамидки, сделанные своими руками, но и
великолепное настроение в течение нескольких дней. Аукцион
Цель игры: проверить знания
детей о названиях цветов, развивать речь дошкольников, учить детей
быстро воспринимать задание и выполнять его, определить среди ребят
наиболее сообразительного и ловкого.
Оборудование: лист формата А2 или А1
с основными цветами и оттенками, которые помогут ребятам быстрее
включиться в цветовой аукцион небольших призов для победителей игры.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает
детям сыграть в очень интересную и развивающую игру, которая называется
«Аукцион». Но сначала желательно повторить цвета, которые знают малыши.
Для этого руководитель вывешивает на доску плакат с разными цветами и их
оттенками.
Когда воспитатель убедится в том, что все
хорошо знают цвета, он начинает объяснять правила проведения аукциона,
которые заключаются в том, что необходимо по очереди называть цвета или
их оттенки на определенную букву. Выигрывает тот участник игры, который
последним даст правильный ответ. Затем
ребенок, победивший в прошлом туре, становится водящим, загадывает букву
и внимательно следит за ответами сверстников, чтобы они не повторялись.
Задания и ответы могут быть следующими:
1) назовите цвета или их оттенки, которые начинаются с буквы «с» (синий, сиреневый, салатный, серебристый, серый);
2) назовите цвета или их оттенки, которые начинаются с буквы «к» (красный, коричневый, карий, кофейный);
3) назовите цвета или их оттенки, которые начинаются с буквы «б» (белый, бирюзовый, бордовый, багряный, болотный, бронзовый);
4) назовите цвета или их оттенки, которые начинаются с буквы «з» (зеленый, золотистый);
5) назовите цвета или их оттенки, которые начинаются с буквы «ч» (черный, червленый, т. е. красный);
6) многие другие. |