Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 27.04.2024, 10:25

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [161]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ [58]
ИГРЫ СО СЛОВАМИ [21]
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ [103]
ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ [12]
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ [61]
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ [56]
ГРАММАТИКА В ИГРАХ И КАРТИНКАХ [31]
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ [38]
ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС" [23]
Главная » Файлы » ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ » ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дидактические игры, развивающие память
29.01.2012, 16:53

Очень часто дети просят взрослых поиграть с ними, но обычно на это не хватает времени. Но не стоит относиться к игре как к помехе, излишней трате времени, ведь при помощи нее ребенок развивается и учится познавать окружающий его мир.

Игры и игровые элементы, предложенные в этом разделе, направлены на развитие мыслительных процессов и прежде всего памяти. А это так необходимо в любом возрасте. Кроме того, развивающие игры повышают интеллектуальный уровень малышей, улучшают воображение, наблюдательность и помогают легче перейти от программы детского сада к школьной, которая требует определенных навыков и умений.

Для воспитателей не является секретом, что дети, которые приходят в детский сад, имеют разный уровень развития. Это не только речь, но и мыслительные способности, поэтому порой очень сложно проводить занятия с такими детьми. Многие методисты рекомендуют распределять ребят на группы в зависимости от того, насколько они подготовлены и способны ли самостоятельно выполнять те или иные действия. Каждая группа ребят по-разному воспринимает материал, поэтому требует к себе индивидуального подхода, ведь одним ребятам достаточно показать образец, и они начнут работу, а другим нужно будет объяснить по порядку, с чего начать и как продолжить.

Проводить игры подобным способом, т. е. распределяя детей на подгруппы, тоже проще, так как каждый малыш хочет принять участие, но не всегда может быстро дать ответ. А если задания будут подобраны в соответствии с особенностями ребят, то они принесут больше радости и желания играть, а значит, помогут развивать мышление, память и внимание.

Таким образом, правильно подобранная игра поможет малышам интересно провести время и многому научиться.

Хитрый лисенок

Цель игры: развивать внимание, память, умение сосредотачиваться на определенном предмете довольно длительное время, активизировать словарь детей.

Оборудование: игрушки лисенок, медвежонок, котенок.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспитатель предлагает детям занять свои места и немного поиграть. Затем он показывает всем одну из подготовленных игрушек и просит запомнить все, что можно: какого она цвета, во что одета, какие-либо особенности и т. д.

После этого дети рассказывают все, что запомнили. Если этого недостаточно, то воспитатель задает наводящие вопросы. Если ребятам игра понравилась, то ее можно проводить чаще, меняя при этом игрушки, переодевая их в другую одежду. Это помогает не только развивать речь, но и учить детей отличать похожие предметы, подмечать небольшие изменения.

Когда малыши лучше освоят правила игры, можно проводить ее иначе. Для этого выбирают водящего и показывают ему, например, лисенка в течение нескольких секунд, затем просят отвернуться и как можно подробнее рассказать об игрушке.

Портной

Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев, память, умение сосредотачивать внимание на определенном предмете. Обучать плетению различными нитями.

Оборудование: картонные или фанерные пластины размером 20 х 30 см с проделанными отверстиями на расстоянии 2–3 см друг от друга; разноцветные толстые нити для плетения для каждого ребенка, образец плетения косички.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам внимательно рассмотреть все те предметы, которые приготовлены на столах, и говорит, что сегодня все будут учиться плести косичку. Руководитель показывает образец и уточняет у детей, какого цвета нити, которыми было это сплетено.

Далее малыши берут нить красного цвета и закрепляют ее на верху дощечки, затем вдевают ее в отверстие второго ряда и т. д. Все повторяют действия за воспитателем. После того как красная нить будет вплетена, можно начинать работу с желтой, затем с зеленой тесемкой. Так у ребят получается косичка, сплетенная из разноцветных шнурков.

Если ребятам легко дается плетение таким образом, то можно при помощи нитей прикреплять, например, детали к чему-либо (крышу к домику, дерево на полянку).

Где что лежит

Цель игры: учить детей группировать предметы по их свойствам и принадлежностям, совершенствовать способность к обобщению, развивать память, внимание, логическое мышление.

Оборудование: детская посуда, одежда для кукол, игрушки, небольшая коробочка для посуды, шкаф для одежды, коробка для игрушек, стихотворение З. Александровой «Что взяла клади на место!»

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспитатель просит ребят занять свои места и внимательно послушать стихотворение «Что взяла, клади на место!». Затем интересуется у малышей, что же случилось с девочкой Олей. Можно ли ей помочь и как это сделать.

После беседы руководитель предлагает ребятам помочь кукле Оле разобрать свои игрушки, которые она разбросала. При этом все находится на столе у ребят. Но собрать следует таким образом, чтобы все находилось на своих местах. Для этого необходимо посуду убрать в специальную коробочку (нельзя забывать о том, что тарелка, ложки, кастрюля – это посуда). Одежду ребята аккуратно складывают в шкафчик, при этом воспитатель отмечает, что платье, кофта, пальто, юбка – это одежда. Кукол дети складывают в специальную коробку и при этом обобщают: мишка, кукла Маша, слоненок – это игрушки.

Можно предложить детям поиграть с посудой, покормить кукол, переодеть их. В этом возрасте очень важно учить ребят сюжетно-ролевой игре, которая будет являться основным видом деятельности малышей еще 2–3 года.

Сколько стало

Цель игры: развивать внимание, память, умение сосредотачиваться на определенном предмете довольно длительное время, учить ребят различать понятия «много», «очень много», «немного», «мало», «один», «два», «ни одного» систематизировать знания, полученные ранее.

Оборудование: набор кубиков, несколько кукол, крупные картинки с изображением овощей и фруктов.

Таким образом, ребята четко различают такие слова, как «один», «два», «ни одного», «много», «очень много», а также узнают, что последние понятия определяются только в сравнении.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспитатель показывает детям предметы и картинки, которые были подготовлены для игры, и просит рассказать, что они видят, что можно делать с этими вещами. Ребята внимательно рассматривают подготовленный материал и говорят, что кубики нужны, для того чтобы строить: из них можно сделать домик, гараж для машины и многое другое. Фрукты и овощи необходимы нам для еды. С куклами играют девочки.

После того как все ответят, руководитель спрашивает, сколько кубиков находится на столе, много или мало. Дети говорят, что много или очень много, этого достаточно, чтобы построить что-либо.

Затем воспитатель выясняет, сколько овощей и фруктов изображено на рисунке, один или два. Дети трех-, четырехлетнего возраста способны не только различать понятия «один» и «два», но и считать до пяти.

Следующим этапом вводится понятие «ни одного». Для этого руководитель показывает одну куклу и спрашивает малышей, сколько игрушек они видят. Дети отвечают, что одну. После воспитатель убирает все со стола и спрашивает снова, сколько стало теперь.

Где это растет

Цель игры: продолжать формирование словаря ребенка, первичные представления о растениях и о том, как они растут, научить устанавливать элементарные связи между предметами, различать понятия «овощи» и «фрукты», развивать память, быстроту мышления, наблюдательность.

Оборудование: альбомные листы с нарисованными на них овощами и фруктами, такими как морковь, редис, апельсин, банан, яблоко, груша, огурец, помидор, картофель, свекла, хурма и др.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам сыграть всем вместе в довольно забавную игру, суть которой заключается в том, чтобы определить разницу между фруктами и овощами и разделить предложенные карточки на две категории. Сначала руководитель интересуется у детей, какие овощи им знакомы. Затем задает вопрос, какие фрукты они любят больше всего. Когда все ответят на данные вопросы, можно спросить, в чем же заключается разница между овощами и фруктами.

Если ребята затрудняются ответить на данный вопрос, то можно спросить, как растут фрукты, на деревьях или в земле. Подобный вопрос станет небольшой подсказкой малышам и поможет понять, что овощи растут, как правило, в земле (картофель, свекла) или почти на земле (помидор, огурец).

Теперь можно приступать к игре. Для этого дети делятся на 2 группы и придумывают самостоятельно название.

Когда все готово, воспитатель поочередно каждой команде показывает картинку с изображением овощей или фруктов, а ребятам необходимо определить, что именно на ней изображено.

Можно придумать и другие варианты проведения данной игры.

1. Воспитатель раскладывает на детский стол множество подготовленных карточек с изображением овощей и фруктов, а ребят просит разделить их на две категории.

2. Руководитель показывает малышам по три карточки (с изображением томата, огурца, груши), в которой одна является лишней. Задача детей найти лишнюю иллюстрацию. Таким образом дети в игровой форме запоминают и усваивают разницу между такими понятиями, как «овощ» и «фрукт».

Чья мама

Цель игры: учить детей различать взрослых животных и их детенышей, а также правильно называть их, развивать разговорную речь детей, память, мышление, внимание и наблюдательность, учить образовывать некоторые названия детенышей по аналогии, например лев – львенок, тигр – тигренок.

Оборудование: картинки с изображением взрослых животных и их детенышей: кошка – котенок, собака – щенок, лев – львенок, черепаха – черепашка, мышь – мышонок, тигр – тигренок и др.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам занять свои места и поиграть с друзьями. Но для этого сначала необходимо определить, с какими животными знакомы дети. Руководитель предлагает ребятам разделиться на две команды и по очереди называть животных, которые живут в лесах и рядом с человеком. Группы ребят называют по порядку зверей, если одна из команд затрудняется дать ответ, то ход переходит к следующей. За каждый правильный ответ дети получают 1 очко. В своеобразной разминке побеждает группа ребят, которая наберет большее количество очков.

Следующим этапом воспитатель предлагает детям научиться образовывать названия детенышей некоторых животных по аналогии с тем, которые назовет руководитель, например кошка – котенок, лев – львенок, мышь – мышонок, тигр – тигренок и т. д.

Далее можно предложить игру, правилами которой является необходимость подобрать к детенышу его маму и сказать, как это животное называется. Воспитатель показывает картинку с изображением щенка и просит назвать взрослое животное этого же вида (собака). Подобным образом ребята не просто запоминают названия некоторых животных, но и учатся образовывать формы этого слова.

Невидимка

Цель игры: развивать внимание, наблюдательность, память, умение быстро находить изменения и недостающие элементы в предмете.

Оборудование: большой непрозрачный платок или покрывало, свисток.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: руководитель собирает детей на небольшой полянке и объясняет правила игры, которые заключаются в том, чтобы быстро заметить, кого из присутствующих не хватает.

Игра начинается следующим образом: воспитатель свистит в свисток 2 раза. Это знак того, что детям можно начинать двигаться произвольно до тех пор, пока они не услышат еще один свисток. Теперь все должны остановиться, присесть на корточки и закрыть глаза.

В это время воспитатель тихо подходит к одному из игроков и накрывает его платком или покрывалом. После того как ребята снова услышат свисток, они открывают глаза и внимательно осматривают всех, пытаясь определить, кого же не хватает.

Ребенок, первым назвавший имя малыша, который сидит под платком, становится водящим, берет у руководителя свисток и выбирает, на кого накинуть покрывало в следующий раз. Так игра может продолжаться бесконечно долго, пока ребята не устанут. В данной игре может участвовать любое количество детей, но нельзя во время движения выходить за поля игровой площадки, а также прятаться где-либо.

Кто хозяин

Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами, воспитывать сплоченный коллектив.

Оборудование: одежда ребят, стулья для каждого участника игры.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель собирает ребят и предлагает занять свои места на стульчиках, которые стоят полукругом. Далее при помощи любой считалочки выбирается ребенок, который покинет комнату. Считалочка может быть такой:

Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-, инте-, интерес,
Выходи на букву С.

Итак, малыш, которого выбрали, должен внимательно осмотреть всех присутствующих и как можно лучше запомнить одежду, в которую одеты участники игры. Затем он покидает комнату на 1–2 минуты, а в это время некоторые ребята снимают пиджак, кофту и другие предметы одежды. По сигналу водящий заходит в комнату внимательно разглядывает ту одежду, которую ему показали. За 20–30 секунд малыш должен определить, чья это одежда. Если ребенок успешно справляется с данным заданием, то он вправе выбирать любого участника на роль водящего, а сам садится на его место. Но в случае, если малышу не удалось угадать хозяина вещей, то он вновь выполняет эту же роль. Побеждает самый находчивый и внимательный ребенок.

Мозаика

Цель игры: развивать мелкую моторику, умение складывать различные картинки с помощью подготовленных деталей разного цвета, повторить название цветов и их оттенков, научить детей работать самостоятельно, выбирая для этого фишки необходимого цвета.

Оборудование: набор мозаики для каждого ребенка, образец выполнения цветочка.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: руководитель предлагает ребятам при помощи мозаики сделать цветок, который показан на образце. Далее понадобится один кружочек желтого цвета, который следует разместить чуть выше центра дощечки. Это будет сердцевина цветка.

Для выполнения лепестков необходимо взять 6–7 кружочков или кусочков мозаики красного или фиолетового цвета. Их следует прикрепить вокруг желтой серединки. Зеленые фишки будут нужны для выполнения стебелька и листьев. Продолжить работу дети смогут самостоятельно. Теперь они могут сделать облака, солнце и что-то другое по желанию. Это помогает развивать самостоятельность и воображение.

В конце занятия необходимо провести подведение итогов, похвалив каждого ребенка за выполненную работу, особо отметив те детали, которые выполнены по собственной инициативе.

В дальнейшем можно предложить детям игру в мозаику с выполнением произвольного сюжета например, строящегося домика, деревьев с яблоками, какого-либо животного). Если у воспитателя есть образцы выполнения определенных предметов, то их следует раздать малышам. Если даже они не смогут повторить рисунок, то выполнят некоторые элементы.

Очень интересно малышам будет узнать, что мозаика не просто игра. Из мозаики выполнены многие произведения искусства в храмах, в московском метро и других местах.

Веселый цыпленок

Цель игры: обучить детей лепить из глины маленького цыпленка, скатывать шарики в руках, накладывать один на другой, закреплять детали между собой, развивать речи детей и активизировать словарный запас.

Оборудование: подготовленная глина для лепки, вода в баночке для смачивания рук, дощечки, влажные тряпочки, образец изготовления цыпленка, перышки для хвоста, горошинки для изготовления глаз, 2 небольшие палочки для ног.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам послушать стихотворение «Гусь и цыпленок» В. Степанова и рассказать, кто им больше понравился и почему. Далее дети начинают объяснять, почему гусь испугался цыпленка, несмотря на то, что тот еще маленький.

Затем руководитель предлагает слепить такого храброго цыпленка и придумать ему имя. Для этого у каждого малыша на столе находится набор для лепки.

Сначала воспитатель говорит малышам, что надо слепить два шарика: один больше, который будет в дальнейшем телом цыпленка, и другой немного меньше – головку птенца. Во время работы руководитель внимательно следит за тем, как дети выполняют детали, напоминает о том, что следует быть очень аккуратными, чтобы не испачкать одежду.

Когда шарики готовы, их следует скрепить между собой так, чтобы маленький находился вверху и немного правее центра. Теперь можно приступать к выполнению хвостика, который изготавливается из подготовленных перышек.

Следующим этапом малыши учатся делать небольшой гребешок и клювик, который выполняется путем прищипывания пальцами. Ножки выполняются из небольших тоненьких веточек. Глазками станут подготовленные бусинки.

Наконец цыпленок готов. Теперь воспитателю следует оценить все работы и похвалить ребят. Полученные цыплята могут стать игрушками, при помощи которых дети смогут инсценировать некоторые сказки, например словацкую народную сказку «У солнышка в гостях» в переводе С. Могилевской.

Найди пять отличий

Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами. Развивать речь детей. Активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.

Оборудование: свисток для воспитателя.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: руководитель предлагает ребятам проверить свою память. Для этого при помощи любой считалочки выбирается ребенок, который будет играть главную роль в данном упражнении. Считалочка может быть следующей:

Ехал поезд по грибы,
Пересчитывал столбы,
У последнего столба
Он увидел два гриба:
Боровик и шампиньон.
Кто не верит,
Выйди вон!

(В. Волина)

Далее ребенок, которого все выбрали, становится так, чтобы его все хорошо видели, и дети стараются как можно лучше запомнить все элементы его одежды. Затем малыш выходит за дверь и делает 5 небольших изменений в одежде например, подворачивает рукав, прячет воротник рубашки под пиджак, расстегивает одну из пуговиц и др).

По истечении 1 минуты он возвращается в комнату, и ребята должны в течение короткого времени найти те 5 изменений, которые произошли. Малыш, заметивший большее количество отличий, становится водящим и следующим выходит из игровой комнаты, чтобы что-либо изменить в своей одежде.

Клоун

Цель игры: развивать активного словаря детей, внимания, памяти, умения запоминать и повторять не только определенные фразы, но и интонацию, с которой они были произнесены.

Оборудование: красный нос и яркая клоунская шляпа.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам сыграть вместе. Но сначала следует выбрать водящего, которым в первый раз должен стать наиболее активный малыш (он и будет выполнять различные действия).

Далее руководитель просит выйти еще одного ребенка, который будет клоуном, т. е. должен точно повторять выполненные ранее действия.

По сигналу воспитателя водящий начинает бегать, подходить к ребятам, что-либо их спрашивать, обнимать и пожимать руку. А малыш, которого выбрали на роль клоуна, должен стараться все повторить.

Это задание выполнить довольно сложно, поэтому сначала дети не смогут все повторить в точности. Но после проведения нескольких серий игр малыши станут не только более внимательными и сообразительными, но и более активными.

В случае, если игра окажется сложной для данного возраста, ее можно упростить. Например, попросить ребят повторять только движения водящего или только его слова. Так при помощи данного занятия можно развивать не только память, но и способности детей.

Секретный агент

Цель игры: развивать память, внимание, умение замечать даже небольшие изменения, расширять словарный запас детей.

Оборудование: темные очки и свисток, игрушечная рация.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам сыграть всем вместе в очень увлекательную игру, которая называется «Секретный агент». Правила ее заключаются в том, чтобы запомнить и передать информацию по рации.

Сначала выбирают наиболее активного ребенка на роль секретного агента и еще одного малыша, который будет его помощником. Далее все остальные участники игры выстраиваются в шеренгу в произвольном порядке.

Задача секретного агента – снять темные очки на 15–20 секунд и запомнить за это время, кто за кем стоит. По истечении данного времени он поворачивается к своему помощнику и по рации перечисляет имена в том порядке, в каком стояли дети. Помощник внимательно слушает и проверяет, зачисляя за каждый правильный ответ по 1 очку.

В это время несколько человек в ряду меняются местами. Когда агент повернется вновь, то должен будет заметить, кто стоит не на своем месте. За каждый верный ответ он награждается еще 1 очком.

В конце тура все подсчитывают количество набранных очков и выбирают нового водящего на роль секретного агента. Он зарабатывает очки таким же способом. Так игра продолжается 15–20 минут, а затем выявляется самый наблюдательный и способный хорошо запоминать ребенок, т. е. набравший наибольшее количество очков.

Проверь свою память

Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами, навыки ребят к вычислению.

Оборудование: большой лист ватмана, разделенный на 12 равных прямоугольников таким образом, чтобы по горизонтали находилось по 4 клетки, а по вертикали – по 3; 12 небольших картинок с изображением животных или любых предметов, знакомых детям, такие же наборы картинок для детей с небольшой таблицей с 12 ячейками.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: руководитель собирает ребят вместе и предлагает им занять свои места за столиками. Сначала ребятам следует разделиться на 3 группы. Далее воспитатель просит детей внимательно рассмотреть те картинки, которые лежат на столе, и ответить, что на них изображено.

Когда все ребята будут готовы к игре, руководитель вывешивает подготовленную таблицу на магнитную доску и начинает располагать подготовленные рисунки в ячейки в произвольном порядке. Когда работа будет выполнена, ребята внимательно начинают рассматривать последовательность расположения предметов и старются ее запомнить.

После этого воспитатель просит обратить особое внимание на верхний ряд, а через несколько секунд закрывает его. Дети не в состоянии запомнить сразу 12 предметов, поэтому в своих таблицах они выкладывают сначала верхний ряд.

Далее подобная работа проводится со средним и верхним рядом.

Когда малыши заполнят все ячейки своей таблицы, воспитатель может начинать игру, правила которой заключаются в том, чтобы определить, что изменилось в предметах. Для этого малыши закрывают глаза и считают до пяти, а когда открывают их, то должны увидеть, какие 2 предмета изменили свое местоположение. В этом им хорошо поможет та таблица, которую они самостоятельно заполнили.

Таким образом ребята при помощи сравнения образцов учатся находить различия.

Веселый зоопарк

Цель игры: развивать память, быстроту мышления, наблюдательность, умение четко и понятно рассказать о местоположении определенных предметов.

Оборудование: большое покрывало, несколько игрушек-животных (слоненок, львенок, котенок, собачка, зайчонок, лягушонок и др.); стульчики для детей.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям занять свои места на стульчиках, которые расставлены полукругом.

В центре необходимо заранее произвольно разложить игрушки и накрыть их покрывалом.

Затем руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что необходимо подробно описать, что лежит под одеялом.

Далее воспитатель на 15–30 секунд открывает спрятанные игрушки, а дети их внимательно рассматривают и пытаются как можно лучше запомнить. Затем необходимо все снова закрыть и попросить ребят рассказать, что они увидели, с какой стороны располагалась та или иная игрушка, в каком положении она находилась.

Так дети не только учатся развивать свою память и наблюдательность, но и хорошо говорить, что очень важно при подготовке к школе.

Если ребята хорошо справляются с данным заданием, его можно слегка усложнить, увеличив количество игрушек или поменяв их местами.

Замри

Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, артистичность, сообразительность и другие качества ребят, активизировать пассивный словарный запас.

Оборудование: спортивный свисток.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам занять свои места на подготовленных стульчиках, чтобы выслушать правила новой игры, которая называется «Замри». Когда все дети готовы внимательно слушать, руководитель может начать объяснения.

Первым этапом необходимо выбрать водящего, который будет произносить следующие слова: «Ветер дует – море заволновалось. Ветер стих – и море успокоилось». После произнесения первого предложения дети начинают бегать по игровой площадке, выполнять произвольные движения, выражать при помощи мимики разные эмоции.

Но когда водящий произнесет слова: «Ветер стих – и море успокоилось», все участники замирают и остаются в таком положении как можно дольше.

Когда все замерли, водящий проходит мимо каждого ребенка и старается запомнить, в каком положении он находится, и следит за тем, чтобы никто не пошевелился. Если кто из ребят поменяет позу или зашевелится, когда водящий смотрит на него, то он выходит из игры.

Следующим этапом выбирается новый водящий, которым становится тот ребенок, который смог дольше всех продержаться, не изменяя своего положения.

Художник

Цель игры: развивать внимательность, память, мелкую моторику, побуждать к стремлению рисовать самостоятельно и повторять некоторые элементы за другими детьми, научить сосредотачиваться на определенном предмете.

Оборудование: 2 больших листа формата А2, краски акварельные или гуашевые трех основных цветов, кисточки, альбомные листы для каждого ребенка, баночки с водой.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает малышам немного порисовать, но сначала необходимо занять свои места и внимательно рассмотреть то, что находится на столах. Ребята разглядывают все предметы и спрашивают, что же сегодня они будут рисовать.

Для того чтобы ввести элемент игры, можно загадать детям несложную загадку, отгадав которую, они узнают, что будут сегодня изображать. Вместо загадки можно использовать и наводящие вопросы, например следующие.

1. Где вы живете?

2. Спасает ли это здание от ветра и холода?

3. Как называется здание, в котором расположено несколько десятков квартир?

Когда ребята поймут, что темой занятия станет рисование домика, то руководитель может рассказать правила игры, которые заключаются в том, чтобы в точности повторить тот рисунок, который они увидят на доске.

Итак, дети берут в руки кисточки и подготавливают к рисованию краски. В это время воспитатель рисует домик на большом листе, но использует для этого разные краски. Ребята внимательно рассматривают рисунок и стараются запомнить, как именно изображен дом, какие цвета для этого были использованы.

Затем руководитель переворачивает лист картинкой внутрь и просит детей повторить данный рисунок на своих листах. На это отводится около 5–8 минут. Затем все работы проверяются и оцениваются воспитателем. Выбираются самые похожие рисунки. Следующим этапом выбирается самый внимательный ребенок, который и рисует на большом листе любой предмет по своему усмотрению. Когда ребята запомнят его, начинают по памяти повторять на своих листах. Так воспитатель выявляет в своей группе самого наблюдательного и внимательного.

Назови имя

Цель игры: развивать речь детей, внимание, память, умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации.

Оборудование: альбомные листы с нарисованными цифрами от 1 до 15, расположенные на полу в виде дорожки.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель собирает ребят вместе и предлагает сыграть в игру, но сначала следует рассчитаться на «первый-второй». Затем первые номера делают три шага вперед, а вторые остаются на месте. Таким образом руководитель получает 2 одинаковые команды, в которых необходимо выбрать капитанов.

Когда подготовка к игре завершена, воспитатель начинает объяснять ее правила, которые заключаются в том, чтобы назвать как можно больше имен или названий на заданную тему. Каждое слово сопровождается одним шагом по подготовленной полосе (альбомные листья расположены на полу по порядку), поэтому ребята могут, не считая, сразу определить количество ответов. Задания могут быть следующими:

– назови мужские имена;

– назови женские имена;

– назови фрукты;

– назови овощи;

– назови породы рыб;

– другие.

Не стоит забывать о том, что шаги нужно делать равномерно, не останавливаясь на долгое время. Каждый ответ должен звучать четко и громко, а присутствующие обязаны следить, чтобы версии не повторялись. Выигрывает команда, участники которой набрали большее количество очков (их подсчитывает воспитатель и записывает полученные результаты на доске).

Знакомство

Цель игры: познакомить ребят друг с другом, налаживать дружеские отношения, развивать внимание, память, сосредоточенность, быстроту мышления и другие качества детей.

Оборудование: стулья, расставленные полукругом.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: подобная игра может проводиться в тех группах, в которые поступило достаточно много новых детей или которые были по разным причинам расформированы.

Руководитель предлагает детям занять места на стульях, которые расставлены полукругом, чтобы каждый ребенок мог видеть всех собравшихся. Затем воспитатель объясняет малышам, что сегодня они не только познакомятся друг с другом, но и узнают много нового о своих сверстниках.

Для этого ребенку необходимо просто назвать свое имя и повторить имя двух детей, сидящих справа. Например, Коля говорит свое имя. Следующим свое имя называет Света и повторяет имя Коли. Далее ребенок, находящийся левее, говорит свое имя, повторяет имена Светы и Коли. Так ребята запоминают имена всех присутствующих детей.

Игру можно немного разнообразить, если предложить малышам задать друг другу вопросы. Когда ребенок ответит на поставленный вопрос, он получает право задать следующий тому, кому пожелает.

В данной игре необходимо следить, чтобы вопросы не были однотипными и не задавались одним и тем же детям. Тему, которой должны придерживаться ребята, воспитатель может заранее указать. Например, «Когда ты был маленьким...» или «Что ты любишь делать, когда...».

У кого память лучше

Цель игры: показать детям несколько способов для улучшения памяти, научить самостоятельно развивать мышление и внимание, развивать речь детей и приучать общаться со сверстниками.

Оборудование: альбомные листы, на которых изображены различные предметы, например арбуз, дерево, мяч, колодец, солнце, мальчик, ведерко.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам проверить свою память. Для этого все рассаживаются на свои места и внимательно слушают. Руководитель говорит, что сейчас необходимо запомнить те слова, которые будут произнесены. Причем повторить нужно их затем в том же порядке, в каком они прозвучали.

Следующим этапом воспитатель показывает подготовленные рисунки с интервалом в 10 секунд и говорит, что на них изображено. Все остальные внимательно слушают. Затем руководитель просит ребят назвать последовательность показанных картинок.

Если дети легко справляются с данным заданием, то его можно немного усложнить, увеличив количество показанных предметов. Но в случае, если ребятам данная игра кажется невыполнимой, то руководитель должен помочь детям научиться запоминать последовательность предметов.

Для этого нужно просто из предложенных картинок составить небольшое предложение или текст. Например, всем показывается серия предметов, изображенных на альбомных листах: арбуз, дерево, мяч, колодец, солнце, мальчик, ведро.

Все эти слова довольно разные и поэтому запомнить последовательность сложно. Но если показать ребятам способ для запоминания, то дети легко справятся с ним. Текст может быть следующим: «В нашем огороде вырос большой арбуз около любимого дерева, под которым лежал мяч. А в колодце днем отражалось солнце, его все время хотел поймать мальчик небольшим игрушечным ведром».

Такую игру можно проводить довольно часто, меняя при этом слова и картинки.

Цветная таблица

Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами, повторить названия цветов и их оттенков, развивать речь детей.

Оборудование: большой лист ватмана, разделенный на 12 равных прямоугольников таким образом, чтобы по горизонтали находилось по 4 клетки, а по вертикали – по 3; 12 небольших карточек разных цветов и оттенков.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель помещает большую таблицу на магнитную доску и просит ребят посчитать, сколько клеток они видят в верхнем ряду, затем в среднем и нижнем. После этого руководитель раскладывает на столе разноцветные карточки и просит ребят назвать цвета или их оттенки.

Далее воспитатель при помощи детей, которые предлагают взять в руки карточку с тем или иным цветом, заполняет пустые клетки таблицы. Когда карточки закончатся, дети внимательно разглядывают получившееся полотно и запоминают, в каком порядке расположены цвета.

Затем руководитель снимает карточки и просит ребят восстановить порядок цветов. Причем делать это желательно по одному ряду, чтобы ребятам было проще вспомнить расположение карточек.

Для того чтобы проверить наблюдательность малышей, можно предложить им следующее задание. Воспитатель просит ребят закрыть глаза на несколько секунд (в это время он помещает в ячейки 2 одинаковые карточки), а затем очень быстро найти парные карточки, т. е. одного цвета. Те ребята, которые сделают это первыми, и побеждают в этом туре.

Веселые цифры

Цель игры: познакомить детей с цифрами от 1 до 10, повторить счет в прямом и обратном порядке. Развивать память, мышление, внимательность, сосредоточенность и другие качества детей.

Оборудование: цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, нарисованные на белых листах, для каждого ребенка.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в необходимости выложить на столе тот же ряд цифр, который будет показан руководителем.

Ребята занимают свои места за столиками и внимательно рассматривают те наборы цифр, которые лежат на них. Затем воспитатель просит ребят разложить карточки по порядку от 1 до 10 и назвать их. Когда все дети справятся с заданием, можно его немного изменить, предложив выложить карточки в обратном порядке от 10 до 1.

Следующим этапом малыши должны выложить на столе ту же комбинацию из 2–3 цифр, какую покажет руководитель. В игре побеждают те дети, которые безошибочно выкладывают двух– и трехзначные цифры.

Если ребятам такая игра понравилась, то в качестве своеобразного водящего может выступить один из них. Но при этом нужно не просто показывать карточки, но и называть числа, которые получились.

Вспомни пословицу

Цель игры: развивать у ребят внимание, память, сообразительность, умение быстро реагировать в сложившейся ситуации, расширять словарный запас детей, повторить пословицы, которые знакомы малышам.

Оборудование: карточки с ключевыми словами из пословиц (рыбка, телега, язык, зайцы, отмерь, завтра, друзья и т. д.).

Возраст: 6 лет.

Ход игры: воспитатель просит детей разделиться на 2 команды и придумать название каждой. Затем руководитель предлагает командам по очереди сказать несколько пословиц или поговорок. Когда ребята поймут, о чем пойдет речь во время игры, можно объяснить им правила.

Руководитель показывает каждой группе ребят карточку со словом, а они должны вспомнить пословицу или поговорку, в которой оно употребляется, например:

1) телега (готовь сани летом, а телегу – зимой);

2) язык (язык до Киева доведет);

3) рыба (без труда не вынешь и рыбку из пруда);

4) зайцы (за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь);

5) поле (один в поле не воин);

6) отмерь (семь раз отмерь – один раз отрежь);

7) завтра (не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня);

8) друзья (не имей сто рублей, а имей сто друзей);

9) лук (лук от семи недуг);

10) ученье (ученье – свет, а неученье – тьма) и так далее.

Руководитель по очереди дает задание каждой команде. Если ребята ответили верно, то они получают 1 очко. Если правильного ответа не последовало, то ребята пропускают ход.

Юный сказочник

Цель игры: познакомить ребят с правилами игры в детское домино, развивать речь, воображение и память малышей, уделить особое внимание особенностям построения сложных предложений.

Оборудование: 28 карточек детского домино, на которых изображены различные предметы и игрушки.

Возраст: 7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам создать команду игроков, в которой должно быть не более 8 человек, и раздает всем домино. Каждому участнику достается по 4 карточки.

Сначала один из игроков выкладывает на стол какую-либо карточку, например «телефон – собака». Теперь ему необходимо придумать предложение, в котором использовались бы данные слова: «Когда у меня зазвонил телефон, собака сразу громко залаяла».

Следующий участник кладет карточку домино, на одном из квадратов которой изображен телефон или собака, а на другом изображено, например, солнце. Теперь ему следует придумать предложение, в котором былобы упоминание собаки и солнца: «Но когда собака лаяла, солнце еще ярко светило на небе и не собиралось скрываться за тучку».

Таким образом, в процессе игры у ребят получается целая импровизированная сказка, каждое предложение которой плавно вытекает из предыдущего, (далее необходимо выкладывать карточку, чтобы изображения вновь совпадали).

Если у ребенка нет необходимой картинки, то он пропускает ход.

Выигрывает малыш, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.

Если в игре участвуют только 4 или 5 человек, то на столе должны остаться несколько карточек, перевернутых картинками вниз. Они будут служить запасными для тех ребят, у которых во время игры не оказалось нужного изображения.


Скороговорщики

Цель игры: развивать внимание, память, наблюдательность, быстроты мышления, обучить детей быстрому и четкому произношению скороговорок.

Оборудование: карточки с написанными на них скороговорками для тех детей, которые уже умеют читать.

Возраст: 6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям проверить, насколько хорошо они знают, что такое скороговорки и как быстро умеют их говорить. Для этого ребята должны вспомнить те скороговорки, которые им уже знакомы. Но сделать это нужно не столько быстро, сколько четко, чтобы все дети поняли смысл.

После этого руководитель говорит малышам новую скороговорку, слова которой все потом разучивают и учатся произносить четко и быстро.

Теперь, когда дети поняли, что такое скороговорка, они могут разделиться на две группы и посоревноваться между собой, выявив самых четко говорящих детей.

Игру можно провести и следующим образом. Команды по очереди говорят новую скороговорку. Та группа детей, у которой больше нет вариантов, проигрывает.

Но не стоит забывать о том, что данное занятие направлено прежде всего на выработку четкого произношения.

Категория: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ | Добавил: admin | Теги: развивающие игры для дошкольников, развиваем детей в игре, досуг для детей, занятия в ДОУ, дидактические игры для детей, игры в детском саду
Просмотров: 2638 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru