Дидактические задачи. Закреплять представления детей о настоящем,
прошедшем, будущем времени. Проверить знание соответствующих слов: есть,
сейчас, сегодня— настоящее время; вчера, было — прошедшее время; завтра, будет
— будущее время.
Игровая задача. Узнавать,
какое время настоящее, прошедшее, будущее.
Игровые действия. Определить,
в какое время происходит, происходило, будет происходить действие, явление,
событие.
Правила игры. Внимательно
слушать загадки. Подумать и только после этого отвечать. Объяснить
правильность ответа.
Оборудование. Тексты, составленные
воспитателем. Контрольные значки трех цветов, каждый из которых обозначает то
или иное время. (В качестве
значков могут быть флажки, кружки, ленточки, треугольники и др.)
Контрольные
полосочки и кружки для отметки.
Ход игры
Воспитатель. Вы уже многое знаете о времени:
о сутках, неделе, месяцах, временах года. А есть еще такие слова, которые
обозначают разное время: настоящее, прошедшее, будущее.
Например, я
скажу: «Собачка бежит». Это происходит сейчас, вы видите, как собачка бежит. Я
говорю: «Дети сегодня хорошо рисуют». Когда? Сейчас, сегодня. Сейчас, сегодня
обозначает настоящее время, то, что есть, происходит сейчас, сегодня.
Слушайте:
«Сегодня дети поют новую песню». Когда? В какое время? Почему вы думаете, что
это происходит в настоящее время? (Предполагаемый ответ: «Вы сказали
«сегодня».)
«Вчера дети
пели песню про зайчика». Какое время? Когда это было? Это — прошедшее время.
То, что уже прошло, и обозначено словом вчера или было.
«Завтра дети
получат новые игрушки». Какое это время? Будущее, оно еще не наступило,
обозначается словами завтра, скоро, будет.
А теперь
будем играть. Я буду что-то говорить, а вы узнавать, про какое время я говорю:
про настоящее, про то, что есть сейчас, сегодня; или про прошедшее время, то,
что уже прошло, чего уже нет, что обозначено словами было, вчера;
или про будущее — что еще будет завтра.
Чтобы
правильно ответить, нужно подумать.
Послушайте:
«Собачка бежала вчера». (Ответ: «Собачка не бежит, а бежала, не сегодня, а
вчера. Это уже было и прошло. Слова было, вчера обозначают
прошедшее время, то, что уже прошло, чего уже больше нет».)
А если
сказать: «Завтра собачка прибежит». (Ответ: «Этого еще нет, но будет, это
ожидается. Слова будет, завтра обозначают
будущее время, то, что еще будет».)
Педагог
подтверждает, что дети правильно указывают время и слова, которыми оно
обозначается. «Дальше играть будем так: все вы будете показывать время значками:
настоящее — голубым цветом, прошедшее — серым цветом, будущее— красным цветом.
По значкам сразу будет видно, кто правильно показывает время.
Начали!
Сегодня дети
идут в школу.
Вчера мы
приехали с дачи.
Завтра к нам
в детский сад придут пионеры.
Птичка
устраивает гнездышко.
Скоро в нем
появятся птенчики.
Сегодня
ребята строят из кубиков
большой
корабль.
Вчера в
детский сад приходили пионеры. Дети катаются на лыжах. Вчера дети были в
театре.
Примечание. Представления
о настоящем, прошедшем и будущем времени можно не формировать сразу в одной
игре, а провести три игры отдельно.