Дидактические задачи. Узнать и
назвать в разных по содержанию предметах материал, из которого
предметы-игрушки сделаны (дерево, стекло, металл, пластмасса). Назвать
предметы разного содержания обобщающим словом по признаку материала. Возбудить
у детей интерес и желание узнать, почему человек делает предметы из разного
материала.
Игровая задача. Получить билет
и поехать в путешествие за ценными находками.
Игровые действия. Доставать
из мешочка предмет, показывать детям, называть его и материал, из которого он
сделан. Получить билет для путешествия за ценными находками. Распределиться
(по желанию) на группы путешественников и выбрать материал, из которого будут
собирать ценные находки. Путешествие по комнате, поиски и сбор ценных находок.
Возвращение из путешествия и показ ценных находок. Нахождение одного
обобщающего слова, которым можно назвать разные предметы, сделанные из одного
материала (умственные действия).
Правила игры. Не переходить
из одной группы путешественников в другую. Помнить, что искать и собирать
находки можно только из одного материала. Не мешать друг другу, в случае необходимости
— помогать. С находками обращаться осторожно, укладывать красиво. По гудку
(условный сигнал) возвращаться из путешествия и, выложив ценные находки на столики,
сказать, из какого материала все предметы сделаны.
Оборудование игры. Корзиночка,
поднос, мешочек и др.
Предметы-игрушки из дерева;
матрешка, шарик, коробочка, ложка, подносик, стаканчик;
предметы-игрушки из стекла:
шарик, птичка, стаканчик, розетка, бутылочка, коробочка для чая, вазочка;
предметы-игрушки из металла:
колокольчик, машинка, труба, стаканчик, лодочка;
предметы-игрушки из пластмассы:
погремушка, птичка, лодочка, свисток, шарик.
Ход игры
Воспитатель (с интонацией
радости, удивления). Смотрите, опять «чудесный мешочек» у нас! Да не один, а
два. В чем дело? (Вопрос вызывает интерес у детей.)
Ах вот что! В маленьком мешочке
какие-то билетики. В том, который побольше, предметы, может быть, и игрушки...
Мы уже играли с «чудесным мешочком».
Помните, каждый предмет или игрушка рассказывал сам о себе — какого он цвета,
формы... А сегодня нужно, достав предмет или игрушку из мешочка, посмотреть,
показать всем ребятам и назвать его, сказать, из какого материала сделан
предмет или игрушка. Кто правильно узнает и назовет материал, тому маленький
мешочек даст билетик для путешествия за ценными находками из разных материалов.
Кто хочет получить из «чудесного мешочка» чудесный билетик для путешествия?
Вызвав активный интерес, оживление,
желание получить билетик, воспитатель рассказывает о правилах игры и тем самым
устанавливает порядок ее проведения.
Несколько детей достают из
большого мешочка одинаковые стаканчики, называют предмет и, узнав материал,
получают билетики.
Убедившись, что дети поняли задачу,
воспитатель говорит: «Маленький «чудесный мешочек» каждому даст билетик,
который будет вам напоминать, из какого материала нужно искать вещи-предметы. В
комнате у нас много разных предметов и из разных материалов. Кто будет
собирать предметы из дерева, получает поднос; кто будет собирать предметы из
металла, будет класть их в мешочек; а кто — из стекла и пластмассы — в
коробочки. А теперь до свидания! Ищите ценные находки из разных материалов и
привозите их на эти четыре столика».
Оживленно, весело, веря в
«правду игры», дети отправляются на поиски.
Материал не всегда выступает
отчетливо, иногда возникают сомнения. Например два стаканчика: один прозрачный
из стекла, другой прозрачный из пластмассы. Общее у них — форма, величина,
прозрачность. Рассматривая, беря предметы в руки, дети убеждаются в том, что
они из разных материалов, потому что один тяжелее другого. «Умная догадка»
углубляет интерес и, еще не зная о качествах разных материалов, многие дети
ищут их различие. В этом и заключается возникновение интереса, потребность в
знании, выражаемая в вопросе «Как узнать, из какого материала игрушка или
предмет?».
Таким образом, в решении
игровой задачи заложены условия для развития познавательных интересов,
осуществления дидактических задач.
По сигналу — гудку дети возвращаются
из путешествия. Они расставляют, раскладывают игрушки, предметы на столах. Все
предметы, игрушки знакомы им, но видят их дети по-иному — по признаку
материала.
Воспитатель поощряет детей,
поддерживает игровой замысел, игровое настроение: «Все путешественники нашли
очень ценные находки! Сейчас они будут называть предметы и материал, из
которого они сделаны».
Дети смотрят и слушают внимательно,
с интересом, непреднамеренно учатся друг у друга.
Воспитатель. Умные путешественники,
а я вам задам задачу потруднее. Подумайте, нельзя ли назвать одним словом
разные предметы, если они сделаны из одного материала. Не торопитесь,
думайте... (Игровое действие в уме.)
Дети. Игрушки и предметы из
дерева — деревянные; из стекла — стеклянные; из металла — металлические.
(Решение «трудной задачи» вызывает у детей интеллектуальное
удовлетворение,радостьуспеха.)