Мы уже говорили о тесной взаимосвязи 
мышления с другими функциями. Исходя из этого, на самых ранних этапах 
развития малыша для развития предпосылок мышления целесообразно 
применять игры и упражнения, уже описанные в предыдущих разделах. Здесь 
мы приведем некоторые игры, направленные на развитие мышления в более 
старшем возрасте. 
 
 • ЧТО ЛИШНЕЕ? • 
Цель игры: развитие способности к обобщению. 
Возраст детей: от 2,5-3 лет. 
Инструкция и ход игры: ребенку 
предлагается исключить лишний предмет (картинку, понятие) из 
предлагаемого ряда. Сначала для игры можно использовать различные 
игрушки. Количество варьируется в зависимости от успехов ребенка (от 3 и
 более). Затем можно перейти к реальным предметам, находящимся в поле 
зрения ребенка (например, предметы мебели, посуда). Далее ребенок 
воспринимает предлагаемый ряд на слух. 
В этой игре важно, чтобы ребенок аргументировал свой выбор, даже если он это сделает на основании несущественных признаков. 
 
 • КТО ГДЕ ЖИВЕТ? • 
Цель игры: развитие способности к обобщению и классификации на основании существенных признаков. 
Возраст детей: от 2,5-3 лет. 
Инструкция и ход игры: для игры 
необходимо подготовить карточки с изображением объектов, относящихся к 
различным категориям (животные, грибы, посуда и т. д.). Карточки 
перемешиваются и раскладываются перед ребенком. 
Взрослый спрашивает: «Кто где живет? Кто 
живет в зоопарке? Что на кухне? Что в корзинке?» И т. д. Ребенку 
требуется разложить предметы по соответствующим группам. Для наглядности
 можно также использовать картинки с изображением «мест обитания». 
 
 • УГАДАЙ-КА! • 
Цель игры: научить ребенка соотнесению понятий и категорий, к которым объекты принадлежат, развитие функции обобщения. 
Возраст детей: от 2,5-3 лет. 
Инструкция и ход игры: взрослый 
загадывает определенное слово, а ребенок пытается его отгадать, задавая 
взрослому вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». 
Потом игроки меняются ролями. Для 
зрительной опоры можно загадывать не отвлеченные слова, а один из 
предметов, изображенных на предварительно подготовленных карточках или 
находящихся в комнате. 
 
 • НАЙДИ ПОХОЖЕЕ • 
Цель игры: развить способность к группировке объектов по предложенному признаку. 
Возраст детей: от 2,5-3 лет. 
Инструкция и ход игры: для игры 
нужны карточки с изображением различных объектов, причем отдельные 
группы объектов должны обладать общими признаками (несущественными). 
Например, в группу «Полосатые» могут входить зебра, полосатый шарф, 
арбуз и т. д. Карточки перемешиваются и раскладываются перед ребенком, 
ему предлагается взять одну из них. «Как ты думаешь, какие из карточек, 
находящихся на столе, можно положить рядом с твоей карточкой? Что у них 
общего?» 
 
 • КТО (ЧТО) КЕМ (ЧЕМ) БУДЕТ? • 
Цель игры: развивать общий кругозор, способность выстраивать простые логические цепочки. 
Возраст детей: от 3,5-4 лет. 
Инструкция и ход игры: взрослый задает ребенку вопросы, а ребенок отвечает. Например: 
Кем будет яйцо? (Может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.) 
– цыпленок – петухом; 
– мальчик – мужчиной; 
– теленок – коровой или быком; 
– бумага – книгой; 
– снег – водой; 
– вода – льдом; 
– семечка – цветком; 
– мука – блинчиками; 
и т. д. 
Можно провести игру-наоборот: «Кто кем был?». Лошадь – жеребенком; цветок – семенами и т. д. 
 
 • СОБЕРИ ПРЕДМЕТ • 
Эта игра направлена на развитие функции 
обобщения, а также формирование умения выделить существенный признак у 
ряда предметов и умения объединять их в одну категорию. 
Возраст детей: от 3,5-4 лет. 
Инструкция и ход игры: ребенку 
предлагается поиграть в волшебника и соединить части предметов, чтобы 
получился целый объект. Эти части могут быть изображены на картинках. На
 более позднем этапе ребенок воспринимает слова на слух. Например: 
ствол, ветки, листья собираются в дерево. 
После того как все предметы сложены, можно пофантазировать вместе с ребенком и сочинить сказку, используя эти предметы. 
 
 • ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ ПО ОПИСАНИЮ • 
Цель игры: развитие активного и пассивного словарного запаса, стимулирует речевую активность, тренирует собранность и внимательность. 
Возраст детей: от 3,5-4 лет. 
Инструкция и ход игры: эта игра 
отчасти похожа на игру «Угадай-ка». Отличие в том, что взрослый и 
ребенок не отвечают на вопросы, чтобы отгадать предмет, а описывают его,
 употребляя как можно больше прилагательных. 
 
 • ЧЕМ ПОХОЖИ ПРЕДМЕТЫ? • 
Цель игры: расширить общий кругозор, научить находить сходства и различия между предметами, выделяя различные признаки предметов. 
Возраст детей: от 3,5-4 лет. 
Инструкция и ход игры: ребенку 
предлагаются два понятия (предмета). Нужно найти и назвать их общие 
черты. Для зрительной опоры можно использовать картинки. Например: «Что 
общего между столом и карандашом? Они оба деревянные, оба сделаны 
человеком, оба неживые, оба находятся в этой комнате». 
Аналогично можно построить игру с нахождением отличий. 
 
 • А НАОБОРОТ? • 
Цель игры: развить не только мышление ребенка, но и существенно помочь ему расширить словарный запас. 
Возраст детей: от 3-4 лет. 
Инструкция и ход игры: к 
предлагаемому слову (картинке) ребенку нужно подобрать антоним. 
Изначально можно пользоваться соответствующими картинками, затем слова 
воспринимаются ребенком на слух. При этом можно вводить такие 
абстрактные понятия, как счастье, любовь, жизнь и т. д. 
	
	
	 |