Название игры, цель
Содержание и методические рекомендации
«О ком? О чем?» Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте.
Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы: О каком объекте идет речь? Какими признаками наделен объект? Какие действия он совершал? Какой вывод сделал автор?
Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.
«Доскажи словечко» Учить детей подбирать рифмующиеся слова.
Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый
слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать
дети.
Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос.
Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму
«Склад-несклад» Учить детей подбирать рифму к заданному слову.
Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала).
Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом.
Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.
«Чистоговорки» Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.
Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним.
ПР: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща.
Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.
«Сочини дальше» Учить детей подбирать рифму к заданному слову.
Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.
ПР: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень».
Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы».
ПР: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень».
Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они
должны составить двустишье про изображенный на картинке объект.
«Исправь меня» Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.
Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно
допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно
произносят заданное предложение, фразу.
Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя.
«Сочиним стишок и его запишем» Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами.
Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами.
Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна
располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного
стихотворного текста.
С помощью схематической фиксации текста можно работать над
интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных
условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса,
восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т.д.
«Дразнилка» Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.
Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного
мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с
уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика -
украшалка, потерялка, и т.д.).
Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»). |