Все предложенные игры направлены на развитие зрительной памяти, концентрации зрительного внимания, развитие устойчивости взгляда.
• НАЙДИ ИГРУШКУ •
Возраст детей: от 1 года и ранее.
Инструкция и ход игры: сначала на
глазах у ребенка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним
пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить: под какой
же игрушка? Сосредоточенное выражение его лица покажет, что он старается
вспомнить, куда ее спрятали. Наконец он сдернет пеленку и обрадуется,
что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем игрушку
всегда кладут под одну и ту же пеленку. А потом, уже под наблюдением
малыша, ее прячут под другую. И хотя карапуз все прекрасно видел,
какое-то время он все же будет искать игрушку на прежнем месте. Так
происходит потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти.
Позже, от 1 до 1,4 года, время поиска сокращается: теперь малыш помнит,
куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может
сообразить, что она под пеленкой.
• ПРЯТКИ •
Возраст детей: от 1 года.
Инструкция и ход игры: самый простой
вариант – набросить на свое лицо платок и спросить: «Где мама?», а
потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть
постарше можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или
спинку кровати. Когда мама «исчезает», память крохи сохраняет ее образ, а
когда появляется вновь, малыш испытывает неподдельную радость от
совпадения этого образа и маминого облика наяву.
Главной задачей описываемых ниже игр, помимо развития зрительной памяти, является также развитие пространственных представлений.
• НАЙДИ ТАЙНИК •
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: взрослый
показывает ребенку 4-5 хорошо знакомых ему мест в комнате. Затем ребенок
уходит в другую комнату, а взрослый прячет игрушку в одном из этих
мест. После этого взрослый зовет ребенка и говорит:
«Зайка-озорник (или любая другая игрушка) спрятался в тайник.
Ну-ка прибеги, зайку отыщи!»
Если ребенок не помнит все
показанные ему места, можно на первых порах подсказать ему, поискать
игрушку вместе. Если ребенок хорошо справляется с задачей, количество
«тайников» можно увеличивать.
• ФОТОГРАФИЯ, ИЛИ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ? •
Возраст детей: от 2 лет.
Инструкция и ход игры: взрослый
расставляет перед ребенком на столе или ковре 5-6 игрушек и просит
ребенка внимательно посмотреть на игрушки, «сфотографировать» их. После
этого взрослый незаметно убирает одну из игрушек и говорит:
«Злой волшебник
сделал невидимкой одного из героев на твоей фотографии. Если ты
вспомнишь этого героя, твоя фотография будет расколдована».
Если ребенок успешно справляется с данным количеством игрушек, их число можно постепенно увеличивать.
Можете поменяться ролями с ребенком: теперь он убирает игрушку, а вы отгадываете.
• ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, ИЛИ ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? •
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: взрослый рассаживает перед ребенком 5-6 игрушек, ставит чашки, блюдца, другую посуду и столовые приборы и говорит:
«У мишки день
рождения. Все гости собрались пить чай. Посмотри внимательно, кто где
расположился. Но вот начался салют, и гости выбежали посмотреть на него,
а когда вернулись, кто-то занял не свое место. Помоги исправить ошибку.
Вспомни, кто где сидел».
В этой игре возможна большая
вариативность. С 1,5 года можно менять местами двух гостей. Если задание
не вызывает затруднений, поменяйте местами две пары.
В более старшем возрасте игру можно
усложнить изменениями в сервировке стола. Причем на начальных этапах
накрывайте на стол вместе с ребенком, в этом случае зрительному
запоминанию будет помогать двигательное.
• УЗОРЫ •
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: для этой игры
понадобятся разноцветные счетные палочки. Взрослый выкладывает на столе
из палочек узор (первоначально палочки – не более 5 – должны быть
одного цвета, затем можно применять разноцветные палочки, увеличивая их
количество), а потом говорит ребенку:
«Посмотри
внимательно на этот узор и постарайся запомнить, как расположены
палочки. Вдруг подул сильный ветер, и все палочки разлетелись. Помоги!
Попытайся восстановить узор».
В этой игре для детей 1,5-2
лет целесообразно выкладывать сюжетные узоры, например, домик или
машинку. Для детей постарше предлагаются абстрактные узоры.
Сначала после «порыва ветра» необходимые
для узора палочки оставляются в беспорядке на столе. Если ребенок легко
складывает из них необходимый узор, можно дать ему возможность выбрать
нужные палочки уже непосредственно из коробки. В этом случае тренируется
избирательность запоминания.
|