Возраст 3–4 года
На что это похоже?Показывайте ребенку и спрашивайте, на что похожи:
• геометрические фигуры или тела;
• кляксы (случайные или сделанные специально);
• «каляки-маляки» младшего брата, абстрактные картины настоящих художников;
• камушки на пляже;
• палочки или коряги в парке или в лесу;
• облака;
• лужи;
• листики, шишки, семена разных растений;
• коробочки необычной формы;
• другие предметы в вашем доме.
На кого из ваших знакомых или любимых персонажей может быть похож:
• случайный прохожий;
• ваш сосед с третьего этажа;
• герой того или иного фильма, мультфильма;
• человек, изображенный на картине, и так далее.
Что ребенку напоминают, на что похожи:
• звуки услышанной мелодии;
• звуки разных инструментов;
• необычный сигнал автомобиля;
• звуки компьютера;
• звук дверного звонка;
• шум вокзала, большого магазина, детской площадки;
• скрип двери;
• хлюпанье босоножек по луже;
• звук упавшего с ветки яблока;
• шелест травы, деревьев;
• раскат грома;
• звуки, издаваемые разными животными.
Что напоминает, на что похожи:
• запах шампуня, духов, крема;
• запах конфеты, йогурта;
• запахи фруктов;
• запахи разных блюд;
• запах подгоревшей яичницы;
• запах незнакомой пряности;
• запахи разных цветов;
• запах метро, большого магазина;
• запах бензоколонки;
• запах цветочного ларька;
• запах булочной;
• запах нового портфеля, новой книжки;
• запах свежевыстиранной простыни;
• запах воздуха после дождя в лесу, в городе;
• другие запахи – приятные и неприятные.
Предложите ребенку закрыть глаза и потрогать разные предметы. На что похожи:
• пушистое одеяло;
• кусочек меха;
• шелковый платочек;
• кусочек наждачной бумаги;
• толстая веревка;
• подушечка для иголок (естественно, пустая);
• пружинка;
• грецкий орех;
• глянцевый журнал;
• пульт от телевизора;
• газета, свернутая в трубочку, и так далее.
Во время подобных игр старайтесь не спорить с
ребенком, не говорить: «А вот и совсем не похоже!» Лучше расспросите
ребенка, почему ему так показалось. Поделитесь своими впечатлениями.
Исключения составляют, пожалуй, только игры с
геометрическими фигурами и телами. Если ребенок говорит, что квадрат
похож на яблочко, он, конечно, не совсем прав. Но в ответ на ваше
недоумение малыш смело заявит: «Это волшебное такое яблочко, ты, что ли,
не понимаешь!» Тогда договоритесь с ним, что пока вы будете сравнивать с
настоящими предметами, а волшебное яблочко нарисуете чуть позже.
Возраст 4–5 лет
Волшебные предметыС
героями сказок, приключенческих книг и фильмов постоянно случаются
всякие невероятные истории. Они попадают в очень сложные, порой
безвыходные ситуации.
Предложите ребенку придумать, какой волшебный предмет
или удивительный прибор он бы хотел подарить герою книги или фильма,
чтобы тому легче было справиться с неприятностями. Какими свойствами
этот предмет должен обладать, как может выглядеть.
Пусть малыш нарисует героя, а рядом с ним – волшебного помощника.
Спросите ребенка, а что бы он сделал, окажись у него в руках такой предмет или прибор.
Рисуем впечатленияКогда
ребенок достаточно хорошо овладеет карандашом и кисточкой, начнет
рисовать не просто человечков, а более сложные жанровые сцены,
предлагайте ему нарисовать по вашей просьбе:
• персонажей любимой сказки (можете заранее обсудить,
как выглядит тот или иной персонаж, во что он может быть одет, в какой
именно момент сказочного действия ребенок хочет его изобразить);
• впечатления от недавнего похода в зоопарк, в цирк, в
театр (вместе припомните, как вели себя животные, кто именно участвовал в
представлении, как были одеты актеры и так далее);
• себя и членов семьи во время поездки к морю, похода на лыжах и так далее.
Возраст 5–6 лет
Воображаем и рисуемПредложите ребенку представить себе и нарисовать:
• пантеон сказочных богов – бога игры, бога веселья, бога плохого настроения, бога ветра, бога еды, бога сна и так далее;
• разных фей и волшебников;
• королей и королев, царей, царевичей, цариц и царевен разных удивительных государств;
• неведомых, несуществующих зверей: известных по сказкам
– гипогриф, соплохвост, слонопотам, тяни-толкай, змей-горыныч; или
выдуманных – геометрин, круглохвост, роговолос, искроглаз, ползун
чешуйчатый и так далее (придумайте сами или вместе с ребенком);
• жителей других планет (можно придумать вместе с ребенком название этих существ или названия планет);
• несуществующие виды транспорта (как земные, так и инопланетные), заранее обсудив, какими свойствами они будут обладать;
• сказочные предметы – волшебные палочки, шапки-невидимки, ковры-самолеты, скатерти-самобранки и многое другое;
• разные города – инопланетные, сказочные (из той или
иной сказки или просто так), настоящие (находящиеся в разных уголках
земного шара);
• известных людей, портреты которых ребенок никогда не видел.
Возраст 4–5 лет
Что и как можно сделатьОбсудите с ребенком, что можно сделать из:
• пластмассовой бутылки из-под лимонада:
– целой;
– с одним, двумя, тремя отверстиями;
– разрезанной вдоль или поперек, на равные или неравные части;
– не одной, а двух-трех одновременно;
– с использованием не менее двух, но не более четырех других предметов;
• коробки от конфет (с соблюдением одного или нескольких дополнительных требований – см. выше или придумайте сами);
• круглой коробки из-под плавленого сыра;
• жестяной банки из-под кофе;
• крышек от бутылок или банок;
• спичечных коробков (одного, двух, десяти);
• проволоки, веревочек, палочек;
• деревянной ложки и лоскутка;
• шишек (одинаковых или разных);
• гладкой досочки;
• разноцветных кусочков оргстекла, кожи, ткани;
• разноцветных ватных шариков;
• пуговиц;
• старой варежки, перчатки, носка, вязаной шапки;
• ненужных малышовых кубиков, из которых ваш ребенок вырос;
• старого неработающего будильника или радиоприемника;
• остатков обоев и многого другого.
Давая задание, уточните, должен ли результат труда приносить какую-либо практическую пользу или это будет что-то «для красоты».
Когда ребенок выскажет какое-либо предположение,
спросите, какие еще материалы или инструменты могут понадобиться для
воплощения идеи.
В эту игру можно играть как устно, так и зарисовывая проект изделия или изготавливая его.
Можно играть наоборот.
Из чего можно сделать:
• вазочку для цветов, фруктов или сахара;
• рамочку для фотографии;
• копилку;
• поддон или кашпо (подставку) для комнатного растения;
• подсвечник;
• ящичек для мелких разнородных предметов;
• куклу би-ба-бо или куклу на палец;
• коллаж;
• витраж;
• бусы, брошку, браслетик, другую детскую бижутерию;
• обложку для книги;
• закладку;
• полку для мелких предметов или игрушек;
• одежду для кукол;
• козырек для уличного звонка на даче;
• крючок для прихватки;
• много других полезных или интересных предметов.
Этот вариант игры можно проводить в основном устно, так
как у вас может не найтись какого-нибудь нужного предмета, но если бы он
был, то вещь получилась бы.
|