Необходимо учить детей понимать рассказы
взрослого о вещах и событиях, связанных с их личным опытом, не
сопровождаемые показом предметов, картинок, действий. Например,
рассказать и вовлечь в процесс рассказывания самих детей о том, что они
видели, когда гуляли (собаку, птичку, машину).
Цели предлагаемых ниже игр: продолжать
развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-,
трехсложные инструкции, ориентироваться в пространстве.
• ПРИНЕСИ ИГРУШКУ •
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: приготовьте
4-5 игрушек (машину, мяч, пирамидку, куклу, книжку и т. п.). Расставьте
их на столе или ковре. Взрослый просит ребенка принести, например,
машинку. Если он ошибается, взрослый указывает на нужный предмет. Затем
спрашивает, что это. Малыш отвечает. Или: «Это машина. Повтори». Ребенок
называет предмет или использует слова-заместители: «би-би». Игра
повторяется.
• НАЙДИ И ПРИНЕСИ •
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: игра
проводится, как предыдущая, но с той разницей, что ребенку предлагается
самому найти указанную игрушку или предмет в группе.
• ПОРУЧЕНИЯ •
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: взрослый
просит ребенка выполнить несложную инструкцию. Например: «Уложи куклу
спать», «Покачай мишку», «Брось мяч в корзину» и т. д. Если малыш не
справляется, то взрослый помогает ему, по ходу игры комментируя свои
действия и действия ребенка. После каждого поручения взрослый задает
вопрос: «Что ты сделал?»
• ПОЛОЖИ НА МЕСТО •
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: взрослый
предлагает ребенку убрать на место игрушки. Он говорит: «Что это?
(Машина.) Где стоянка у машины? (На полке.) Поставь машину на полку».
Или: «Что это? (Кукла.) Где домик куклы? (На кровати.) Посади куклу на
кровать» и т. п. После этого родитель подчеркивает, что в комнате
порядок, все игрушки находятся на своих местах.
|