Груши и яблокиВозьмите
5 груш и 5 яблок. Пусть ребенок посчитает их и убедится, что их
поровну. Необходимо словесно отметить, что их равное количество. Груш
столько же, сколько яблок, яблок и груш поровну, груш и яблок одинаковое
количество – 5. Затем уберите одну грушу и отметьте, что груш стало на
одну меньше. Посчитайте вместе с ребенком количество груш. Помогите ему
ответить на следующие вопросы: «Сколько груш осталось? Как получили
число 4? Число 4 меньше какого числа? Чего теперь больше – груш или
яблок? На сколько? Чего меньше? На сколько?» Знакомим ребенка со знаком
«-», используя карточки.
Тренируйте ребенка в сложении и вычитании, используя предметы и предметные карточки.
Когда ребенок освоит простейшие приемы сложения и вычитания, можно перейти к составлению и решению простейших задач.
Составление и решение задачОсновные
составляющие задачи – условие и вопрос. Анализируя условие, дети
приходят к пониманию известных и к поиску неизвестных величин. Этот
поиск и составляет решение задачи. Дети должны усвоить, что решить
задачу – означает понять и рассказать, какие действия нужно выполнить с
данными в ней числами, чтобы получить ответ. Итак, четыре составляющих
задачи – это условие, вопрос, решение и ответ. Поняв структуру задачи,
дети без труда начнут выделять в ней отдельные части.
Желательно поупражняться с ребенком в повторении
задачи в целом и отдельных ее частей. Можно поступить следующим образом:
вы повторяете условие задачи, а ваш ребенок формулирует вопрос.
Задача 1«На ветке сидело пять
птичек. Затем прилетело еще две», – рассказываете вы условие задачи.
Ребенок формулирует вопрос: «Сколько стало птичек?» Вопрос сформулирован
правильно, но стоит пояснить, что вместо слова стало лучше использовать глагол, отражающий содержание задачи: сколько птичек сидит на ветке?
В дальнейшем надо также стремиться использовать глаголы, описывающие действия, в соответствии с предложенной задачей.
Составьте задачу на основе выполненных действий.
Задача 2Поставьте в одну вазу пять
гвоздик, а в другую – одну гвоздику. Пусть ребенок опишет ваши
действия: «Мама поставила в одну вазу пять гвоздик, а в другую – одну
гвоздику». Описывая ваши действия, он уже составляет условие задачи и
понимает это. Задайте вопрос: что уже известно из условия задачи?
Последует ответ: пять гвоздик стоит в одной вазе и одна – в другой.
Предложите цифрами изобразить эти данные на бумаге: 5 + 1. Что же
требуется узнать? Сколько всего гвоздик в обеих вазах. Решите задачу: 5 +
1 = 6.
Подобным образом анализируем задачу на вычитание.
Задача 3На основе практических
действий составляем условие задачи. Пусть ребенок расставит на столе
шесть тарелок, а вы уберите одну. Теперь пусть он самостоятельно
составит условие задачи, описав действия – свои и ваши: «Лена расставила
на столе шесть тарелок, а мама убрала одну». Уточните, что это условие
задачи, из которого вам известно, что было шесть тарелок на столе, а
одну убрали.
Далее пусть сформулирует вопрос, что же неизвестно в
задаче, что требуется узнать: «Сколько тарелок осталось на столе?»
Запишите данные цифрами: 6–1. Запишите решение и решите задачу: 6–1 = 5.
Используем математические терминыПри формулировке арифметических действий дети обычно пользуются бытовыми словами: прибавить, отнять, стало, будет. Правильнее употреблять слова: прибавить, отнять, вычесть, сложить. Слова сложить, вычесть, получится, равняется являются
специальными математическими терминами, и в дальнейшем надо стремиться
приучить ребенка к использованию именно этих слов.
Обучая ребенка формулировать арифметические действия, предлагайте ему задачи с одинаковыми числовыми данными для разных действий: «У
Лены было три яблока. Одно она съела. Сколько яблок осталось? 3–1 = 2» и
«Тане дали три яблока и одну грушу. Сколько фруктов у Тани? 3 + 1 = 4».
Можно также предложить внешне похожие задачи, но требующие выполнения разных арифметических действий: «На
ветке сидели три воробья, один улетел. Сколько воробьев осталось на
дереве? 3–1 = 2» и «На ветке сидело три воробья. Прилетел еще один.
Сколько воробьев сидит на дереве? 3 + 1 = 4».
Вопрос для формулировки арифметического действия на
первых порах ставится развернуто и близок к содержанию задачи: «Что надо
сделать, чтобы узнать, сколько воробьев сидит на дереве?» В дальнейшем
можно будет прибавить к конкретной задаче вопрос общего вида: «Что нужно
сделать, чтобы решить эту задачу?»
К моменту обучения решению задач дети знакомы со знаками «+», «-», «=». Поэтому необходимо тренировать ребенка в записи арифметических действий и чтении таких записей.
Например: 3 + 1 = 4. К трем воробьям прибавить одного
воробья. Получится четыре воробья. Умение читать запись в дальнейшем
поможет ему составлять задачи по числовому примеру.
Задачи, решение которых было приведено выше, являются
простыми задачами, в процессе решения которых дети усваивают смысл
арифметических действий сложения и вычитания. Это были задачи на
нахождение суммы двух чисел и нахождение остатка. |