Знакомство со счетом и цифрамиЗнакомство
со счетом и цифрами проводят, используя дидактический материал:
карточки с изображением цифры, которая обозначает число, и предметов в
количестве, соответствующем данному числу; предметы, имеющие
качественные различия (большие и маленькие, красные и синие шары), затем
– отличающиеся по видовым признакам (шары и кубики). Наглядным
материалом могут послужить игрушки, изображения предметов, объекты
окружения и т. д.
Посчитаем предметыРазложите
одинаковые игрушки (кубики, шарики и т. п.) в один ряд.
Продемонстрируйте наглядно, добавляя в ряд по одному предмету, как
образуется новое число (прибавлением). По ходу объяснения, сочетающегося
с показом, необходимо познакомить детей с правилами счета: предметы,
расставленные в один ряд, показывают рукой или указкой, начиная с
первого, т. е. расположенного слева, одновременно последовательно
называя числа.
Счет ведется слева направо, предметы для счета берут
правой рукой и раскладывают тоже слева направо. Ребенку необходимо
запомнить это для дальнейшего обучения чтению и письму. Числа называются
четко, в строгой последовательности, названия самих предметов не
произносятся.
После того как названо число, соответствующее последнему
в ряду предмету, нужно круговым движением руки описать предложенный ряд
и ответить на вопрос «сколько?» Назвать предметы можно при подведении
итога счета: «Всего пять кубиков».
Обратите внимание ребенка на то, что первый в ряду предмет при счете называют словом один, а не раз, как в считалках и повседневности.
Сколько? Больше – меньше – поровну(Определяем цель счета – выразить количество предметов числом, сравниваем количество предметов.)
Считайте вместе с ребенком предметы, называя при этом
последнее число, сравнивайте их (1 и 2, 2 и 3, 3 и 3, 3 и 4). Посчитайте
предметы вместе с ребенком, и пусть он ответит на вопросы: «Сколько
кукол? Сколько мишек? По сколько кукол и мишек? Чего больше (меньше)?»
Знаки больше, меньшеПознакомьте ребенка со знаками больше, меньше, изображенными
на карточках. Разложите игрушки по две группы. Упражняйте ребенка
правильно выкладывать нужный знак между группами, определяя, в какой
больше предметов, в какой – меньше.
Игра с предметными карточкамиНа карточки с изображением зайчиков наложите меньшие по размеру карточки с изображением морковки.
Затем обратитесь к ребенку с вопросом: «Сколько
зайчиков? Сколько морковок?» и предложите образец ответа: «Морковок
столько же, сколько зайчиков. Каждому зайчику дали по морковке».
Рассадите куколок на стульяПопросите
ребенка рассадить куколок на стулья. Пусть стульев окажется больше, чем
кукол. Отметьте это словами: «Стульев больше, чем кукол». Попросите
ребенка убрать лишний стул, комментируя: «Один стул – лишний».
ПарыПопросите ребенка расставить
парами игрушки (зайцев и мишек). Задайте следующие вопросы: «Сколько
игрушек в паре? Кого-то больше или мишек и зайцев поровну?»
Знакомство со знаком «=»Для этого
используйте карточку с изображением знака. Расставьте игрушки в
несколько рядов группами. В первый ряд поставьте две группы с одинаковым
количеством игрушек, а в остальных – по две группы с разным
количеством. Предложите ребенку найти группы с одинаковым количеством и
положить между ними карточку со знаком равенства.
На следующем этапе знакомим ребенка с образованием каждого нового числа на основе добавления предмета к одному из сравниваемых множеств.
Образование нового числа. СложениеЕлки и грибыИспользуйте
две группы предметов или предметных картинок, например елки и грибы.
Сравните их вместе с ребенком, используя ключевые слова: столько, сколько, поровну, по три. Затем
добавьте еще один предмет (вырос еще один гриб). Выясните, чего теперь
больше или меньше (грибов больше, чем елок; елок меньше, чем грибов).
Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько стало грибов? Посчитать
(демонстрируем счет). Затем снова сравниваем количество елок и грибов:
елок осталось три, а количество грибов увеличилось, их стало на один
больше – четыре.
Заостряем внимание на способе получения числа: что нужно
сделать, чтобы вместо трех стало четыре? Добавить 1. Знакомим ребенка
со знаком «+», используя карточки.
Познакомим ребенка с образованием нового числа на основе вычитания. |