Дидактическая цель: расширить
представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений
(свет, тепло, влага, почва); воспитать наблюдательность, сочувствие, бережное
отношение к результатам труда.
Ход занятия
Дети рассматривают посаженные
одну-две недели назад луковицы, измеряют длину зеленых ростков. Раздается шум
мотора, и в комнате появляется Карлсон. В руках у него коробочка, где он
посадил лук. Карлсон вырастил его на крыше детского сада и хочет подарить малышам.Воспитатель
рассказывает дошкольникам о том, какие условия необходимы для роста лука.
Ребята замечают, что ростки у
луковицы Карлсона маленькие, изогнутые, желтого цвета. Все недоумевают.
Выясняется, что Карлсон каждый день поливал землю, в которую была посажена луковица.
Значит, вода и почва тут ни при чем. Что же произошло? Дети спрашивают, где Карлсон
держал коробочку с луковицей. Оказывается, на чердаке детского сада, где он
живет, нет окон, поэтому там темно, как ночью. Ребята догадываются, какую
ошибку совершил их друг,— для того, чтобы вырасти, луку было мало света.
Карлсон очень расстроился, и дети предлагают ему поставить коробочку на подоконник,
где тепло и много света. В течение нескольких дней они наблюдают за луком.
Вскоре ростки стали зелеными. Карлсон радуется вместе с ребятами.
С образом доктора Айболита у
дошкольников связаны представления о добром враче, который лечит животных и
заботится о них. В каждом детском саду есть кукла Айболит. Этот персонаж можно
включить в игровые обучающие ситуации для работы с детьми дошкольного
возраста. В рамках игровых действий Айболит может выполнять роль, важную для
экологического воспитания детей. Он объясняет, как нужно осматривать пациентов
(обитателей живого уголка), как поставить диагноз, выписать рецепт и т. д.
Кукла должна быть в белом халате
и колпаке. Желательны очки и борода, символизирующие ученость и доброту. В этой
игровой ситуации можно использовать куклу би-ба-бо. В чемоданчике Айболита кроме
традиционного набора есть рецепты (листки бумаги небольшого размера), ручка,
палочка для рыхления почвы, термометр, вата, пластмассовые ножницы, безопасный
нож и др.
Айболит приезжает к больным на
машине скорой помощи (нужна грузовая машина с кузовом). Он берет в дорогу
чемоданчик, а также предметы, которые могут пригодиться для лечения пациентов
(пакетик с удобрениями для комнатных растений, мешочек с черноземом и золой,
опрыскиватель, пузырек с подсолнечным маслом для смазывания кожи и панциря черепахи
и др.). На машине доктор увозит больных в лечебницу (например, пораженные тлей
растения).
В процессе игры доктор Айболит
«обследует» пациентов. Он может «определить» состояние больного, дать ему
лекарство. Авторитет врача для детей очень велик, поэтому игра, в которой
участвует Айболит, им очень нравится. |