Дидактическая цель: рассказать детям
о суровом климате Севера, животных, обитающих в тех краях, о том, как они
живут в этих условиях в летний период.
Ход занятия
Воспитатель сообщает, что в
детский сад пришло письмо от полярников, которые приглашают смелых и отважных
ребят принять участие в экспедиции на Север. Для этого снаряжен специальный
самолет. На его борту разместятся дети одной группы. В экспедицию отправятся
самые отважные, дисциплинированные, осторожные ребята, ведь Север таит в себе
много опасностей. Полетят те, кто сумеет хорошо подготовиться к полярным
условиям жизни.
Подготовка состоит в следующем:
необходимо собрать побольше сведений о Севере (книги, рисунки, фотографии),
принести их в детский сад, всем вместе рассмотреть, проследить по глобусу
маршрут экспедиции. Перед долгой дорогой нужно потренироваться — научиться
преодолевать различные препятствия, ведь исследователям придется идти узкими
тропами, в обход ледяных нагромождений, прыгать через расщелины в горах. К
экспедиции каждый должен хорошо подготовиться: найти рюкзак, теплый комбинезон
(любую теплую одежду), защитные очки, фотоаппарат, бинокль, подзорную трубу
(игровая атрибутика), сухой паек (шоколадку и печенье), нужно захватить
медицинскую аптечку для оказания первой помощи.
Осуществляя «на полном серьезе»
все этапы подготовки, воспитатель поддерживает и углубляет игровую ситуацию.
Взрослые продумывают оборудование физкультурного зала. Его нужно оформить как
побережье Северного Ледовитого океана. Это может быть пестро-зеленое или
пестро-коричневое ковровое покрытие, изображающее тундру (материк), где
пасутся северные олени (несколько картин или игрушек). Рядом находятся
сторожевая собака и оленевод. Из различного физкультурного оборудования, покрытого
белой тканью, создают льдины, ледяные торосы, которые «плавают в океане» (на
полу). На некоторых льдинах лежат и сидят животные (белые медведи, тюлени). На
шведской стенке можно изобразить скалу с множеством птиц (вставленные
картинки). Во время игры в зале (если возможно) включают дополнительный свет
(фотолампу, прожектор). Это светит яркое полярное солнце.
Перед началом игры воспитатель
подготавливает экипаж самолета из трех-четырех ребят (первый и второй пилоты,
бортмеханик, стюардесса). Пилот должен хорошо знать маршрут. Он ведет самолет
— «летит» впереди всех с расправленными крыльями (руками). По бокам от него
находятся второй пилот и бортмеханик, которые держат в руках бумажные вертушки
(пропеллеры). Стюардесса проверяет готовность пассажиров к полету.
Приземлившись в тундре, перед
выходом из самолета экипаж и пассажиры надевают теплые комбинезоны.
Руководитель экспедиции (воспитатель) проверяет, готовы ли ее участники отправиться
в путь. Объясняет, что сначала они пойдут по тундре, а затем на льдинах будут
путешествовать по Северному Ледовитому океану. Путешественников подстерегают
опасности: в тундре можно провалиться в болото; на льдинах есть большие
трещины, это тоже очень опасно. Все должны быть очень внимательными и оказывать
друг другу помощь.
В тундре участникам экспедиции
встречается пастух-оленевод (эту роль исполняет взрослый), который хорошо знает
местные условия и знакомит путешественников с северным краем. Рассказав
ребятам о тундре, он показывает им следы белого медведя на льдине. Обращает внимание
на плавающего тюленя. Предлагает затаиться и понаблюдать за белым медведем,
который показался вдали на льдине. Руководитель экспедиции советует ребятам
надеть очки, чтобы яркое солнце и сверкающий снег не слепили глаза. Просит
проверить одежду, помогает тем, кто упал, поскользнулся. Напоминает, чтобы дети
фотографировали животных, их следы, пейзаж, почаще смотрели в бинокли и подзорные
трубы. Обидно пропустить что-то интересное.
Руководитель экспедиции
рассказывает о том, что в последнее время развелось много белых медведей,
которые теперь охраняются государством, на них нельзя охотиться. Таким образом
люди спасли медведей от вымирания.
Заняв места в самолете, дети
снимают теплую одежду, едят сухой паек. Самолет взлетает. Вскоре
путешественники возвращаются домой. Вечером фотографы «проявляют» фотопленку,
делают фотографии (рисунки). |