«Посещение картинной галереи (выставки)» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
16.04.2012, 16:07
Дидактическая цель: научить детей воспринимать произведения искусства, видеть красоту отраженной в них природы; объяснить, что на картине каждый художник выражает свое отношение к природе; познакомить детей с работами известных художников-пейзажистов.
Ход занятия
В помещении (зале, изостудии, холле) устраивают выставку репродукций картин И. Левитана, И. Шишкина, В. Васнецова, И. Айвазовского, В. Белыницкого-Бирули и других известных пейзажистов. Здесь же может быть представлен отдел прикладного искусства (предметы с хохломской, городецкой росписью, жостовские подносы, игрушки, созданные народными умельцами). Воспитатель говорит, что через несколько дней ребята пойдут на выставку. С собой они могут взять «своих детей» (кукол), чтобы показать им картины знаменитых художников, которые любили природу и запечатлевали ее масляными красками на холсте. Воспитатель может предложить детям рассмотреть несколько книг об искусстве, объясняет им, как нужно вести себя на выставке. Преимущества игрового обучения по сравнению с традиционным просмотром слайдов или рассматриванием картин очевидны. Дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации. Игровые обучающие ситуации (путешествия по морю, Арктике, в Беловежскую пущу и т. д.) помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения на природе, в залах музея, что имеет большое значение для экологического воспитания. Чередование таких игр и реальных прогулок по лесу формирует у дошкольников осознанно-правильное отношение к природе и ко всему живому. «Для ребенка на этой ступени психического развития,— отмечает А. Н. Леонтьев,— еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченного созерцательного познания, поэтому осознание выступает у него, прежде всего, в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий мир,— это ребенок, стремящийся действовать в этом мире». Дальнейшие экспериментальные поиски помогут отыскать новые стороны и возможности использования игровых обучающих ситуаций на занятиях по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.