Взаимосвязь между игровым
процессом и формированием представлений о природе — малоисследованный в науке и
практике вопрос. Включение игровых элементов в процесс обучения и формирования
у дошкольников представлений о природе может стать эффективным средством
воспитания и значительно обогатит игровую деятельность дошкольников. Большую
роль играет воспитание у детей дошкольного возраста бережного отношения к
природе.
Педагоги и психологи уделяют
большое внимание игровой деятельности дошкольников. Д. Б. Эльконин вскрыл
социальную природу и механизм становления сюжетно-ролевой игры в
онтогенетическом развитии ребенка и установил взаимосвязь между игровой
деятельностью и психическим развитием дошкольников. По мнению Д. Б. Эльконина
и А. В. Запорожца, многие аспекты игровой деятельности дошкольников до сих пор
не исследованы, не выявлены возможности ее использования в воспитании детей.
Каким образом можно использовать
игру в процессе ознакомления дошкольников с природой? Каково ее место среди
методов и приемов, способствующих формированию у детей реалистических
представлений о растительном и животном мире, об экологической культуре?
Идея включения игры в процесс
обучения всегда привлекала отечественных педагогов.
К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый
материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия
более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания
малышей. По мнению автора, это не должно стирать границ между игрой и
обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических
игр и игровых приемов. Е. И. Тихеева отмечала важную роль обучающих игр,
которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его
знания об окружающем мире. Об этом писали А. С. Макаренко, У. П. Усова, Р. И.
Жуковская, Д. В. Менджерицкая и др. Понимая целесообразность использования
игры в обучении детей дошкольного возраста, исследователи разрабатывают
дидактические игры, которые помогут детям усвоить различные понятия, выработать
соответствующие навыки и умения.
Исследованиями Е. И. Удальцовой,
Ф. Н. Блехер, И. А. Сорокиной, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко установлено,
что дидактическую игру можно успешно использовать в целях воспитания и
обучения детей. Это будет способствовать решению различных учебных задач: формированию
навыков умственной деятельности детей, усвоению новых знаний, правильному
использованию приобретенных знаний в различных ситуациях, развитию умственной
активности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра может стать
своеобразной формой организации обучения, методом (приемом) закрепления знаний,
средством воспитания нравственно-волевых качеств ребенка.
Специфика обучающей игры
заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Любое изменение
соотношения структурных элементов игры (несоблюдение правил, ограничение
игровых действий, постановка только учебных задач и т. п.) превращает ее в систему
дидактических упражнений. Важным является положительное эмоциональное отношение
детей к дидактическим играм. Удачно и быстро найденное решение, радость
победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей
положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса
к познавательной деятельности.
В отечественной педагогике
дидактическая игра традиционно рассматривается как деятельность, сочетающая в
себе элементы игры и обучения. Авторы, которые занимаются исследованием
дидактических игр, выделяют их обязательные элементы: дидактическую (обучающую,
игровую) задачу (цель); игровые правила и действия. Некоторые исследователи к
элементам игры относят содержание, сюжет, роль, игровой замысел, результат.
Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью
которого является создание игровой ситуации и игровых взаимоотношений между
детьми. Анализ дидактических игр позволяет сделать вывод о том, что во многих
из них игровое действие отсутствует, по структуре и содержанию они подобны
беседе или упражнению. По мнению В. Н. Аванесовой, дидактическая игра
становится таковой благодаря наличию в ней игровых моментов: загадки, движения,
элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета,
ролей, использования различных персонажей. Для разработки игровой формы
обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и
игровых правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно добиться,
постоянно усложняя игровое действие. Основным стимулом познавательной деятельности
становится не указание воспитателя, а естественное для дошкольников желание
поиграть. В соответствии с этим воспитатель одновременно является наставником
и участником игры, а дети узнают много нового.
Направленность дидактической игры
на закрепление знаний, а не на сообщение детям новой информации побуждает
исследователей искать новые пути обучения дошкольников в процессе игры, в
частности сюжетно-ролевой как основного вида игр для детей дошкольного
возраста.
Использование сюжетно-ролевой
игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических
положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами.
Так, по мнению А. В. Запорожца, игра — это эмоциональная деятельность, а эмоции
влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную
активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов
сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе
создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый
материал.
Овладение знаниями о природе в
процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного
отношения к растительному и животному миру. Это подтверждают результаты
исследования Л. А. Абрамян, которые показывают, что благодаря игре у детей
вырабатывается позитивное отношение к окружающим, формируются положительные
чувства и эмоции.
Важна и обратная сторона явления:
экологические знания, которые вызывают положительную реакцию у детей, будут
активнее использоваться ими в процессе игры, чем те, которые затрагивают лишь
интеллектуальную сторону личности. С. Л. Рубинштейн считает, что игра— это
деятельность ребенка, в которой он выражает свое отношение к окружающей
действительности.
Педагоги и психологи определили
структуру сюжетно-ролевой игры, которая включает следующие элементы:
воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия. В самостоятельной
игровой деятельности старших дошкольников эти элементы взаимосвязаны в едином
игровом процессе. Исследователи доказали, что на первом этапе игровой
деятельности детей следует формировать необходимые знания об окружающей
действительности. Педагог учит их осуществлять игровые действия с предметами,
строить ролевые взаимоотношения, развивать сюжетную линию игры.
Ближе других к решению этого
вопроса подошла в своих исследованиях Р. И. Жуковская, которая сделала вывод о
необходимости проведения игр-занятий, которые стали бы важным этапом в
становлении самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников. Исследование А.
Н. Фроловой подтвердило правильность ее выводов. Об этом свидетельствуют и
результаты исследований Н. Я. Михаленко, Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой.
Обучающие игры они рассматривают как одно из необходимых условий формирования
самостоятельной игровой деятельности дошкольников. По мнению этих исследователей,
эмоциональная и интеллектуальная стороны развития ребенка в игре
взаимообусловлены и естественно вытекают из реальной жизни. Авторы отмечают,
что игра — это разновидность интеллектуальной деятельности и уровень решения
игровых задач зависит от реального опыта ребенка. Разрабатывая методы
формирования игры, исследователи должны учитывать специфику игрового действия,
которое всегда направлено на достижение определенной цели с учетом игровых
условий. Педагог руководит игрой, не только участвуя в ней, но и демонстрируя
детям образцы игрового поведения в жизни. Он оказывает воздействие на ребенка
с помощью сюжета и распределения ролей в игре в зависимости от этапов формирования
игровой деятельности и возрастных особенностей детей.
Таким образом, использование игр
в процессе обучения не препятствует становлению самостоятельной игровой
деятельности дошкольников. Наоборот, различные структурные элементы игры
(воображаемая ситуация, интересный сюжет, ролевые действия и отношения) послужат
для детей образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая, несомненно,
окажет влияние на содержание их игр в дальнейшем.
Каким же элементам игры следует
отдавать предпочтение при использовании игровых ситуаций на экологических
занятиях? В зависимости от учебной задачи и содержания занятия в равной степени
могут быть использованы сюжет, ролевые отношения, сказочные или литературные персонажи
и т. д. В любом случае характер игры определяется логикой построения занятия,
которое направлено на достижение определенной дидактической цели. С самого
начала ход игры регламентирован, его определяет воспитатель, который должен
детально продумать, подготовить, организовать и направить игру в нужное русло.
В процессе игры дети «следуют» за педагогом в отличие от самостоятельной
игровой деятельности, где воспитатель, даже непосредственно руководя игрой,
«следует» за дошкольниками. Игровая функция педагога во время занятий очень важна,
так как от него зависит процесс осуществления игры. Его замысел останется
нереализованным, если сюжет не заинтересует детей, не вызовет у них
эмоционального отклика или будет нарушено ролевое поведение.
По мнению Д. Б. Эльконина, роль —
это основа сюжетно-ролевой игры. Ролевые действия осуществляются в
соответствии с правилами, которые отражают «логику реального действия и реальных
отношений». С развитием игровой деятельности правила поведения для детей старшего
дошкольного возраста становятся ядром роли. Эти теоретические положения
необходимо учитывать при использовании сюжетно-ролевой игры или отдельных ее
элементов в организации процесса обучения.
Анализ дидактических игр,
рекомендуемых для детских садов, показывает, что они значительно различаются
по форме и содержанию. В играх, не имеющих определенного сюжета, более
отчетливо выражены игровые действия и правила. Основу сюжетной игры составляет
фабула событий, для воспроизведения которых между детьми распределяют роли.
Очевидно, что сюжет и ролевое взаимодействие сближают дидактическую игру с
сюжетно-ролевой. Примером могут служить (по В. А. Дрязгуновой) игра в магазин
(«Овощи-фрукты», «Семена», «Цветы»), игры «Консервный завод», «Овощехранилище»,
«Лесник», в которых дети выступают в роли покупателей, продавцов, рабочих,
заведующих отделами. Действия, которые они должны совершать в соответствии с
ролью, нельзя назвать ролевыми, так как они не развивают сюжетной линии игры.
В ряде случаев (если эталоном служит сюжетно-ролевая игра) такие действия
выглядят неестественно. Например, что должен делать ребенок, «купивший» в
магазине «Цветы» комнатное растение? Или «рабочие» на консервном заводе,
которые должны сортировать плоды?
Таким образом, с одной стороны,
дидактическая игра приближается к сюжетно-ролевой, так как здесь используются
ее основные структурные компоненты (сюжет и роль), с другой — недостаточно
разработана форма их включения в дидактическую задачу занятия. В результате
обучающая цель преобладает над игровой.
Идея использования
сюжетно-дидактической игры в работе с дошкольниками развита в исследованиях А.
А. Смоленцевой. Автор считает, что ее можно использовать на занятиях в
дошкольных учреждениях для развития познавательных способностей детей и
активизации их игровой деятельности в свободное время.
В процессе экологического
воспитания можно использовать игровые элементы для обучения дошкольников и
формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям, животным и
людям как к части природы, а также к материалам природного происхождения и
предметам, изготовленным из них.
Наши исследования показали, что
оптимальная форма использования игры в процессе ознакомления дошкольников с
природой — это игровые обучающие ситуации (ИОС), которые необходимы для решения
конкретных дидактических задач на экологических занятиях.
Для обучения нами были
использованы различные игровые элементы: сюжет, воображаемая ситуация,
ролевые действия. Своеобразным игровым элементов в обучении являются игрушки
(главным образом, куклы), которые изображают литературно-сказочных персонажей,
героев детских телепередач и мультфильмов.
В отличие от отдельных игровых
приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом
экологического занятия. Благодаря ей решаются основные воспитательно-образовательные
задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается
утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается
эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать
собственные возможности, обрести уверенность в себе.
В ходе экспериментальной работы
игровые обучающие ситуации были условно разделены на три группы: ИОС с
игрушками-аналогами, с использованием литературных персонажей и
игры-путешествия.
Построение игровых обучающих
ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с его
игрушечным изображением по внешнему облику и способу функционирования
(поведения). Игрушка не может заменить животное или растение, но она в такой
же степени является содержательным элементом обучения. Различные игровые
ситуации на занятиях показали, что игрушку-аналог можно использовать в
дидактических целях для формирования у детей разного дошкольного возраста
реалистических представлений о животных.
Следует отметить, что
использование игрушек-аналогов не во всех случаях оправдано. Дети не обращают
внимания на игрушечного щенка, если рядом с ними находится живая собака,
которую можно погладить, взять за лапу.
Вторую группу игровых обучающих
ситуаций составляют персонажи литературных произведений, хорошо знакомые
детям. В дошкольных учреждениях воспитатели часто используют «сюжетные»
игрушки (Буратино, Незнайка, Петрушка и др.), чтобы привлечь внимание детей к
дидактической цели занятия. Однако в этих случаях роль игровых персонажей в
обучении невелика: в основном они выполняют развлекательную функцию, а в ряде
случаев даже мешают на занятиях. Между тем героев полюбившихся сказок, рассказов
и диафильмов дети воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. Это
отмечают многие исследователи, которые изучают влияние литературных
произведений на поведение дошкольников (Т. А. Маркова, Д. В. Мендже- рицкая, Л.
П. Бочкарева, О. К. Зинченко, А. М. Виноградова и др.). Кукол, которые являются
персонажами сказок, благодаря их «литературной биографии» можно с успехом
использовать на экологических занятиях. Для этой цели используются образы
Чиполлино, Незнайки, Карлсона, Айболита и других героев сказок.
С помощью этих персонажей, хорошо
знакомых детям, можно активизировать познавательную деятельность дошкольников
и решить ряд дидактических задач программного содержания. Куклы — это не
просто симпатичные игрушки, которые развлекают ребят, а персонажи со своим
характером и настроением. Дошкольникам они интересны тем, что в новых, неожиданных
ситуациях проявляются типичные черты характера этих героев. Карлсон и Незнайка
попадают в сложное положение, когда необходимы знания и помощь ребят. Такие
моменты хороши тем, что дошкольники из обучаемых превращаются в обучающих,
благодаря чему активизируется их умственная деятельность.
На занятиях воспитатель задает
детям вопросы, что-то объясняет, рассказывает. Но когда он от имени Незнайки
или Карлсона задает глупые вопросы, дети с удовольствием исправляют его
«ошибки». Они находятся во власти игровой ситуации, поэтому уверенно дополняют
рассказ воспитателя, уточняя и закрепляя при этом полученные знания.
Третья группа игровых обучающих
ситуаций — это игра в путешествия («Поездка на выставку», «Экспедиция в
Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю»), в процессе которой дети
узнают много нового.
В каждом случае сюжет игры
следует продумывать таким образом, чтобы дошкольники в качестве
путешественников, экскурсантов, туристов побывали во многих местах.
Воспитатель берет на себя роль экскурсовода или руководителя туристической
группы, опытного путешественника.
В таких игровых обучающих
ситуациях большую помощь педагогу могут оказать самодельные фотоаппараты,
подзорные трубы и бинокли («оптические приборы»), которые создают хорошие
визуальные условия для наблюдения. Фотографирование предполагает изготовление
«фотографий» (дети делают рисунки на основе полученных впечатлений).
Все ИОС требуют от воспитателя
определенной подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую
ситуацию для ролевого взаимодействия детей. Обучение с использованием игровых
обучающих ситуаций в ряде случаев может выходить за рамки отведенного времени,
но это даст максимальный развивающий эффект.
ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
У детей дошкольного возраста
много любимых героев сказок и популярных мультфильмов. Эти персонажи можно
использовать для создания игровых ситуаций, которые позволяют расширить
представления детей о растениях и животных, вызовут добрые чувства к ним. При
разработке игровых обучающих ситуаций нужно использовать характерные,
примечательные черты сказочных героев, особенности их поведения. Для этого в
пособии приведена их краткая характеристика, которая поможет воспитателю
создать ИОС экологического содержания.
Карлсон, герой известной сказки
Астрид Линдгрен, живет на крыше; имеет пропеллер за спиной и летает, где хочет;
он сладкоежка (любит свежие пышки и варенье); баловник (устраивает
беспорядок, разбивает люстру и т. д.); любит приключения. Эти особенности и
выразительность образа куклы, которая широко используется на занятиях в
детских садах, позволяют создать игровые обучающие ситуации для работы с
детьми дошкольного возраста.
ИГРОВЫЕ
ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ (ПУТЕШЕСТВИЯ)
Традиционной для дошкольников является игра в путешествия,
многочисленные варианты которой приемлемы для детей разных возрастов. Их
внимание может быть сосредоточено на разных моментах: они совершают поездки
(пассажиры сидят, выходят и заходят на остановках, покупают билеты, водитель
сидит за рулем); появляются ролевые взаимоотношения во время поездки (мама
разговаривает с детьми, с другими пассажирами, водитель объявляет остановки,
предупреждает об опасности при выходе из автобуса и т. д.). Кроме того, в
процессе игры дети узнают много нового о местах, где они побывали во время
«путешествия». Эту сторону игры можно использовать в дидактических целях при
ознакомлении детей с природой. |