Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 23.04.2024, 12:38

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ [161]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ [58]
ИГРЫ СО СЛОВАМИ [21]
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ [103]
ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ [12]
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ [61]
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ [56]
ГРАММАТИКА В ИГРАХ И КАРТИНКАХ [31]
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ [38]
ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС" [23]
Главная » Файлы » ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ » ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
20.04.2012, 12:43

Взаимосвязь между игровым процессом и формированием представлений о природе — малоисследованный в науке и практике вопрос. Включение игровых элементов в процесс обуче­ния и формирования у дошкольников представ­лений о природе может стать эффективным средством воспитания и значительно обогатит игровую деятельность дошкольников. Большую роль играет воспитание у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе.

Педагоги и психологи уделяют большое вни­мание игровой деятельности дошкольников. Д. Б. Эльконин вскрыл социальную природу и механизм становления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребенка и установил взаимосвязь между игровой деятельностью и пси­хическим развитием дошкольников. По мнению Д. Б. Эльконина и А. В. Запорожца, многие ас­пекты игровой деятельности дошкольников до сих пор не исследованы, не выявлены возможнос­ти ее использования в воспитании детей.

Каким образом можно использовать игру в процессе ознакомления дошкольников с приро­дой? Каково ее место среди методов и приемов, способствующих формированию у детей реалис­тических представлений о растительном и жи­вотном мире, об экологической культуре?

Идея включения игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов.

К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваива­ют новый материал в процессе игры, и рекомендо­вал учителям стараться делать занятия более за­нимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению ав­тора, это не должно стирать границ между игрой и обучением. Речь идет о более широком исполь­зовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Е. И. Тихеева отмечала важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу рас­ширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире. Об этом писали А. С. Макаренко, У. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая и др. Понимая целесообраз­ность использования игры в обучении детей до­школьного возраста, исследователи разрабатыва­ют дидактические игры, которые помогут детям усвоить различные понятия, выработать соответ­ствующие навыки и умения.

Исследованиями Е. И. Удальцовой, Ф. Н. Блехер, И. А. Сорокиной, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко установлено, что дидактичес­кую игру можно успешно использовать в целях воспитания и обучения детей. Это будет способ­ствовать решению различных учебных задач: фор­мированию навыков умственной деятельности де­тей, усвоению новых знаний, правильному исполь­зованию приобретенных знаний в различных си­туациях, развитию умственной активности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра может стать своеобразной формой организации обучения, методом (приемом) закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых качеств ребенка.

Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, которая содержит и учебные зада­чи. Любое изменение соотношения структурных элементов игры (несоблюдение правил, ограни­чение игровых действий, постановка только учебных задач и т. п.) превращает ее в систему дидактических упражнений. Важным является положительное эмоциональное отношение де­тей к дидактическим играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизиру­ют их мышление, способствуют повышению ин­тереса к познавательной деятельности.

В отечественной педагогике дидактическая игра традиционно рассматривается как деятель­ность, сочетающая в себе элементы игры и обу­чения. Авторы, которые занимаются исследова­нием дидактических игр, выделяют их обяза­тельные элементы: дидактическую (обучаю­щую, игровую) задачу (цель); игровые правила и действия. Некоторые исследователи к элемен­там игры относят содержание, сюжет, роль, иг­ровой замысел, результат. Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью которого является создание иг­ровой ситуации и игровых взаимоотношений между детьми. Анализ дидактических игр поз­воляет сделать вывод о том, что во многих из них игровое действие отсутствует, по структуре и содержанию они подобны беседе или упраж­нению. По мнению В. Н. Аванесовой, дидакти­ческая игра становится таковой благодаря на­личию в ней игровых моментов: загадки, дви­жения, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, использования различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения не­обходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и игровых правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя игровое дей­ствие. Основным стимулом познавательной де­ятельности становится не указание воспитате­ля, а естественное для дошкольников желание поиграть. В соответствии с этим воспитатель од­новременно является наставником и участни­ком игры, а дети узнают много нового.

Направленность дидактической игры на закрепление знаний, а не на сообщение детям новой информации побуждает исследователей искать новые пути обучения дошкольников в процессе игры, в частности сюжетно-ролевой как основного вида игр для детей дошкольного возраста.

Использование сюжетно-ролевой игры в эко­логическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных извес­тными исследователями, педагогами и психоло­гами. Так, по мнению А. В. Запорожца, игра — это эмоциональная деятельность, а эмоции влия­ют не только на уровень интеллектуального раз­вития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение эле­ментов сюжетно-ролевой игры в процесс форми­рования у детей представлений о природе соз­даст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.

Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осоз­нанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Это подтверждают результа­ты исследования Л. А. Абрамян, которые пока­зывают, что благодаря игре у детей вырабатыва­ется позитивное отношение к окружающим, фор­мируются положительные чувства и эмоции.

Важна и обратная сторона явления: экологи­ческие знания, которые вызывают положитель­ную реакцию у детей, будут активнее использо­ваться ими в процессе игры, чем те, которые зат­рагивают лишь интеллектуальную сторону лич­ности. С. Л. Рубинштейн считает, что игра— это деятельность ребенка, в которой он выражает свое отношение к окружающей действительности.

Педагоги и психологи определили структуру сюжетно-ролевой игры, которая включает сле­дующие элементы: воображаемая ситуация, сю­жет, роль, игровые действия. В самостоятель­ной игровой деятельности старших дошкольни­ков эти элементы взаимосвязаны в едином иг­ровом процессе. Исследователи доказали, что на первом этапе игровой деятельности детей следу­ет формировать необходимые знания об окру­жающей действительности. Педагог учит их осуществлять игровые действия с предметами, строить ролевые взаимоотношения, развивать сюжетную линию игры.

Ближе других к решению этого вопроса по­дошла в своих исследованиях Р. И. Жуковская, которая сделала вывод о необходимости проведе­ния игр-занятий, которые стали бы важным эта­пом в становлении самостоятельной сюжетно-ро­левой игры дошкольников. Исследование А. Н. Фроловой подтвердило правильность ее вы­водов. Об этом свидетельствуют и результаты ис­следований Н. Я. Михаленко, Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой. Обучающие игры они рас­сматривают как одно из необходимых условий формирования самостоятельной игровой деятель­ности дошкольников. По мнению этих исследо­вателей, эмоциональная и интеллектуальная сто­роны развития ребенка в игре взаимообусловлены и естественно вытекают из реальной жизни. Ав­торы отмечают, что игра — это разновидность интеллектуальной деятельности и уровень решения игровых задач зависит от реального опыта ребен­ка. Разрабатывая методы формирования игры, исследователи должны учитывать специфику иг­рового действия, которое всегда направлено на достижение определенной цели с учетом игровых условий. Педагог руководит игрой, не только участвуя в ней, но и демонстрируя детям образцы игрового поведения в жизни. Он оказывает воз­действие на ребенка с помощью сюжета и распре­деления ролей в игре в зависимости от этапов фор­мирования игровой деятельности и возрастных особенностей детей.

Таким образом, использование игр в процессе обучения не препятствует становлению самос­тоятельной игровой деятельности дошкольни­ков. Наоборот, различные структурные элемен­ты игры (воображаемая ситуация, интересный сюжет, ролевые действия и отношения) послу­жат для детей образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая, несомненно, окажет влияние на содержание их игр в дальнейшем.

Каким же элементам игры следует отдавать предпочтение при использовании игровых ситу­аций на экологических занятиях? В зависимости от учебной задачи и содержания занятия в равной степени могут быть использованы сюжет, ролевые отношения, сказочные или литературные персо­нажи и т. д. В любом случае характер игры оп­ределяется логикой построения занятия, которое направлено на достижение определенной дидак­тической цели. С самого начала ход игры регла­ментирован, его определяет воспитатель, который должен детально продумать, подготовить, орга­низовать и направить игру в нужное русло. В про­цессе игры дети «следуют» за педагогом в отличие от самостоятельной игровой деятельности, где воспитатель, даже непосредственно руководя игрой, «следует» за дошкольниками. Игровая функция педагога во время занятий очень важ­на, так как от него зависит процесс осуществле­ния игры. Его замысел останется нереализован­ным, если сюжет не заинтересует детей, не вы­зовет у них эмоционального отклика или будет нарушено ролевое поведение.

По мнению Д. Б. Эльконина, роль — это осно­ва сюжетно-ролевой игры. Ролевые действия осу­ществляются в соответствии с правилами, кото­рые отражают «логику реального действия и ре­альных отношений». С развитием игровой дея­тельности правила поведения для детей старшего дошкольного возраста становятся ядром роли. Эти теоретические положения необходимо учи­тывать при использовании сюжетно-ролевой игры или отдельных ее элементов в организации процесса обучения.

Анализ дидактических игр, рекомендуемых для детских садов, показывает, что они значи­тельно различаются по форме и содержанию. В играх, не имеющих определенного сюжета, бо­лее отчетливо выражены игровые действия и правила. Основу сюжетной игры составляет фа­була событий, для воспроизведения которых между детьми распределяют роли. Очевидно, что сюжет и ролевое взаимодействие сближают дидактическую игру с сюжетно-ролевой. При­мером могут служить (по В. А. Дрязгуновой) игра в магазин («Овощи-фрукты», «Семена», «Цветы»), игры «Консервный завод», «Овоще­хранилище», «Лесник», в которых дети высту­пают в роли покупателей, продавцов, рабочих, заведующих отделами. Действия, которые они должны совершать в соответствии с ролью, нель­зя назвать ролевыми, так как они не развивают сюжетной линии игры. В ряде случаев (если эта­лоном служит сюжетно-ролевая игра) такие дей­ствия выглядят неестественно. Например, что должен делать ребенок, «купивший» в магазине «Цветы» комнатное растение? Или «рабочие» на консервном заводе, которые должны сорти­ровать плоды?

Таким образом, с одной стороны, дидакти­ческая игра приближается к сюжетно-ролевой, так как здесь используются ее основные струк­турные компоненты (сюжет и роль), с другой — недостаточно разработана форма их включения в дидактическую задачу занятия. В результате обучающая цель преобладает над игровой.

Идея использования сюжетно-дидактической игры в работе с дошкольниками развита в исследованиях А. А. Смоленцевой. Автор счи­тает, что ее можно использовать на занятиях в дошкольных учреждениях для развития позна­вательных способностей детей и активизации их игровой деятельности в свободное время.

В процессе экологического воспитания мож­но использовать игровые элементы для обуче­ния дошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям, животным и людям как к части природы, а так­же к материалам природного происхождения и предметам, изготовленным из них.

Наши исследования показали, что оптималь­ная форма использования игры в процессе оз­накомления дошкольников с природой — это игровые обучающие ситуации (ИОС), которые необходимы для решения конкретных дидакти­ческих задач на экологических занятиях.

Для обучения нами были использованы раз­личные игровые элементы: сюжет, воображае­мая ситуация, ролевые действия. Своеобразным игровым элементов в обучении являются игруш­ки (главным образом, куклы), которые изобра­жают литературно-сказочных персонажей, ге­роев детских телепередач и мультфильмов.

В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуа­ция тесно связана с ходом экологического заня­тия. Благодаря ей решаются основные воспита­тельно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижа­ется утомляемость, формируется интерес к поз­навательной деятельности, развивается эмоци­ональная отзывчивость. Игровое обучение помо­гает ребенку почувствовать собственные воз­можности, обрести уверенность в себе.

В ходе экспериментальной работы игровые обучающие ситуации были условно разделены на три группы: ИОС с игрушками-аналогами, с использованием литературных персонажей и игры-путешествия.

Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставле­нию живого объекта с его игрушечным изобра­жением по внешнему облику и способу функци­онирования (поведения). Игрушка не может за­менить животное или растение, но она в такой же степени является содержательным элемен­том обучения. Различные игровые ситуации на занятиях показали, что игрушку-аналог можно использовать в дидактических целях для фор­мирования у детей разного дошкольного возрас­та реалистических представлений о животных.

Следует отметить, что использование игру­шек-аналогов не во всех случаях оправдано. Дети не обращают внимания на игрушечного щенка, если рядом с ними находится живая со­бака, которую можно погладить, взять за лапу.

Вторую группу игровых обучающих ситуаций составляют персонажи литературных произведе­ний, хорошо знакомые детям. В дошкольных уч­реждениях воспитатели часто используют «сю­жетные» игрушки (Буратино, Незнайка, Петруш­ка и др.), чтобы привлечь внимание детей к ди­дактической цели занятия. Однако в этих случаях роль игровых персонажей в обучении невелика: в основном они выполняют развлекательную фун­кцию, а в ряде случаев даже мешают на занятиях. Между тем героев полюбившихся сказок, расска­зов и диафильмов дети воспринимают очень эмо­ционально, стараются им подражать. Это отмеча­ют многие исследователи, которые изучают вли­яние литературных произведений на поведение дошкольников (Т. А. Маркова, Д. В. Мендже- рицкая, Л. П. Бочкарева, О. К. Зинченко, А. М. Виноградова и др.). Кукол, которые явля­ются персонажами сказок, благодаря их «лите­ратурной биографии» можно с успехом использо­вать на экологических занятиях. Для этой цели используются образы Чиполлино, Незнайки, Карлсона, Айболита и других героев сказок.

С помощью этих персонажей, хорошо знако­мых детям, можно активизировать познаватель­ную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач программного содержа­ния. Куклы — это не просто симпатичные иг­рушки, которые развлекают ребят, а персонажи со своим характером и настроением. Дошколь­никам они интересны тем, что в новых, неожи­данных ситуациях проявляются типичные чер­ты характера этих героев. Карлсон и Незнайка попадают в сложное положение, когда необхо­димы знания и помощь ребят. Такие моменты хороши тем, что дошкольники из обучаемых превращаются в обучающих, благодаря чему ак­тивизируется их умственная деятельность.

На занятиях воспитатель задает детям воп­росы, что-то объясняет, рассказывает. Но когда он от имени Незнайки или Карлсона задает глу­пые вопросы, дети с удовольствием исправляют его «ошибки». Они находятся во власти игровой ситуации, поэтому уверенно дополняют рассказ воспитателя, уточняя и закрепляя при этом по­лученные знания.

Третья группа игровых обучающих ситуа­ций — это игра в путешествия («Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскур­сия в зоосад», «Путешествие к морю»), в про­цессе которой дети узнают много нового.

В каждом случае сюжет игры следует проду­мывать таким образом, чтобы дошкольники в качестве путешественников, экскурсантов, ту­ристов побывали во многих местах. Воспитатель берет на себя роль экскурсовода или руководи­теля туристической группы, опытного путешес­твенника.

В таких игровых обучающих ситуациях боль­шую помощь педагогу могут оказать самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли («оп­тические приборы»), которые создают хорошие визуальные условия для наблюдения. Фотогра­фирование предполагает изготовление «фотогра­фий» (дети делают рисунки на основе полученных впечатлений).

Все ИОС требуют от воспитателя определен­ной подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей. Обучение с использова­нием игровых обучающих ситуаций в ряде слу­чаев может выходить за рамки отведенного вре­мени, но это даст максимальный развивающий эффект.

 

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ

У детей дошкольного возраста много люби­мых героев сказок и популярных мультфиль­мов. Эти персонажи можно использовать для создания игровых ситуаций, которые позволя­ют расширить представления детей о растениях и животных, вызовут добрые чувства к ним. При разработке игровых обучающих ситуаций нуж­но использовать характерные, примечательные черты сказочных героев, особенности их пове­дения. Для этого в пособии приведена их крат­кая характеристика, которая поможет воспита­телю создать ИОС экологического содержания.

Карлсон, герой известной сказки Астрид Линдгрен, живет на крыше; имеет пропеллер за спиной и летает, где хочет; он сладкоежка (лю­бит свежие пышки и варенье); баловник (устра­ивает беспорядок, разбивает люстру и т. д.); лю­бит приключения. Эти особенности и вырази­тельность образа куклы, которая широко ис­пользуется на занятиях в детских садах, позво­ляют создать игровые обучающие ситуации для работы с детьми дошкольного возраста.

 

              ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ (ПУТЕШЕСТВИЯ)

Традиционной для дошкольников является игра в путешествия, многочисленные варианты которой приемлемы для детей разных возрас­тов. Их внимание может быть сосредоточено на разных моментах: они совершают поездки (пас­сажиры сидят, выходят и заходят на останов­ках, покупают билеты, водитель сидит за ру­лем); появляются ролевые взаимоотношения во время поездки (мама разговаривает с детьми, с другими пассажирами, водитель объявляет ос­тановки, предупреждает об опасности при вы­ходе из автобуса и т. д.). Кроме того, в процессе игры дети узнают много нового о местах, где они побывали во время «путешествия». Эту сто­рону игры можно использовать в дидактических целях при ознакомлении детей с природой.

Категория: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ | Добавил: admin | Теги: игры для дошкольников, развивающие игры для дошкольников, учимся играя, игры в детс, дидактические игры для детей, экологические игры для дошкольников
Просмотров: 4655 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru