Рукотворные буквы
Буквы можно
выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин;
«рисовать» горсткой песка или крупы,
высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствующие
названия: «каменные», «лесные», «макаронные». Попутно можно сочинять истории,
кому понадобилось пользоваться такими знаками.
Буквенный лабиринт
Играющие выбирают
юлящего. Водящий выкладывает на полу букву из длинных толстых веревок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не
соскользнуть с веревок. Игра становится еще более интересной, если лабиринт
надо пройти с закрытыми глазами и
отгадать, какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не соскользнет с веревки и правильно назовет букву.
Буквы на дереве, или
«Принеси то, не знаю что»
Буквы пекут из
соленого теста, раскрашивают пестрыми узорами или просто тонируют и
развешивают на «буквенном дереве».
Затем среди играющих
выбирается царь. Он усаживается на «трон» и обращается к одному из детей (или взрослых): «Поди туда - не знаю, куда; принеси то - не знаю, что». После этих слов
царь крепко зажмуривает глаза. А
игрок, к которому обратились, подходит к дереву и «срывает» с него букву.
Затем «путешественник» возвращается к царю:
«Ходил я за горы
высокие, ходил за моря глубокие. И набрел я на чудо-дерево, и принес тебе, царь, подарочек. Глаз своих не открывай, что за буква - отгадай!»
Царь берет букву в
руки, ощупывает ее и называет.
Игроки могут загадать
короткое слово. Тогда царь, ощупав буквы, пытается отгадать, какое слово они
составляют.
Очередность быть
царем может определяться по жребию или считалкой.
Буквенные
барельефы
Буквы можно лепить из
пластилиновых колбасок и делать из них лепные
барельефы. Такие барельефы станут достойным украшением фамильных гербов, рыцарских щитов, сказочных
замков. Можно затеять игру:
предложить детям отгадать, как зовут персонажа (рыцаря, волшебника,
принцессу), на дверях замка которого(ой) красуется такой герб.
Дорисуй
букву
Водящий рисует часть
буквы и спрашивает остальных, какую букву
он задумал. Тот, кто догадается, дорисовывает букву. В эту игру можно играть на бумаге, на доске, на асфальте, на
песке.
Буквенный след на
спине
Играют вдвоем. Один
игрок поворачивается спиной к другому, и
тот пальцем «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки
меняются ролями.
В эту же игру можно
играть группой. Выбираются двое водящих.
Один поворачивается спиной к остальным играющим. Другой вызывает «писца»: манит пальцем кого-нибудь из
группы, кому он поручает нарисовать
на спине первого водящего букву.
Буквы на песке
Берется небольшой
поднос с бортиками. В него насыпается мелкий песочек или манка. Дети по очереди рисуют буквы пальцами на сыпучем материале.
Буквы вверх ногами
Водящий кладет перед
играющими букву вверх ногами. Нужно угадать,
что это за буква.
Игру можно усложнить,
если одновременно предъявляемых букв будет
несколько. И самый сложный уровень - когда надо прочитать выложенное вверх
ногами слово.
Заколдованные
буквы
Детям раздаются
карточки с зеркально написанными буквами. Узнать их можно, только глядя в
зеркало. Игру можно усложнить, если
на карточках зеркальными буквами будут написаны слова.
Расти, буковка!
Выбираются две команды
по два-три человека. На полу раскатываются
две длинные дорожки из обоев. На одной в левом нижнем углу нарисована очень маленькая буква, на другой
- с левой стороны изображена очень
большая такая же буква. По условному сигналу члены команды по очереди начинают рисовать такие же буквы. Одни должны «вырастить» свою букву к концу дорожки,
другие - уменьшить. Выигрывает та
команды, которая закончит работу за более короткое время и при этом нарисует «красивые» буквенные знаки.
|