Чему учится ребенок:
употреблять в речи имена существительные
и прилагательные в родительном падеже; согласовывать прилагательные с существительными;
находить общую часть родственных слов; образовывать
слова при помощи суффиксов.
Оснащение: предметные картинки (рис.).
Ход игры: предложите ребенку послушать рассказ: «Человеку всегда
хотелось подняться в небо. Он пробовал
привязывать себе самодельные крылья, забирался на колокольню или высокую гору и оттуда бросался вниз. Но прежде
человек научился ездить по земле. Одним из первых видов транспорта были колесницы.
Им на смену пришли машины, а затем и поезда. Позже
появился воздушный шар, которым нельзя было управлять. Куда ветер подует
— туда шар и летит. Потом придумали дирижабль — управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый. Позднее
появился аэроплан. Ему на смену пришли быстроходные и надежные самолеты и вертолеты.
Но самый быстрый транспорт — ракета». Спросите ребенка: «Что быстрее — колесница
или автомобиль? паровоз или электровоз? дирижабль
или самолет? самолет или вертолет? самолет или ракета?»
Покажите ребенку картинки,
назовите изображения и среди них произнесите слово, изображения которого нет, например: колесница, автомобиль,
паровоз, пароход. Попросите ребенка назвать
слово, изображение которого отсутствует, а затем изменить число с единственного на множественное: «Нет парохода, нет
пароходов».

Аэроплан, паровоз, воздушный
шар, дирижабль. (Нет паровоза, нет паровозов.) Самолет, вертолет, дельтаплан,
ракета. (Нет дельтаплана, нет дельтапланов.) Попросите ребенка выбрать лишнее слово из трех предложенных: летчик, летать,
лето; шарик, шаровая, шарить.
Предложите ребенку образовывать
существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и объяснять смысловые оттенки слов: паровоз,
паровозище, паровозик; самолет, самолетище,
самолетик. |