Чему учится ребенок: находить общую часть родственных
слов; образовывать новые слова; согласовывать
прилагательные с существительными; образовывать слова при помощи суффиксов;
усвоит конкретные пары слов-антонимов.
Оснащение: юла, предметные картинки (рис.).
Ход игры: расскажите, что Земля имеет форму шара. Она
вращается вокруг своей оси — совсем как юла. Предложите ребенку завести юлу. Скажите:
«Земля похожа на огромную юлу. У нее тоже есть
ось. Посмотри, она как будто проткнула земной шар от „макушки" до „макушки".
На самом деле, Землю, конечно, никто не протыкал: ее ось воображаемая. Земля вращается
вокруг своей оси и освещается солнечными лучами то с одной, то с другой стороны.
На освещенной половине земного шара день, на неосвещенной — ночь».
Предложите ребенку прислушаться
к словам: день и ночь. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Скажите, что таких слов
много, и предложите потренироваться в их подборе: восход — ... (заход), север
— ... (юг), свет — ... (тьма), холод — ... (жара). 
Попросите ребенка найти
слова, противоположные по смыслу: «После темной ночи наступает светлый день.
Солнце всходит на востоке, а заходит — на западе». Темная — светлый, ночь — день,
всходит — заходит, восток — запад.
Предложите ребенку из ряда
слов выбрать те, которые имеют общую часть: ночник, полночь, чернота, ночевка;
свет, светлячок, солнце, светлеть.
Предложите изменять слова по образцу: восход — восходит, холод
— ... (холодит); север — ... (северный), ночь — ... (ночной), пасмурно — ... (пасмурный).
Спросите, каким может быть:
утро... (раннее, солнечное, весеннее, радостное, пасмурное...); день, вечер, ночь? |