Чему учится ребенок: находить
родственные слова; образовывать имена прилагательные от существительных; усвоит конкретные пары слов-антонимов.
Оснащение: предметные картинки
(рис.).
Ход игры: расскажите ребенку:
«За год Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. В году 365 дней. Солнце
освещает Землю по-разному». Предложите ребенку посмотреть на картинку, где нарисован земной шар, «проткнутый» воображаемой осью.
Скажите: «На концах оси находятся Северный
и Южный полюсы. Если Северное полушарие обращено к Солнцу, то оно получает больше тепла и света и здесь лето. А в
Южном полушарии в это время зима. Через
полгода будет больше освещено Солнцем Южное полушарие и теперь здесь наступает лето, а в Северное полушарие приходит зима.
Когда одинаково освещены оба полушария, то наступает весна или осень. В разных
полушариях времена года всегда разные». Произнесите
медленно и четко: «Полушарие». Спросите: «Как ты думаешь, что обозначает
это слово? Как оно образовано?» (Полушарие — половина шара.) Объясните, что это
сложное слово. Таких слов много, например: полнолуние — ... (полная луна). Предложите
ребенку прислушаться к словам: зима — лето. Объясните,что это слова, противоположные по смыслу. Предложите найти слова, противоположные
по смыслу: «Летом дни длинные, а зимой — короткие. Летом жарко, а зимой холодно.
Поздней осенью грустно, а весной радостно». 
Предложите ребенку выбрать лишнее слово в ряду: холодок, холодец, холодильник;
лето, летний, летать; жар, жарко, поджаристый.
Предложите ребенку образовывать новые слова по образцу: лето — ... (летний),
весна — ... (весенний), жара — ... (жаркий). |