Возраст 3–4 года
Земля, Луна и СолнцеКонечно,
дети не раз видели и Луну, и Солнце. И многие из них, как и наши
далекие предки, уверены, что и Луна, и Солнце – это примерно одно и то
же. Только Луна поднимается на небо ночью, а Солнце – днем.
Расскажите им, что Солнце – это звезда, а Луна –
планета. Что Солнце светит, а Луна, как зеркало, отражает свет, что
Солнце огромное, а Луна маленькая.
Предложите попробовать поиграть в Луну, Землю и Солнце.
Конечно, точно соблюсти пропорции этих небесных тел в данной игре вам не
удастся. Но все-таки.
Пусть Солнцем будет кто-то самый большой, например папа.
Мама будет Землей, а малыш – Луной. «Солнце» встает посреди комнаты.
Неплохо было бы дать ему в руки фонарик или другой осветительный прибор
(если Солнце изображает ребенок – пусть у него будет фонарик или вообще
ничего, лампу он может уронить).
«Земля» начинает ходить вокруг «Солнца» и кружиться
вокруг себя (следите, чтобы у вас не закружилась голова). А малыш-«Луна»
бегает вокруг мамы-«Земли». В руках у «Луны» может быть зеркало.
В идеальном варианте «Луна» старается быть все время лицом к «Земле».
Возраст 4–5 лет
Живые планетыЭта игра возможна только в группе детей.
Играют один взрослый и девять-десять детей.
Взрослый изображает солнце, а дети – планеты солнечной системы. Один из детей может изображать луну.
Игру желательно проводить на свежем воздухе – на полянке или на детской площадке.
Чтобы «солнечная система» удалась, можно провести несколько подготовительных игр.
Запоминаем названияПо
очереди подзывайте к себе детей и называйте им их новые имена: Меркурий,
Сатурн и так далее. После того как каждый получил свое имя, начинаются
игры на внимание.
1-й вариант. Взрослый громко называет одну из
планет и считает до трех. Если «планета» не отозвалась, получает
штрафное очко (или выходит из игры, если детей больше, чем 10 человек, а
ее место под тем же именем занимает другой ребенок).
2-й вариант. Вам понадобится обыкновенный мяч –
это будет космический корабль. Дети передают или перекидывают в кругу
друг другу мяч со словами: «Корабль летит с Марса на Юпитер», называя
свое имя и имя того, кому они отдают или кидают мяч.
Кто за кем стоитСначала
взрослый должен дать детям возможность запомнить порядок расположения
планет в солнечной системе. Для этого дети должны не раз и не два
услышать, в каком порядке расположены планеты, из уст взрослого.
Нарисуйте на асфальте линию (или положите веревочку на
траве). Расскажите детям, что «Солнце» отпускает своих деток – планеты –
полетать там, где они хотят. Но время от времени планеты должны
прилетать домой, чтобы мама-«Солнце» не волновалась. «Солнце» будет
выкрикивать имена деток-планет в том порядке, в котором они должны
бежать домой и становиться вдоль линии.
Дети разбегаются. Через пару минут взрослый начинает
выкрикивать: «Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран,
Нептун, Плутон». Если в игре принимает участие «Луна», она бежит вместе с
«Землей», и они встают в ряд, держась за руки.
Через несколько игр, проведенных в одной и той же
группе, можно вообще не выкрикивать названия, а кричать: «Дети! Домой». А
потом проверять, правильно ли расположились планеты.
Или прокричите порядок планет неверно, а потом посмотрите, послушают ли они вас или встанут так, как вставали всегда. |