Цель: развивать образное мышление, распознавать предметы по описанию.
Оборудование: костюм Мойдодыра, деревянный
брусок, узкая палочка, широкая палочка, кусок поролона, полоска бумаги –
все по количеству играющих детей.
Возраст: 3–5 лет.
Ход игры: воспитатель, обращаясь к детям,
говорит: «Хотите, я вам расскажу сказку об одном мальчике?» Воспитатель
показывает рисунок, на котором изображен чумазый мальчик, и читает
стихотворение И. Демьянова «Замарашка»:
Замарашка рук не мыл, месяц в баню не ходил. Столько грязи, столько ссадин! Мы на шее лук посадим, Репу – на ладошках, на щеках – картошку. На носу морковь взойдет – будет целый огород!
Педагог говорит: «Этот мальчик очень не любил умываться.
И вот однажды...» зачитывает отрывки из стихотворения К. Чуковского
«Мойдодыр» о том, как от мальчика убежали его вещи и что сказал ему
умывальник Мойдодыр.
...Рано утром на рассвете Умываются мышата, И котята, и утята, И жучки, и паучки.
«А давайте, ребята, покажем, как умываются зверята.
Правильно, они умываются лапками, крылышками. А что нам с вами нужно,
чтобы от нас не убегали вещи (дети отвечают, педагог помогает)? Конечно,
нам нужны мыло, мочалка, зубная щетка, расческа, полотенце. Вот как
много всего. А давайте мы покажем, какие наши дети аккуратные, как чисто
моют руки, лицо, умеют чистить зубы, расчесывать волосы».
Педагог вместе с Мойдодыром подзывает детей к столу, на
котором разложены предметы, используемые как заместители мыла
(деревянные бруски), зубной щетки (узкие палочки), мочалки (куски
поролона), расчески (широкие палочки), полотенца (полоски бумаги).
Воспитатель говорит: «Посмотрите на эти предметы. Они вам ничего не
напоминают? Посмотрите на этот деревянный брусок. А что у нас такой же
формы? Правильно, мыло. А вот эта палочка (показывает узкую палочку).
Разве это палочка? Конечно, нет. Что же это (дети отвечают)? Молодцы,
ребята. Это будет наша зубная щетка. А на что похож этот предмет?
Посмотрите, какой он мягкий (дети отвечают, что на мочалку)». Таким же
образом анализируются внешние свойства полотенца (полоски бумаги) и
расчески (широкие палочки).
Далее воспитатель предлагает детям научить
мальчика-грязнулю, как же надо умываться. Ребята разбирают
предметы-заменители и имитируют процесс умывания. Взрослый наблюдает, в
случае необходимости дает советы и приговаривает:
Мылом, мылом, мылом, мылом Умывался без конца, Смыл и ваксу и чернила С неумытого лица.
«Вот какие чистые стали наши ребята, да и наш
мальчик-грязнуля умылся (показывает рисунок, на котором изображен чистый
мальчик). Видите, каким он стал чистым. Вот и одежда прибежала, и
книжки вернулись. А что же умывальник-Мойдодыр? Посмотрите, дети, какой
он радостный, как ему приятно, что все дети любят чистоту, такие
опрятные и аккуратные».
Надо, надо умываться по утрам и вечерам, А нечистым трубочистам – стыд и срам! Стыд и срам! Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое, И зубной порошок, и густой гребешок! Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане, — И в ванне, и в бане, всегда и везде – вечная слава воде!
В заключение Мойдодыр может поиграть с детьми в загадки и отгадки, которые имеют отношение к теме (для детей 4–5 лет).
В качестве литературного материала можно использовать следующие загадки.
Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится.
(Мыло)
Хвостик из кости, а на спинке – щетинка.
(Зубная щетка)
Чистый, зубастый, вцепился в чуб вихрастый.
(Гребешок)
Гладко, душисто, моет чисто.
(Мыло)
Мойдодыру я родня: Отверни-ка ты меня, И холодною водою Живо я тебя умою.
(Кран)
Дождик теплый и густой, Это дождик не простой, Он без туч, без облаков Целый день идти готов.
(Душ)
Можно также поиграть в игру «Я загадаю, а вы подскажите».
Чтобы кожа красиво блестела, Мойте с мылом свое ...(тело).
Вымой меня ты поскорее, Чистой хочется быть...(шее).
В кране нам шумит водица: Мойте чаще свои... (лица).
Мыльные пузыри пускают от скуки, Лучше чаще мойте с мылом...(руки).
Могут превратиться в когти Неподстриженные ...(ногти).
Чтобы стать, как бобрята, зубастыми, Чистите зубы лечебными ...(пастами).
Не страшна зубам щекотка, Им нужна средней жесткости ...(щетка).
Чтобы красивой была прическа, Пользуйтесь щеткой или...(расческой).
|