Что будет, если…
Еще одна устная игра.
Вы задаете вопрос – ребенок отвечает.
«Что будет, если я встану ногами в лужу?»
«Что будет, если в ванну с водой упадет мячик?
Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее. Затем меняйтесь ролями.
Что сначала, что потомПознакомьте ребенка с понятиями «сначала» и «потом» на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
• сначала чай наливают, потом пьют;
• сначала человек ложится спать, потом встает;
• сначала самолет взлетает, потом…;
• сначала птичка откладывает яичко, потом…
Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Или, наоборот, запутывайтесь, произносите неправильные фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
• сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить;
• сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…
Поменяйтесь ролями – ребенок начинает, вы продолжаете.
Что можно делать с…С чем можно делать…Вы
начинаете: «Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой,
ракеткой, а еще…», «Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно
плавать, а еще…» – ребенок продолжает.
Или:
• Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…
• Пить можно воду, молоко, сок, а еще…
Или:
• Чай пьют, а печенье едят.
• На кровати лежат, а на стуле сидят.
• Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.
• Рубашку шьют, а шарф…
• Котлеты жарят, а суп…
• Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями – ребенок начинает, вы продолжаете.
Кто что делаетПравила – аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает, и наоборот.
Начало может быть таким:
• Солнышко – светит, сияет, греет, а еще…
• Чайник – свистит, кипит…
• Машина – едет, гудит, светит…
• Снег – идет, тает…
• Кошка – бегает, ходит, пьет, спит…
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
• И лягушка, и зайчик – прыгают;
• И птица, и муха – летают;
• И снег, и дождь – выпадают на землю;
• И снег, и лед – тают.
Или много предметов на одно действие:
• Светит – солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще…
• Едет – машина, поезд, велосипед…
• Тает – мороженое, лед…
Или задания, имеющие только один ответ:
• Кто чинит сапоги?
• Кто печет пироги? и так далее о других профессиях;
• Кто хоботом пьет воду?
• Кто носит грибы на иголках? и так далее.
Что где? Кто где?Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например по комнатам своей квартиры:
• Что есть у нас на кухне?
• Что есть у нас в прихожей? и так далее.
• Где у нас стоит телевизор?
• Где у нас лежат сковородки? (Ребенок может давать
односложный ответ – на кухне, или более развернутый – на кухне в шкафу у
окна, на верхней полке.)
Потом отправиться в путешествие:
Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на
ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто
сидит в дупле? Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? и так
далее…
Что внутри?Взрослый
называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или
кого-то, что может быть внутри названного предмета или места:
• дом – стол;
• шкаф – свитер;
• холодильник – кефир;
• тумбочка – книжка;
• пузырек – лекарство;
• кастрюля – суп;
• дупло – белка;
• улей – пчелы;
• нора – лиса;
• автобус – пассажиры;
• корабль – матросы;
• больница – врачи;
• магазин – покупатели.
Больше, чем… Меньше, чем…Взрослый
ставит задачу: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты
называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем
я назвал».
Например: муравей – коробок, слон – дом, мышка – кошка, карандаш – самовар и так далее.
Или наоборот: вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.
Угадай, кто это?Взрослый
называет несколько слов (желательно использовать в основном
прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка – как
можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем
называть более точные признаки, характерные только для загаданного
существа. Например:
• серый, злой, зубастый, голодный (волк);
• маленький, серенький, трусливый, длинноухий (заяц);
• маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий (ежик);
• длинная, безногая, ядовитая (змея);
• пушистая, рыжая, проворная, хитрая (лиса);
• большой, неуклюжий, бурый, косолапый (медведь).
Один – много…Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.
«Стол – столы, сковородка – сковородки, кот – коты, сын – сыновья, дом – …, рот – …» и так далее.
Вариант: «Стол – много столов, нос – много носов, дочь – много дочерей…»
Сначала не старайтесь запутывать ребенка – давайте
слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда
натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.
Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет:
«Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…» (до пяти, или до десяти, или пока не собьется).
Можно и наоборот:
«Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать
три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…» и так далее до
одного или пока не собьется.
Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно
произвольно, то есть что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно
ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с
ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы
назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не
может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть
внимательным. |