Общение ребенка со взрослыми и сверстниками
наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто
произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть
причиной их непонимания.
Неправильное произношение отдельных групп
звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано
физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того
чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех
звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить
специальные игры и занятия. Закрепление правильного произношения звуков
осуществляется путем многократного произношения слов, насыщенных этими
звуками. Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо
использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат
подражания голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов
(молотка, часов и т. д.).
Умение правильно произносить звуки –
важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения,
родитель учит ребенка четко произносить слова. Он просит произносить
слова так, чтобы были слышны все звуки. Но сначала слова произносит
взрослый в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость
произношения увеличивается. Весьма эффективно и произношение слов
шепотом – для этого требуется более четкая артикуляция звуков.
• ВО ДВОРЕ •
Цель игры: развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: понадобятся
игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова. Взрослый выразительно
читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур,
Пугаю кур!
Ам-ам! Кто там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-му!
Молока кому?
(А. Барто)
Прочитав стихотворение, взрослый задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т. д.
• ПЕСНЯ-ПЕСЕНКА •
Цель игры: закрепление правильного
звукопроизношения, развитие речевого слуха и речевой активности, умения
произносить звуки и звукосочетания по подражанию.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: возьмите
большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Взрослый
сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей, четко произносит
звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по
рассказу.
Запела девочка песенку,
Пела, пела и допела.
– Теперь ты, петушок, пой!
– Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.
– Ты спой, мурка!
– Мяу-мяу, – спела кошка.
– Твоя очередь, уточка.
– Кря-кря-кря, – затянула уточка!
– А ты, мишка?
– Ряв-ряв-ряв, – зарычал медведь.
– Ты, лягушка, спой!
– Квак-квак-квак, – проквакала лягушка.
– А ты, кукла, споешь?
– Ма-ма, ма-ма!
Сладкая песенка!
(Г. Гербова)
В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет мишка?»
• КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА •
Цель игры: развитие умения звукоподражания, ориентировки в пространстве.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: приготовьте
шапочки для курочек и цыплят (по количеству детей). Затем взрослый
изображает курочку, а дети – цыплят. «Курочка» с «цыплятами» ходят по
лужайке и «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол).
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко да ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
(Т. Волгина)
Важно добиваться, чтобы дети проговаривали за воспитателем, отчетливо произносили звукосочетание «ко-ко-ко».
• ГАВ-ГАВ •
Цель игры: закрепление навыков произношения звуков по подражанию.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: желательно
приготовить картинки с изображениями щенка, коня, теленка, цыпленка,
козленка. Взрослый сопровождает чтение стихотворения показом картинок с
изображением животных и птиц.
«Гав! Гав!» – на заре,
«Гав! Гав!» – на дворе.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего
Спать мешаешь? И-го-го!»
И сказал теленок: «My!»
Спать мешает он ему.
И сказал теленок: «Пи!
Ты, щенок, еще поспи!»
А козленок: «Me!» да «Me!»,
«Подремать не дали мне».
А щенок все «Гав!» да «Гав!»,
У него веселый нрав!
И веселый этот нрав
Называется «Гав – гав!»
(Т. Волгина)
Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.
• НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ •
Цель игры: закрепление навыков произношения звуков по подражанию.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: возьмите
картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек,
петушка. Взрослый сопровождает чтение стихотворения показом картинок.
Наши уточки с утра:
– Кря-кря-кря!
– Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
– Га-га-га!
– Га-га-га!
А индюк среди двора:
– Бал-бал-бал!
– Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху:
– Грру-грру-грру!
– Грру-грру-грру!
Наши курочки в окно:
– Ко-ко-ко!
– Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
(Русская народная песня)
«Как кричат уточки?» Малыш отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.
• ЧАСЫ ТИКАЮТ •
Цель игры: развитие
звукопроизношения, голосового аппарата, закрепление правильного
произношения звуков «к», «т», «т'», выработка умеренного темпа речи,
умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: приготовьте
большие и маленькие часы. Взрослый показывает ребенку часы и говорит:
«Это часы. Когда они идут, то тикают: «Тик-так, тик-так». Как тикают
часы? (Дети отвечают.) Часы бывают большие и маленькие. Большие часы
тикают громко (произносит громко): «Тик-так», а маленькие – тихо:
«Тик-так». Как тикают большие часы? А как маленькие? (Дети отвечают.)
Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит в замедленном
темпе): «Тик-так». А маленькие – быстро (произносит в ускоренном темпе):
«Тик-так». Как тикают большие часы? А как маленькие? (Дети отвечают.)».
Важно следить за правильным и четким произношением звуков «к» и «т» (т').
• ЛОШАДКА •
Цель игры: обучить ребенка отчетливому произношению звука «и».
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: возьмите
игрушечную лошадку. Покажите ее ребенку, объясните, что она кричит
«и-и-и», и попросите малыша повторить 2-3 раза. Затем предложите ребенку
поиграть в заводных лошадок: «заводите» ребенка-«лошадку» ключиком, он
должен бегать и произносить «и-и-и».
• АВТОМОБИЛЬ •
Цель игры: сформировать у ребенка
правильное и отчетливое произношение звука «б» (б'), развить у него
умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо;
ориентироваться в пространстве.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: вырежьте из
картона рули (по количеству детей), приготовьте большую и маленькую
машинки. Взрослый показывает машинки и спрашивает, как они гудят («би-и,
би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина
гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче
обычного): «Би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса):
«Би-и, би-и». Ребенку предлагается повторять звукосочетание то громко,
то тихо. Потом можно предложить детям самим покататься на машинах.
Ребенок, изображая шофера, бегает с рулем в руках, произнося: «Би-и,
би-и».
• БАРАБАН •
Цель игры: закрепить правильное и отчетливое произношение звука «б» (б'), обучить ребенка регулированию силы голоса.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: понадобится
барабан. Взрослый показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои
действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у
ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной
громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо.
Важно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (б'), а звукоподражание – громко и тихо.
• КАП-КАП-КАП •
Цель игры: развить голосовой аппарат, выработать у ребенка умение произносить звукоподражание громко и тихо.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: возьмите
картинку с изображением дождя. Взрослый показывает картинку и говорит:
«Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо
повторяет), потом застучал сильнее: «кап-кап-кап» (ребенок повторяет
громче), «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!» В конце
игры взрослый читает потешку:
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять —
Мы промочим ножки.
(Русская народная песенка)
Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».
• ТУК-ТУК •
Цель игры: развить голосовой
аппарат, обучить громкому и тихому, быстрому и медленному произношению,
закрепить у ребенка правильное произношение звуков «т» и «к»,
сформировать у него чувство ритма.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: возьмите
игрушечный молоточек. Взрослый показывает молоточек и предлагает
послушать, как он стучит – «тук-тук-тук». Ребенок имитирует
постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошке и повторяет:
«Тук-тук-тук». Родитель говорит: «Мой молоточек может стучать громко
(стучит и громко произносит: «Тук-тук-тук»), а может и тихо
(показывает)». Малыш повторяет. Далее взрослый говорит, что молоточком
можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание
«тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце
игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.
|